ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-308/2021 от 10.02.2021 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

Дело №2а-308/2021

УИД 35RS0001-02-2020-005812-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года город Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Курашкиной И.Б.,

при секретаре Беляевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Розлован И. В. к МИФНС России № 8 по Вологодской области о признании незаконными действий об отказе в снижении налоговой ставки по земельному налогу, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

Розлован И.В. обратилась с административным исковым заявлением к МИФНС России № 8 по Вологодской области о признании незаконными действий об отказе в снижении налоговой ставки по земельному налогу, возложении обязанности произвести перерасчет, указав в обоснование, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся по <адрес>, принадлежит ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ) категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации < >. На этом же земельном участке располагается жилой дом, назначение – жилое (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок с кадастровым номером находится на территории <адрес>. Так как на её земельном участке располагается жилой дом, она неоднократно обращалась в <адрес> с заявлением на смену имеющегося вида разрешенного использования на вид, предусматривающий размещение жилого дома. На её обращения Администрацией были даны ответы, что в соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес>, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Генерального плана поселения – «для размещения объектов обслуживания». Для смены вида разрешенного использования требуется внести изменения в Генеральный план поселения и правила землепользования и застройки. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время данные изменения в Генеральный план и правила землепользования и застройки не внесены в связи с длительностью процедуры подготовки и согласования данных документов. Постановлением Правительства Вологодской области № 856 от 01.10.2018 г. подготовка проекта правил землепользования и застройки < > планировалась на 2020 год. С ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области производится расчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером исходя из ставки 1,5% как для земельных участков «с иным видом разрешенного использования». Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства. Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено применение льготной ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в целом. Из буквального содержания данной нормы следует, что для применения ставки земельного налога – в размере 0,27% для налогового периода ДД.ММ.ГГГГ необходимо соблюдение одного условия – земельный участок должен быть занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Категория земель и разрешенное использование земель не влияет на право налогоплательщика применять специальную налоговую ставку – в размере 0,27% для налогового периода ДД.ММ.ГГГГ, установленную Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В МИФНС № 8 по Вологодской области она неоднократно обращалась и направляла претензию с заявлением о перерасчете налоговой ставки с 1,5% до 0,3% в отношении её земельного участка, но получала отказ. Примененные ставки налога МИФНС № 8 по Вологодской области в отношении земельного участка с кадастровым номером противоречат ст.ст. 394, 406 НК РФ, Решению Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит с учетом измененных исковых требований обязать МИФНС № 8 по Вологодской области уменьшить налоговую ставку для земельного участка с кадастровым номером по <адрес> с 1,5% (полутора процентов) до процента, установленного Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земель: «земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства» начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время; обязать МИФНС № 8 по Вологодской области произвести перерасчет денежных средств, уплаченных в качестве налога за земельный участок по <адрес> в соответствии с налоговой ставкой, установленной Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земель: «земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства» начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, сложившуюся переплату по земельному налогу учесть в зачет задолженности и будущих платежей по уплате имущественного и транспортного налога налогоплательщика Розлован И.В.; признать незаконными действия МИФНС № 8 об отказе в снижении налоговой ставки по земельному участку, выразившиеся в письмах: ответ на заявление исх. от ДД.ММ.ГГГГ, и исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Розлован И.В. к МИФНС России № 8 по Вологодской области о возложении обязанности произвести перерасчет за налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время оставлены без рассмотрения.

В судебном заседании административный истец Розлован И.В. исковые требования поддержала, пояснив, что после ДД.ММ.ГГГГ она в налоговую инспекцию за перерасчетом не обращалась, о сроке обжалования решения налогового органа ей не было известно, полагала, что применяется срок исковой давности 3 года. Просит произвести перерасчет налога, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель административного ответчика МИФНС № 8 по Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, ранее представлен отзыв, в котором ответчик просит оставить административный иск без рассмотрения и отказать в иске в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение.

Выслушав пояснения административного истца Розлован И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно с пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.

В отношении каждого земельного участка налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости.

Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ставках земельного налога на территории муниципального образования <адрес> с 2016 года" установлена ставка 0.27 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Как установлено в судебном заседании, Розлован И.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью < > кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации < >.

На указанном земельном участке располагалось здание < > с кадастровым номером , общей площадью < > кв.м., расположенное по <адрес>, принадлежащее на праве собственности Розлован И.В.

Постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанное нежилое помещение переведено в жилое – индивидуальный жилой дом без предварительных условий.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГРозлован И.В. обращалась в МИФНС № 8 по Вологодской области с заявлениями о перерасчете налога с пересмотром налоговой ставки по земельному участку с 1,5% на 0,3% как к землям, занятым жилищным фондом.

ДД.ММ.ГГГГ ей дан ответ МИФНС № 8 по Вологодской области, в котором ей было разъяснено, о том, что земельный налог за 2016-2017 г. исчислен в соответствии с действующим законодательством, правовые основания для перерасчета налога отсутствуют, разрешенное использование земельного участка согласно ответа Росреестра по <адрес> – «для прочих объектов лесного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 8 по Вологодской области Розлован И.В. дан ответ , согласно которого расчет налога произведен в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по <адрес> земельный налог за 2016 с применением налоговой ставки 1,5% в сумме 10 672 руб. и за 2017 год с применением налоговой ставки 1,5% в сумме 10 672 руб. исчислен инспекцией в соответствии с действующим законодательством, правовые основания для его перерасчета отсутствуют.

МИФНС № 8 по Вологодской области обращалась с административным иском в Череповецкий районный суд о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 г. в сумме 708 рублей.

Определением Череповецкого районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска, в связи с переплатой по налогу на имущество физических лиц и зачетом суммы задолженности по земельному налогу и переплаты по налогу на имущество.

Определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 от ДД.ММ.ГГГГ отменен < > по делу от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности перед бюджетом с Розлован И.В., в т.ч. и по земельному налогу в сумме 10 672 руб. Определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 39 от ДД.ММ.ГГГГ произведен поворот исполнения данного < >.

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1. ст. 219 НК РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Об отказе в перерасчете земельного налога Розлован И.В. было известно с начала ДД.ММ.ГГГГ, однако с исковым заявлением первоначально в Череповецкий районный суд она обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что должен применяться трехлетний срок для обращения с заявлением для возврата излишне уплаченного налога, суд считает необоснованными, поскольку согласно ч.ч. 4, 5, 7 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Однако с заявлением о возврате излишне уплаченного налога Розлован И.В. в налоговый орган не обращалась. Налог за 2014 уплачен ДД.ММ.ГГГГ Налоговые уведомления о начислении налогов за 2014,2015, 2016, 2017 г. административному истцу направлены своевременно, последнее из них датировано ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, изменение статуса строения, расположенного на земельном участке, на жилой дом произошло в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Розлован И.В. пропущен срок для обращения в суд по требованиям о признании незаконным действий налогового органа, уменьшении налоговой ставки и перерасчете за налоговые периоды до 2017 года, уважительных причин пропуска срока не установлено.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Розлован И. В. к МИФНС России № 8 по Вологодской области о признании незаконными действий об отказе в снижении налоговой ставки по земельному налогу, возложении обязанности произвести перерасчет за налоговые периоды с 2014 по 2017 год – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.02.2021 года.

Судья < > Курашкина И.Б.