ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3093/19 от 19.04.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3093/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Высоцкого <данные изъяты> к Администрации города Мурманска о признании отказа Администрации города Мурманска в проведении митинга незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением к Администрации города Мурманска Управлению Октябрьского административного округа г. Мурманска о признании отказа Администрации города Мурманска в проведении митинга незаконным.

В обоснование заявленного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Мурманска им было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга:

место проведения: г. Мурманск, пл. «Пять Углов», напротив отеля «Азимут», на месте установки зимой городской елки, время проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ, с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, с числом участников около 500 человек.

Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) от администрации г. Мурманска ему поступил отказ в согласовании (проведении) митинга.

При этом администрация указала, что территория для проведения митинга находится в оперативном управлении МАУК «Мурманские городские парки и скверы» (далее - Учреждение) и в связи с праздничными мероприятиями 1 и 9 мая, Учреждением на ДД.ММ.ГГГГ, в течение дня, запланированы работы по санитарной очистке территории, в том числе с применением уборочной техники.

Уборочные работы по мнению администрации создадут угрозу безопасности участникам публичного мероприятия.

Кроме того, администрация указала, что территория проведения митинга является - элементом озеленения городской инфраструктуры - центральная клумба сквера на площади «Пять Углов». В соответствии с требованиями п. 10.3.4.2, 10.3.4.5, 2.55 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Мурманск, утвержденного Решением Совета депутатов гор. Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 правообладатели озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность зеленых насаждений, включая клумбы. Запрещается уничтожать, повреждать деревья, кустарники.

В связи, с чем администрация исключила проведение заявленного митинга на данной территории.

Ссылается на нормы права и полагает, что формальный отказ в проведении митинга в указанном месте свидетельствует о существенном несоблюдении установленного порядка, нарушает конституционные права и свободы граждан, предусмотренные ст. 31 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Кроме того, сообщил суду, что предложение об изменении места и (или) времени проведения митинга в нарушение Закона от администрации г. Мурманска не поступало.

Просит суд признать отказ администрации города Мурманска в согласовании (проведении) митинга на территории: г. Мурманск, пл. «Пять Углов», напротив отеля «Азимут», на месте установки зимой городской елки, время проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ, с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут незаконным.

Обязать Администрацию г. Мурманска устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и свобод граждан, устранить препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод по проведению и участию в митингах на территории: г. Мурманск, пл. «Пять Углов», напротив отеля «Азимут», на месте установки зимой городской елки, время проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ, с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.

ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, суду пояснил, что ответ администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № В-231\26 фактически является отказом в проведении митинга, были нарушены его Конституционные права, в указанном ответе не указано конкретное место возможного проведения публичного мероприятия, ссылка в ответе на Постановление Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПП является незаконной, основания отказа являются надуманными.

Административный ответчик и.о. заместителя главы администрации г. Мурманска-начальник управления Октябрьского административного округа ФИО4, представитель административного ответчика администрации города Мурманска ФИО5 возражали против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на то, что в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) организатору было сообщено, что административный истец не лишен права обоснованно предложить об изменении места и (или) времени мероприятия, также доведена информация о наличии специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПП. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, участников процесса, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии со статей 5 которого, организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Мурманска поступило уведомление ФИО1, ФИО6 и ФИО7 о проведении ДД.ММ.ГГГГ в период с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г.Мурманск, площадь Пять Углов, напротив отеля «Азимут», на месте установки городской елки, публичного мероприятия – митинга, с предполагаемым количеством участников до 500 человек.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> управление Октябрьского административного округа города Мурманска уведомило организатора публичного мероприятия о том, что место планируемого публичного мероприятия – г. Мурманск, площадь Пять Углов, напротив отеля «Азимут», на месте установки городской елки находится в оперативном управлении МАУК «Мурманские городские парки и скверы», которое сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ в течение дня в связи с предстоящими праздничными мероприятиями 1 и 9 мая запланированы работы по санитарной очистке территории, в том числе с применением уборочной техники, и указанные работы могут создать угрозу безопасности участникам публичного мероприятия.

Также было сообщено, что заявленное место проведения публичного мероприятия – «место установки зимой городской елки», является центральная клумба сквера на площади Пять Углов - элемент озеленения городской инфраструктуры, а согласно положения Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ, правообладатели озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность зеленых насаждений, находящихся на озелененных территориях, включая клумбы.

С учетом указанных оснований, управление Октябрьского административного округа города Мурманска пришло к выводу, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте не согласуется с требованиями обеспечения безопасности участников публичного мероприятия и противоречит положениям федеральных и муниципальных нормативных правовых актов.

При этом, в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатору публичного мероприятия управление Октябрьского административного округа города Мурманска предложило провести запланированное мероприятие в одном из специально определенных мест, предусмотренных постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории Мурманской области».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Мурманска поступило уведомление организатора публичного мероприятия о принятии предложения об изменении места проведении публичного мероприятия и его проведении по адресу: г. Мурманск в сквере по <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № В-231/26 управление Октябрьского административного округа города Мурманска уведомило организатора публичного мероприятия о том, что его выводы и как следствие, согласие на проведение публичного мероприятия по адресу: г. Мурманск, сквере по <адрес>, основано не неверном толковании норм материального права, поскольку письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ № В-231/26 для проведения планируемого публичного мероприятия предлагались специально определенные места, предусмотренные постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории <адрес>», а именно:

1. Площадка на пересечении ул. Морской и ул. Ломоносова, 150 метров севернее дома № 11 по ул. Морской;

2. Площадка на пересечении ул. Лобова и ул. Нахимова в районе домов № 8 и 10 по ул. Нахимова;

3. Площадка на ул. Мира, в районе разворотного кольца автобусов № 11, 29.

4. Площадь перед муниципальным бюджетным учреждением культуры «Дворец культуры «Судоремонтник» (жилой район Росляково).

Иных, специально отведенных мест, постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП на дату предложения управление Октябрьского административного округа города Мурманска редакции – ДД.ММ.ГГГГ, указанный правовой акт не содержал.

Таким образом, сквер на <адрес>, как специально отведенное место или приспособленное для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в качестве альтернативного варианта места проведения митинга управлением Октябрьского административного округа города Мурманска не рассматривался, к принятию (не принятию) предложения организатором публичного мероприятия не предлагался и вопрос о проведении мероприятия в ином месте должен решаться организатором публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствии с Федеральным законом.

Кроме того, организатору публичного мероприятия письмом управление Октябрьского административного округа города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> было сообщено, что на ДД.ММ.ГГГГ в сквере на <адрес>, являющейся до вступления в законную силу постановления Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПП территорией общего пользования, согласовано группе граждан публичное мероприятие, проводимое с целью профилактики жестокого обращения с бездомными и домашними животными, популяризации соблюдения законодательства содержания владельческих животных, а проведение планируемого митинга совместно с указанным мероприятием не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при их проведении.

Таким образом, довод административного истца об отсутствии предложения по изменению места в проведении публичного мероприятия не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается материалами дела.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказа либо запрета в проведении заявленного административным истцом мероприятия в решении административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> не содержится. Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий администрации города Мурманска, оно не является отказом в его проведении публичного мероприятия и не нарушает Конституционных прав административного истца.

Довод административного истца о надуманности оснований, препятствующих проведению митинга в избранном им месте, не является безусловным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку предусмотренным законом правам организатора публичного мероприятия корреспондирует обязанность административного ответчика поддерживать общественный порядок, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия (часть 3 статьи 18 Федерального закона от "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). В этой связи правоотношения по проведению публичного мероприятия не являются односторонними, так как участники процесса должны принимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов.

Таким образом, действия административного ответчика совершены в соответствии с законом и в пределах полномочий муниципального органа, каких-либо нарушений порядка принятия обжалуемого решения не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Высоцкого <данные изъяты> к администрации города Мурманска о признании отказа администрации города Мурманска в проведении митинга незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова