ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-309 от 03.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0002-01-2019-006746-08

2а- 309 /2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Аванесян О.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 - Валуйского С.С., представителя административного ответчика Управлении Росреестра по <адрес обезличен>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании незаконным решения Управления Росреестра об отказе в ознакомлении с материалами регистрационного дела, сформированного на объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен>, в котором просит: признать незаконным решение Управления Росреестра об отказе в ознакомлении с материалами регистрационного дела, сформированного на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> расположенный по адресу : <адрес обезличен>.

В обоснование административного иска истец указала, что 05.06.2019г. на адрес Управления государственной регистрации кадастра и картографии г по <адрес обезличен> направлен адвокатский запрос <номер обезличен>. Предметом запрашиваемых сведений была возможность предоставления для ознакомления (путем фотофиксации) материалов регистрационного дела по объекту недвижимости земельному участку <номер обезличен> расположенного в садоводческом товариществе «Раздольное»(кадастровый <номер обезличен>) собственник ФИО1 (Свидетельство о праве собственности <номер обезличен> выдано 21.12.1992г.) Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на. объект недвижимости, не имеется. На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата обезличена> №218-ФЗ государственной регистрации недвижимости». Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от <дата обезличена> № П/666 « Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость», Федерального закона от <дата обезличена> №149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от <дата обезличена> " <номер обезличен> «О защите персональных данных» отказано в предоставлении материалов регистрационного дела для ознакомления в связи с нарушением формы доданного запроса (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата обезличена> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), и отнесением данной категории информации к информации ограниченного доступа (Федеральный закон от <дата обезличена><номер обезличен> «О защите персональных данных). <дата обезличена> в адрес прокуратуры <адрес обезличен> подана жалоба на отказ в предоставлении сведений в рамках адвокатского запроса. 13.08.2019г. ответом <номер обезличен> прокуратура <адрес обезличен> фактически дословно воспроизвела основания отказа в предоставлении информации в рамках адвокатского запроса изложенные в ответе Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> от "01" июня 2019 года <номер обезличен>.08.2019г. на имя Генерального прокурора РФ направлена жалоба на нарушение законодательства в связи с отказом в предоставлении информации в рамках адвокатского запроса <номер обезличен>. 24.09.2019г. ответом <номер обезличен> прокуратура <адрес обезличен> указывает, что мотивированный отказ в жалобе изложен в ответе от 3.08.2019г. 24.10.2019г. на адрес электронной почты: <данные изъяты> с адреса: <данные изъяты> поступил ответ на обращение от 19.08.2019г. Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права является обращение в судебные инстанции согласно ст. 4 КАС РФ. Считает, отказ Управление государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> противоречит действующему законодательству и создает препятствие в деятельности адвоката по защите интересов его доверителя по следующим основаниям: Согласно ст. 18 Федеральный закон от <дата обезличена> N 63-ФЗ (ред. от <дата обезличена>) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо воспрепятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. В соответствии со ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса. определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти. В настоящее время данный порядок установлен Приказом Минюста России <номер обезличен> от <дата обезличена>. Неправомерный отказ адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом для виновного лица предусмотрена административная ответственность (ст. 5.39 КоАП РФ). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ <дата обезличена> N 188 В установленных законом случаях информация с ограниченным допуском доставляется адвокату при условии согласия на это доверителя как субъекта той иной тайны. Так с условием письменного согласия доверителя адвокату может быть доставлена информация с ограниченным доступом, которая согласно закону должна доставляться самому доверителю. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.З Федерального закона персональных данных» от <дата обезличена> № 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Положения указанного закона не позволяют адвокату истребовать информацию, содержащую персональные данные в отношении третьих лиц, но не препятствуют запрашивать информацию, содержащую персональные данные доверителя с его согласия. Учитывая требования закона «О персональных данных», в запросе о предоставлении информации, относящейся к персональным данным доверителя либо в приложении к такому запросу, должно быть, отражено согласие доверителя на передачу адвокату указанных сведений. Запрашиваемая информация затрагивает интересы только собственника данного земельного участка моего доверителя ФИО1, которая выразила согласие, на получение данной категории информации, выдав своему представителю надлежаще заверенную нотариальную доверенность, согласно которой он наделен право на ознакомление и совершение любых действий в ее интересах при осуществлении представления интересов в рамках оказания ей профессиональной юридической помощи.

Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца ФИО1 - Валуйский С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управлении Росреестра по <адрес обезличен>ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.218 ч.1 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ оспариваемые в порядке гл.22 решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из вышеуказанных норм закона, административный истец, обращаясь в суд, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением и указать способ их восстановления.

На основании ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на принявший его орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С <дата обезличена> вступил в силу Федеральный закон от <дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в соответствии с положениями которого Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (часть 2 статьи 7 Закона о регистрации).

Сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации).

Согласно ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, настоящий Федеральный Закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу положений ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно сведениям ЕГРН: государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: садоводческое товарищество «<адрес обезличен> отсутствует.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов и т.д. Таким образом, реестровые дела являются неотъемлемой частью ЕГРН.

Законом о регистрации установлен специальный порядок предоставления информации, в том числе копий документов, из ЕГРН. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата обезличена> № П/666 «Об утверждении Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость» все реестровые дела, ведение которых осуществляется на бумажном носителе, в том числе закрытые дела, вносятся в каталог архива. Хранение осуществляется в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи книг учета документов, реестровых дел, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации.

Вышеуказанный порядок направлен на обеспечение защиты конфиденциальности информации, получения сведений ограниченного доступа.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон) в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, установлено ст. 62, 63 Закона о регистрации, Приказом Минэкономразвития России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Порядок).

Заполнение запроса по форме, утвержденной Порядком, обязательно для всех категорий заявителей (физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов).

Формы запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, приведены в приложениях к Порядку. Формы выписок из ЕГРН и порядок их заполнения утверждены приказом Минэкономразвития РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде» и приказом Минэкономразвития РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

В соответствии с п. 3 ст. 6.1 Закона требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Согласно Приказу Минюста России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» установлено необходимое содержание такого запроса, в том числе с уточнением запрашиваемых сведений.

Содержание адвокатского запроса составляет информация о том, какие именно сведения и в форме какого документа (документов) должны быть представлены адвокату. В любом случае адвокат не вправе затребовать информацию, которая не входит в компетенцию органа или организации, а также сообщать сведения наводящего характера.

В соответствии с п. 52 Порядка, запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав. В связи с вышеизложенным, доводы заявителя являются несостоятельными, так как данный запрос осуществлен с нарушением действующего законодательства РФ и предоставить запрашиваемые материалы для ознакомления не представляется возможным, так как данные сведения отнесены законом к информации ограниченного доступа.

Управлением рассмотрен адвокатский запрос <номер обезличен> от <дата обезличена> (вх. <номер обезличен>) адвоката Валуйского С. С. по вопросу предоставления для ознакомления материалов регистрационного дела путем фотофиксации на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>

По результатам рассмотрения <дата обезличена> даны разъяснения (исх. <номер обезличен>) по вышеуказанному адвокатскому запросу, в соответствии с которым адвокату Валуйскому С.С. отказано в предоставлении для ознакомления материалов реестрового дела по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов и т.д. Таким образом, реестровые дела являются неотъемлемой частью ЕГРН.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата обезличена> № П/666 «Об утверждении Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов; арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства. Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Пункт 3 ст. 9 вышеуказанного Закона уполномочивает регистрирующий орган на выдачу в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрено предоставление информации таким способом как ознакомление с материалами регистрационного дела.

Согласно ч. 2 ст.24 КонституцииРоссийской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частями 2, 6 ст. 8 Федерального закона РФ от <дата обезличена> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Конституция Российской Федерации, гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (статья 24, часть 2), не определяет порядок и условия реализации данного права, - это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы реализации прав, не предусмотрел такой правовой механизм реализации прав граждан, как возложение на органы Росреестра обязанности предоставлять для ознакомления все материалы регистрационного дела, что не лишает заявителя права и не препятствует лично либо через представителя получить необходимую информацию в порядке, предусмотренном законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании незаконным решения Управления Росреестра об отказе в ознакомлении с материалами регистрационного дела, сформированного на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> расположенный по адресу: <адрес обезличен> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено <дата обезличена>.

Судья Е.С. Данилова