ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3089/2023 от 18.08.2023 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

№2А-3089/2023

УИД 03RS0064-01-2023-002716-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2023 года г.Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,

при секретаре Каюмовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Башкортостанской таможни (Таможенный пост Аэропорт) к Рафикову ФИО4 о взыскании обязательных платежей,

установил:

Башкортостанская таможня обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая его тем, что Рафиков И.Ф. является плательщиком утилизационного сбора в связи с завозом легкового автомобиля марки Мерседес Бенс С240 идентификационный номер VIN , 2004 год выпуска, регистрационный номерной знак в Российскую Федерацию. В ходе проведения проверки установлен факт неуплаты утилизационного сбора, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. За данное транспортное средство подлежит уплате утилизационный сбор в размере 5200 рублей (0,26 х 20000 российских рублей). Обращений о причинах неуплаты утилизационного сбора в таможню не поступало.

На основании изложенного Башкортостанская таможня просит взыскать с Рафикова ФИО5 (ИНН , паспорт серия выдан отделением УФМС России по Республике Башкортостан в Аургазинском районе, дата выдачи 02.02.2008, адрес местожительства: <адрес>) неуплаченный утилизационный сбор в размере 5200 рублей.

Представитель административного истца Башкортостанской таможни Шагапова P.P. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, в представленных суду возражениях просил отказать в удовлетворении иска, принять во внимание то, что в отношении него подано заявление в Арбитраждный суд РБ о признании его банкротом.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Из положений данной статьи, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, выводится конституционный принцип равенства налогообложения, в соответствии с которым налоговое бремя должно распределяться равным образом, каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, так как налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС в электронной форме с использованием таможенной декларации.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В связи с изложенным, гражданин РФ Рафиков И.Ф., являющийся собственником вышеуказанного транспортного средства и декларантом, обязан произвести его таможенное декларирование в таможенном органе РФ и уплатить причитающиеся таможенные платежи до его использования на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

За каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1. Федерального закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе, для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: - осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; - осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации; - приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ): ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на основании ст. 332 ТК ЕАЭС Башкортостанской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении Рафикова И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН на предмет соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАЭС. В рамках камеральной таможенной проверки было установлено, что в августе 2019 года гражданин РФ Рафиков И.Ф. приобрел на территории Республики Армения| автотранспортное средство марки Мерседес Бенс С240 идентификационный номер VIN , 2004 год выпуска, регистрационный номерной знак .

Согласно сведениям, предоставленным Комитетом государственных доходов Республики Армения, автомобиль марки Мерседес Бенс С240 идентификационный номер VIN , 2004 год выпуска, регистрационный номерной знак , был выпущен 02.08.2019 в Республике Армения в свободное обращение, был задекларирован в Республике Армения по декларации на товары с уплатой таможенных платежей в Республике Армения в размере 67436 драм (армянская денежная единица).

Согласно сведениям, предоставленным документам автотранспортное средство марки Мерседес Бенс С240 идентификационный номер VIN , 2004 год выпуска, регистрационный номерной знак , было выпущено на территории Республики Армении с уплатой ставок, установленных в Республике Армении и отличных от ставок, установленных приложением 2 к Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого ТС на территории других государств – членов ЕАЭС как ТС, обладающим статусом иностранного товара.

В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.

Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или eгo уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении X» 1; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрении Типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия: д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного.

В соответствии с п. 11(2) Постановления Правительства от 26.12.2013 № 1291, документы, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента: а) выпуска колесных транспортных и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования); б) фактического пересечения колесными транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Исходя из вышеизложенного, с учетом п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89- ФЗ, с момента ввоза вышеуказанного транспортного средства у Рафикова И.Ф. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.

Однако вышеуказанные документы Рафиковым И.Ф. в Башкортостанскую таможню не представлялись.

Обращений о причинах неуплаты утилизационного сбора в таможню не поступало.

Башкортостанской таможней заказным письмом с уведомлением от 20.08.2021 года № 03-07-18/10776 об уплате утилизационного сбора и предоставлении документов, установленных п. 11 Постановления № 1291, направлено в адрес Рафикова И.Ф. уведомление, письмо было вручено 16.09.2021. срок добровольной уплаты утилизационного сбора по результатам камеральной проверки истек 14.10.2021.

22.12.2022 мировым судьей судебного участка № 2 по Уфимскому району РБ по заявлению представителя Башкортостанской таможни вынесен судебный приказ о взыскании с Рафикова И.Ф. неуплаченного утилизационного сбора в размере 5200 руб., который отменен определением судьи от 12.01.2023.

До настоящего момента Рафиков И.Ф обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнил.

Размер утилизационного сбора указан в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним», а именно: к транспортным средствам, ввозимым физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 0,26 от базовой ставки расчета утилизационного сбора 20000 руб. (расчет: 20000 х 0,26 = 5200 руб.).

Согласно представленным документам, дата пересечения государственной границы транспортным средством – 07.082019 (с учетом сведений о вылете Рафикова И.Ф. на территорию Республики Армении).

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Башкортостанской таможни о взыскании с ответчика утилизационного сбора в размере 5200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного иска Башкортостанской таможни (Таможенный пост Аэропорт) к Рафикову ФИО6 – удовлетворить.

Взыскать с Рафикова ФИО7 () в пользу Башкортостанской таможни (Таможенный пост Аэропорт – ИНН 0274071518) неуплаченный утилизационный сбор в размере 5200 руб.

Решение может быто обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Уфимский районный суд РБ.

Судья Р.Р. Шакирова