Дело №2а-3092/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2016 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Вахтиной О.Н.,
представителя административного истца Шуйского межрайонного прокурора Тихомирова Е.Н.,
рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным по наразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, и об обязании разработать и принять указанный административный регламент,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным по наразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, и об обязании разработать и принять указанный административный регламент. Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией муниципального образования – административный регламент, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден. Указанное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании представитель административного истца Шуйского межрайонного прокурора Тихомиров Е.Н. поддержал заявленные исковые требования по всем доводам, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.3 ч.1 данной статьи, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.3 ст.1 ФЗ РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участниками отношений, регулируемых данным Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ч.1 ст.10 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 ст.11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности: крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами.
Согласно п.1, п.5 ст.3 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст.16 указанного Федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Согласно п.2, п.3 п.4 ст.2 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований
Заявитель – физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 данного Федерального закона, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч.2 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) Общие положения;
2) Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) Формы контроля за исполнением административного регламента;
5) Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст.13 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье – орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Согласно ч.2 ст.13 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.
Согласно ч.1 ст.6 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В ходе проведения проверки установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией муниципального образования – административный регламент, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден. Указанное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
Суд приходит к выводу, что бездействие администрации Китовского муниципального образования по разработке и принятию административного регламента, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере.
Указанное обстоятельство может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, установленных ст.39 КАС РФ.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным по наразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, и об обязании разработать и принять указанный административный регламент - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по неразработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, незаконным.
Обязать администрацию Китовского сельского Шуйского муниципального района Ивановской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Козлова.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2016 года.
Судья Л.В.Козлова.