Дело № 2а-308/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 года г. Сокол
Сокольский районный суд Вологодской области в составе судьи Лукинской Н.Н.,
при секретаре Маямсиной Т.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску дачного некоммерческого товарищества <данные изъяты> к администрации сельского поселения <данные изъяты> Сокольского муниципального района Вологодской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец дачное некоммерческое товарищество <данные изъяты>»просил признать незаконным решение администрации с/п <данные изъяты> Сокольского муниципального района № от 04.10.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка,расположенного у <адрес> с целью завершения процедуры предоставления в совместную собственность земельного участка для организации дачного некоммерческого товарищества на основании заявления,поданного до 01.03.2015;обязать администрацию с/п <данные изъяты> рассмотреть вопрос о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка,расположенного у <адрес><данные изъяты> сельсовета с целью завершения процедуры предоставления в совместную собственность земельного участка для организации ДНТ на основании заявления,поданного до 01.03.2015;обязать администрацию с\п <данные изъяты> при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка,расположенного у <адрес>предоставить за плату указанный земельный участок в совместную собственность для организации ДНТ в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции,действовавшей до дня вступления в силу ФЗ 173-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по мотиву того,что решением администрации сельского поселения <данные изъяты> Сокольского муниципального района Вологодской области от 04.10.2016 № истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного у <адрес>, с целью завершения процедуры предоставления в совместную собственность земельного участка для организации дачного некоммерческого товарищества по причине того,что в связи с изменениями, вступившими в действие с 01.03.2015, на основании 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства юридическому лицу возможно исключительно посредством проведения аукциона на право заключения договора аренды.
Заявление о предоставлении в совместную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.для организации ДНТ было подано на имя главы 15.07.2008,решение о возможности выделения испрашиваемого земельного участка было принято на земельной комиссии 22.10.2008,в газете «Сокольская правда» от 05.11.2008 № было опубликовано информационное сообщение о предоставлении указанного земельного участка.
К заявлению об утверждении схемы земельного участка была приложена схема его расположения на кадастровом плане территории, однако в нарушении п. 3 и п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка исполнительным органом местного самоуправления не рассмотрен.По мнению административного истца,с учетом положений земельного законодательства в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, оспариваемое решение является незаконным,оно не содержит законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.По мнению административного истца,при данных обстоятельствах должны применяться переходные положения и применено законодательство,действующее до 01.03.2015.
В уточненных требованиях административный истец также просит обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> Сокольского муниципального района завершить предоставление указанного земельного участка ДНТ <данные изъяты>по процедуре,предусмотренной ЗК РФ (в редакции,действовавшей до 01.03.2015,ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ»О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции,действовавшей до 01.03.2015) и в соответствии со ст.14 указанного ФЗ первоначально предоставить за плату земельный участок в совместную собственность членов ДНТ <данные изъяты>а именно:ФИО16,ФИО9,ФИО3,ФИО12,ФИО10,ФИО15,ФИО14,ФИО13с последующим предоставлением земельных участков в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории ДНТ в собственность каждого члена ДНТ <данные изъяты>
В судебном заседании административный истец не явился,судом надлежаще извещен, представитель административного истца ФИО1 требование поддержала и пояснила, что оформление земельного участка в собственность должно осуществляться по ранее действующему законодательству,поскольку заявление о предоставлении земельного участка было от 2008 г.,т.е.до принятия изменений в законодательстве,было принято решение о возможном выделении земельного участка,была информация в газете «Сокольская правда»,проведена процедура по формированию и выделению земельного участка.В конце 2014 ДНТ <данные изъяты>обратились в КУМИ Сокольского муниципального района с целью утверждения схемы земельного участка,но документов не оказалось,схема не была утверждена.
ФИО16,ФИО9,ФИО11,ФИО12,ФИО10,ФИО15,ФИО14,ФИО13в судебное заседание не явились,судом надлежаще извещены.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, судом извещен, направил отзыв, в котором оставил разрешение спора на усмотрение суда. При этом пояснил, что администрация сельского поселения <данные изъяты> согласно изменениям в земельном законодательстве с 01.03.2015 осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.В сельском поселении <данные изъяты> решением Совета поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден генеральный план поселения и решением Совета поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены правила землепользования и застройки.С 01.03.2015 изменилась процедура предоставления дачных земельных участков.
07.09.2016 ДНТ «<данные изъяты> обратилось в администрацию поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения ДНТ.04.10.2016 администрацией поселения было отказано на основании ст. 39.6 Земельного кодекса РФ,т.к.предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства юридическому лицу возможно исключительно посредством аукциона на право заключения договора аренды.
Представители администрации Сокольского муниципального района,КУМИ Сокольского муниципального района в судебное заседании не явились,судом надлежаще извещены,суду сообщили,что спорный земельный участок расположен в сельском поселении <данные изъяты>где утверждены генеральный план поселения и правила землепользования и застройки.С 01.03.2015 ст.14 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»,которая регулирует процедуру выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединений, изменилась.С указанной даты предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей,установленных данной статьей.В соответствии с ч.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков,находящихся в государственной или муниципальной собственности,осуществляется на торгах,проводимых в форме аукциона,за исключением случаев,предусмотренных п.2 ст.39.3 ЗК РФ.Согласно ст.39.6 ЗК РФ предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства юридическому лицу возможно исключительно посредством предоставления аукциона на праве заключения договора аренды.В данном случае юридическое лицо обратилось с заявлением после 01.03.2015,следовательно,должны применяться нормы закона о проведении процедуры аукциона,законные основания для предоставления участка без торгов у администрации с/п <данные изъяты> отсутствуют,поэтому отказ является законным.
Представители филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явились, судом извещены надлежаще.В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок,расположенный по адресу:<адрес>,площадь <данные изъяты> кв.м.,кадастровый номер земельного участка отсутствует.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца,свидетелей, пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (в редакции, действующей до 1 марта 2015 года) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки,образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка,предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке,установленном Земельным кодексом РФ.
В информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемы вопросы по реализации положений Федерального закона от 26.06.2014 г.№171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и разъяснении от 30.12.2015 г.указано,что предоставление земельного участка осуществляется в порядке,установленном ФЗ №171 ФЗ,если уполномоченным органом до 01.03.2015 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо не опубликовано сообщение о приеме заявлений или о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков,не размещено уведомление о проведении торгов.Земельный участок,находящийся в государственной или муниципальной собственности,предоставляется лицу в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами в редакции,действовавшей до дня вступления в силу Закона №171-ФЗ,в случае если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта,размещено или опубликовано извещение о проведении торгов.
Однако по справке Администрации Сокольского муниципального района от 30.01.2017 решения о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого земельного участка до 01.03.2015 не принималось.
Судом установлено,15.07.2008 ФИО8обратилась с заявлением к главе Сокольского муниципального района о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка площадью
<данные изъяты> кв.м.,расположенного в <данные изъяты> с\п Северо-Западнее <адрес> для создания дачного некоммерческого товарищества.
Решением земельной комиссии от 20.10.2008 было рекомендовано о возможности выделения испрашиваемого земельного участка,расположенного в <адрес> для организации дачного некоммерческого товарищества с выполнением процедур по формированию и выделению земельных участков, согласно действующему законодательству.
25.12.2008 был произведен выбор земельного участка, согласованный со всеми заинтересованными лицами.
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 06.11.2009 утверждена схема расположения земельного участка из земель запаса,находящихся:<адрес>,образуемых из единого землепользования с кадастровым номером №,в границах кадастрового квартала №,находящегося в государственной собственности,для ведения дачного хозяйства.
По справке Управления Федеральной службы государственной регистрации,кадастра,картографии по Вологодской области в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок,расположенный по адресу:<адрес>
Председатель ДНТ «<данные изъяты>» ФИО1607.09.2016 обратилась в сельское поселение <данные изъяты> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка,расположенного по адресу:<адрес>для ведения дачного хозяйства.
04.10.2016 администрацией сельского поселения <данные изъяты> Дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты> отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного у <адрес>,поскольку в соответствии со ст.39.6 ЗК РФ предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства юридическому лицу возможно исключительно посредством проведения аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно п.4 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает или выдает заявителю схему расположения земельного участка.
По справке администрации Сокольского муниципального района от 07.02.2017 ДНТ <данные изъяты>с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка,находящегося у <адрес>,до 01.03.2015 в Администрацию Сокольского муниципального района не обращалась.
Свидетель ФИО5пояснила,что в конце 2014 году в агенство недвижимости <данные изъяты>»,где она работает директором,обратились члены ДНТ «<данные изъяты>» с вопросом дооформления земельного участка в общую совместную собственность,а затем в индивидуальную собственность членов ДНТ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.,расположенного в <адрес>.Было установлено,что земельный участок аннулирован,т.к.был временный.В 2009 году была утверждена схема данного участка,участок был поставлен на кадастровый учет.но до конца процедуру оформления не довели.Было решено составить новую схему земельного участка,все документы были переданы специалистам КУМИ,в том числе возможно было и заявление передано.Однако,заявления не могли найти. 01.03.2015 им сообщили,что вступил в силу новый Федеральный закон,будет новый порядок предоставления земельных участков.
Свидетель Свидетель №1пояснила,что она работает главным специалистом КУМИ Сокольского муниципального района, о сдаче документов ДНТ»<данные изъяты>» в КУМИ пояснений дать не может.Однако считает,что схема должна быть на регистрации,а затем должна быть передана руководителю,в течение 30 рабочих дней принимается решение об утверждении схемы.Какого-либо решения по ДНТ «<данные изъяты>не принималось,проекта постановления она не готовила.
Свидетель ФИО6пояснила,что она работает начальником отдела по земельным ресурсам в КУМИ Сокольского муниципального района, ранее были случаи,когда могли предоставлять схему заявители или кадастровые инженеры без заявления.Так,возможно было и с ДНТ «<данные изъяты>»,решение вопроса затянулось,а затем были переходные положения в связи с принятием изменений в Земельный кодекс РФ,ждали разъяснений.Земельный участок на тот момент должен был быть предоставлен на основании проекта организации в собственность или в совместную собственность членов указанного объединения.В данном случае участок не был предоставлен.В 2009 году была утверждена схема расположения земельного участка,который поставлен на кадастровый учёт.В 2012 граждане обращались за оформлением земельного участка в собственность,узнали о стоимости земельного участка при выкупе,но отказались его выкупить,при этом заявления не подавали.Процедура оформления на этом и была закончена, 2012 году земельный участок был снят с кадастрового учета,т.к.носил временный характер.Обращение ДНТ было до 01.03.2015,но как закончить процедуру оформления земельного участка не знали.В настоящее время изменились требования к оформлению схемы земельного участка.По закону по переходному положению нет оснований для удовлетворения требований.
Свидетель ФИО7пояснил,что он работает кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>».По заявке от председателя ДНТ «<данные изъяты>он выезжал за <адрес> в середине декабря 2014 года,составил схему земельного участка и в конце декабря 2014 года сдал её в КУМИ,при этом никаких расписок,заявлений не составлялось.Позже он давал пояснительную записку,последняя переписка с КУМИ у него была в феврале 2015.После утверждения схемы, он мог бы успеть до 01.03.2015 поставить участок на кадастровый учет.
Согласно ч.2 ст.34 ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ в случае,если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления с соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции,действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов по продаже земельного участка или торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со ст.ст.30,38,38.1 и 38.2 ЗК РФ (в редакции,действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
При этом в газете «Сокольская правда»от 03.11.2008 № (16269) было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка.Однако не указано на каких условиях предоставляется земельный участок (аренда и т.д.),если земельный участок предоставлялся в аренду,то не указан срок аренды,способ и порядок подачи заявлений.
В случае,если до дня вступления в силу настоящего ФЗ органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте,территории в целях его предоставления или целей.не связанных со строительством и(или)с эксплуатацией зданий,сооружений,предоставление такого земельного участка,осуществляется со ст.34 ЗК РФ (в редакции,действовавшей до дня вступления в силу настоящего ФЗ ),но не позднее 01.01.2018( ч.3 данной статьи).
Вместе с тем,процедура оформления спорного земельного участка,предоставленного в 2008 в аренду сроком на пять лет,не завершена.Утвержденная в 2009 году схема земельного участка на декабрь 2014 года являлась недействительной,новая схема земельного участка в 2014 -2015 г.г. не утверждена,земельный участок снят с учета.
С заявлением об утверждении схемы председатель ДНТ «Радуга» обратилась после вступления в силу ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,а именно:07.09.2016.
В связи с чем,отказ административного ответчика является правомерным,поскольку с 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельного участка.В данной ситуации,когда земельный участок изначально был предоставлен в аренду в 2008 году,не могут быть применены переходные положения ст.34 данного закона.Обращение административного истца в декабре 2014 году,т.е.до 01.03.2015 в КУМИ Сокольского муниципального района с целью надлежащего оформления земельного участка не имеет правового значения.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 статья 34 ЗК РФ,регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей,не связанных со строительством,признана утратившим силу.
Формирование земельных участков для целей,не связанных со строительством на данный момент не представляется возможным,так как переходные положения,предусмотренные ст.34 ФЗ №171-ФЗ,действуют только в отношении земельных участков,схемы которых утверждены до 01.03.2015.
В силу ч.1 ст.39.6 ЗК РФ,вступивший в законную силу с 01.03.2015,договор аренды земельного участка,находящегося в государственной или муниципальной собственности,заключается на торгах,проводимых в форме аукциона,за исключением случаев,предусмотренныхп.2 настоящей статьи.
Учитывая,что схема испрашиваемого земельного участка до 01.03.2015 не утверждена,в сообщении в газете «Сокольская правда» № от 05.11.2008 отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка в аренду,в силу чего обязанность предоставить истцам земельный участок на том или ином праве в порядке,предусмотренном ст.34 ЗК РФ,не возможна.
Кроме того,избранный административным истцом способ права не может обеспечить восстановление такого права,так как ст.34 ЗК РФ с 01.03.2015 утратила силу,с данного момента законодательством установлен иной порядок предоставления земельного участка,что не может нарушить права административного истца.
В соответствии со ст.3.3 п.2 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ от 03.07.2015)»О введении в действие ЗК РФ» (с изм.и доп.вступил в силу с 01.01.2017) предоставление земельных участков,государственная собственность на которые не разграничена,осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков,расположенных на территории сельского поселения,входящих в состав этого муниципального района и земельных участков,расположенных на межселенных территориях муниципального района.
При таких обстоятельствах,исковые требования об утверждении схемы земельного участка не подлежат удовлетворению.
По мнению суда, заявленное требование о возложении на администрацию с/п <данные изъяты> Сокольского муниципального района Вологодской области обязанности при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка, расположенного у <адрес> предоставить за плату указанный земельный участок в совместную собственность для организации дачного некоммерческого товарищества является преждевременным,предоставление земельного участка за плату относится к компетенции муниципального образования. В связи с чем, в удовлетворении указанного требования также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ДНТ «<данные изъяты>»к административному ответчику администрации сельского поселения <данные изъяты> Сокольского муниципального района о признании незаконным решения администрации сельского поселения <данные изъяты> Сокольского муниципального района № от 04.10.2016 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,расположенного у <адрес> с целью завершения процедуры предоставления в совместную собственность для организации дачного некоммерческого товарищества на основании заявления,поступившего до 01.03.2015;возложнении обязанности на администрацию с/п <данные изъяты> Сокольского муниципального района Вологодской области рассмотреть вопрос о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного у <адрес> с целью завершения процедуры предоставления в совместную собственность земельного участка для организации дачного некоммерческого товарищества на основании заявления, поступившего до 01 марта 2015 года;возложении обязанности на администрацию сельского поселения <данные изъяты> Сокольского района завершить предоставление указанного земельного участка ДНТ <данные изъяты>» по процедуре,предусмотренной ЗК РФ (в редакции,действовавшей до 01.03.2015)ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих,огорднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции,действовавшей до 01.03.2015)и в соответствии со ст.14 указанного ФЗ первоначально предоставить за плату земельный участок в совместную собственность членов ДНТ «<данные изъяты>»,а именно:ФИО16,ФИО9,ФИО11,ФИО12,ФИО10,ФИО15,ФИО14,ФИО13с последующим предоставлением земельного участка (в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки ДНТ)в собственность каждого члена ДНТ»<данные изъяты>» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2017.
Судья . Н. Лукинская