РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» апреля 2017 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., при секретаре Рамазановой А.М., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Носковой Е.О. к администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части непринятия решения по заявлению о перераспределении земельного участка, не заключению соглашения о перераспределении земельного участка, обязании уполномоченный орган принять решение по заявлению,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к административному ответчику, в обоснование которого указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № с находящимся на нём жилым домом № по адресу: <адрес>. По сведениям ГКН границы земельного участка не уточнены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Для проведения работ по уточнению границ земельного участка она обратилась в ООО «ЗГИЦ», специалистами которого было установлено, что сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, содержащиеся в ГКН не соответствуют фактическим границам, существующим на местности. По результатам работ подготовлен межевой план, границы земельного участка уточнены. Однако после уточнения границ земельного участка с северо-восточной стороны её хозяйственная постройка оказалась за границей участка, на землях, права на которые не разграничены. В целях реализации права на земельный участок 28.07.2016 года она обратилась в администрацию МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области с заявлением о заключении соглашения перераспределении земельных участков с приложением соответствующей схемы, подготовленной кадастровым инженером. В течении длительного времени велась переписка, однако до настоящего времени уполномоченным органом не принято решения в соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ. Данное бездействие по перераспределению принадлежащего ей земельного участка и земель, права на которые не разграничены, административный истец считает незаконным. В связи с этим, со ссылкой на п. 1 ст. 11.2, п.1 ст. 11.7, п. 2 ст. 39.28, п. 1, п. 8 – 10 ст. 39.29 ЗК РФ, административный истец просила суд признать незаконным бездействие администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части непринятия решения в установленный законодательством срок по её заявлению о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № и земель, права на которые не разграничены, а также обязать уполномоченный орган в течение 2 недель с момента вступления в законную силу решения принять решения по результатам рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Фадеева А.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежаще, причины неявки не сообщил, возражений не представил.
Представители административного ответчика администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений против удовлетворения иска не представили.
Суд, исходя положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей административных ответчиков.
Суд выслушав, явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о следующем.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной в действие с 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 01 марта 2015 года и действовавшей до 01.01.2017 года) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Исключений из данного правила указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Согласно ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Как установлено судом, на территории МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Село Растопуловка» (решение Совета МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области № 42 от 27.12.2012 года), соответственно в период с 01.01.2015 года до 01.01.2017 года, подача административным истцом заявления в администрацию МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в полной мере соответствовала требованиям законодательства, действовавшего на момент подачи заявления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьёй 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.
Согласно ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом в силу ст. 5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частями 1 и 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 30:09:010302:66 с находящимся на нём жилым домом № по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в администрацию МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области с заявлением о перераспределении земельных участков с приложением соответствующей схемы, подготовленной кадастровым инженером.
ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца вновь обратился в администрацию МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области с заявлением, где констатировал, что ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ не получен, просил сообщить, на какой стадии находится рассмотрение заявления.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области сообщила, что представленная схема не может быть принята к рассмотрению, т.к. на схеме расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует топографическая подоснова, не нанесены инженерные сети, схема не подписана исполнителем, отсутствует подпись и печать организации.
В ответ на данное письмо ООО «ЗГИЦ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ обращено внимание администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области о том, что схема расположения земельного участка Носковой Е.О. подготовлена в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Также обращено внимание на нарушение администрацией п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в части срока рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
После получения данного письма администрация МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в письме от 23.09.2016 года № 678 обратилась в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области с просьбой подготовить в рамках действующего между ними соглашения проект решения в связи с обращением ООО «ЗГИЦ».
Письмом от 12.10.2016 года № 735 администрация МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в ответ на письмо ООО «ЗГИЦ» от 15.09.2017 года № 324-01/16 направило последнему копию письма администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от 05.10.2016 года № 9213.
Согласно содержанию письма администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от 05.10.2016 года № 9213, представленная схема расположения земельного участка Носковой Е.О. не может быть утверждена, т.к. испрашиваемый земельный участок выходит за границы с/т «Незабудка, конфигурация основного земельного участка изменена без согласования с администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, кроме того, схема расположения не соответствует генплану размещения земельных участков на территории с/т «Незабудка».
