ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-308/2022 от 28.07.2022 Петровского районного суда (Тамбовская область)

Административное дело № 2а-308/2022

УИД 68RS0019-01-2022-000433-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года с. Петровское

Петровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Сысоева Д.В., при секретаре судебного заседания Никандровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Петровского района Тамбовской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Плавицкого сельсовета Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности: разместить на официальном сайте администрации Петровского района информацию о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации сельсовета,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петровского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Петровский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации сельсовета Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности: разместить на официальном сайте администрации Петровского района во вкладке «Плавицкий сельсовет» план работы на 1-ое и 2-ое полугодие 2022 года.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что прокуратурой Петровского района проведена проверка в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления района, в ходе которой был проведен мониторинг информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе, официального сайта администрации Петровского района Тамбовской области, на котором также размещают информацию и сельские советы района. В ходе проведенной проверки установлено, что на официальном сайте администрации Петровского района во вкладке «Плавицкий сельсовет» (https://r44.tmbreg.ru/8991/8993.html) информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации сельсовета не размещен план работы на 1-ое и 2-ое полугодие 2022 года.

Отсутствие на официальном сайте указанной выше информации в конечном итоге может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних, что недопустимо.

Административный истец - представитель прокуратуры Петровского района заместитель прокурора Горяинов Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил суд удовлетворить исковые требования.

Административный ответчик - представитель администрации Плавицкого сельсовета Петровского района Тамбовской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своём заявлении глава сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя сельсовета. Исковые требования прокурора признаёт полностью.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным федеральным законом и другими. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ, в том числе использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость её получения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - ФЗ № 8-ФЗ), основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность её предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - ФЗ № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующим способом: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Часть 2 ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2-3 п. 1 примерного Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995, законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Во исполнение норм названного ФЗ № 120-ФЗ Тамбовской областной Думой принят Закон Тамбовской области от 07.07.2021 "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области".

В связи с чем, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности (п. 15 ч.1 ст. 12 данного закона).

Аналогичные нормы содержатся в Положении о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Плавицкого сельсовета, утверждённого постановлением сельсовета от 30.12.2021 № 119.

В ходе проведенной проверки прокуратурой Петровского района Тамбовской области установлено, что на официальном сайте администрации Петровского района во вкладке «Плавицкий сельсовет» (https://r44.tmbreg.ru/8991/8993.html) информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации сельсовета не размещен план работы на 1-ое и 2-ое полугодие 2022 года.

Неисполнение администрацией поселения обязанности по размещению в сети Интернет вышеперечисленной информации нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Петровского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Петровского района Тамбовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Плавицкого сельсовета Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности: разместить на официальном сайте администрации Петровского района информацию о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации сельсовета - удовлетворить.

Возложить на администрацию Плавицкого сельсовета Петровского района Тамбовской области обязанность: в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Петровского района во вкладке «Плавицкий сельсовет» план работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации сельсовета на 1-ое и 2-ое полугодие 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Судья Д.В. Сысоев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2022 г.

Судья Д.В. Сысоев