Письмом № 357-01/16 от 20.10.2016 года ООО «ЗГИЦ» обратило внимание администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, что ответ на заявление Носковой Е.О. должен быть дан уполномоченным в силу действующего законодательства органом, коим администрация МО «Приволжский район» Астраханской области не является. В этой связи заявитель просил администрацию МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области направить ответ на заявление Носковой Е.О.
В письме от 22.11.2016 года № 848 администрация МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области сообщила ООО «ЗГИЦ» о том, что в рамках соглашения между администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области и администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области все обращения направляются в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области для подготовки проектов решений. Проект решения по обращению Носковой Е.О. согласован главой администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Исходя из подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Кроме того, перераспределение земельного участка, о котором заявляет административный истец, не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ, а представляет собой изменение местоположения границ земельного участка с включением в его границы дополнительной территории, что само по себе уточнением описания местоположения границ считаться не может.
Таким образом, у административного истца имелись правовые основания для обращения в уполномоченный орган по вопросу о перераспределении земельного участка, принадлежащего им.
На основании п. 2 ст. 39.28, п. п. 1 и 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ определён исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в перераспределении земельных участков.
Основания, указанные в вышеупомянутых письмах администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в перечень, предусмотренный п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не входят.
Исходя из смысла и содержания данных писем, суд не усматривает, что администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области Носковой Е.О. был дан мотивированный ответ на её обращение. Ссылка на соглашение администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области с администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области не может быть признано законной и обоснованной, поскольку в силу норм действовавшего на момент возникновения правоотношений с Носковой Е.О., полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, был наделен орган местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Более того, судом установлено, что администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области допущено нарушение срока, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку ответ на обращение административного истца, зарегистрированное администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области 28.07.2016 года, был дан Носковой Е.О. лишь 09.09.2016 года, притом, что он не соответствует требованиям п. п. 9 и 10 ст. 39.29 ЗК РФ.
Доказательств обратного администрацией МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области не представлено.
Учитывая наличие факта нарушения сроков рассмотрения обращения административного истца, отсутствие ответа, в соответствии с п. п. 9 и 10 ст. 39.29 ЗК РФ, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания бездействия администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части не рассмотрения заявления Носковой Е.О. о перераспределении земельного участка, что незаконно.
В силу п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 01 января 2017 года) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Ранее действовавшая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 марта 2015 года, по которой полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращались у органа местного самоуправления муниципального района и возникали у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, с 01.01.2017 года прекратила своё действие.
Согласно решению Совета МО «Приволжский район» Астраханской области от 25.01.2017 года, вступившему в силу 07.02.2017 года, утверждено положение «О Комитете по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, в соответствии с которым полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования отнесены к данному органу.
Исходя из этого, полномочия, ранее предоставленные законодательством по распоряжению земельными участками, у органа местного самоуправления поселения прекратились, с 01.02.2017 года возникли у органа местного самоуправления муниципального района – администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, а 07.02.2017 года переданы органу местного самоуправления муниципального района – Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области.
Следовательно, полномочия принять решение по результатам рассмотрения заявления Носковой Е.О. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 30:09:010302:66, принадлежащего ей на праве собственности, и земель, собственность на которые не разграничена, в силу действующего законодательства возложены на Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Носковой Е.О. к администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области в части непринятия решения по заявлению о перераспределении земельного участка, не заключению соглашения о перераспределении земельного участка, обязании уполномоченный орган принять решение по заявлению, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области, выраженное в непринятии решения в установленный законодательством срок по заявлению Носковой Е.О. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 30:09:010302:66, принадлежащего административному истцу на праве собственности, и земель, собственность на которые не разграничена.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу принять решение по результатам рассмотрения заявления Носковой Е.О. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 30:09:010302:66, принадлежащего административному истцу на праве собственности, и земель, собственность на которые не разграничена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов