ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3094/18 от 23.11.2018 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ дело № 2а-3094/18

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Чуденко В.М.,

с участием представителя административного истца Карпушенко И.В., представителя административного ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Крым Ляховой Л.Ю., административного ответчика заместителя руководителя УФК по Республике Крым Волкова В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Бахина И.А. к Управлению Федерального казначейства по Республике Крым о признании незаконными действий по направлению (возвращению) 29.06.2018 исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018 в адрес Железнодорожного районного суда г.Симферополя, признании незаконным бездействия ответчика по не направлению (возвращению) в адрес истца исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018 с приложенными документами, возложении обязанности организовать исполнение исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018,

УСТАНОВИЛ:

Бахин И.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Крым о признании незаконными действий по направлению (возвращению) ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Железнодорожного районного суда <адрес>, признании незаконным бездействия ответчика по не направлению (возвращению) в адрес истца исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами, возложении обязанности организовать исполнение исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указано, что решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении требований ФИО1 к Пенсионному фонду Российской Федерации о признании незаконным решения о назначении пенсии. Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении требований ФИО1 Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с УПФР в <адрес> в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере 51 327,92 руб. В целях принудительного исполнения ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в адрес административного ответчика, предъявив исполнительный лист серии ФС . Однако ДД.ММ.ГГГГ представителю истца стало известно, что исполнительный лист №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ возвращен в адрес Железнодорожного районного суда <адрес> без исполнения. В качестве оснований для возврата указано на отсутствие полномочий для исполнения судебного акта. ФИО1 дважды получил отказ органа ФССП РФ в исполнении исполнительного документа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения ст.ст. 242.1, 242.3 БК РФ, Административный регламент, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, указывает, что исполнением решений судов о взыскании с Пенсионного фонда РФ денежных средств занимаются органы Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет. Также указано, что основания для возврата исполнительного документа без исполнения предусмотрены как Бюджетным кодексом РФ, так и Административным регламентом, однако возвращая документы в районный суд УФК по <адрес> не указал в исполнительном листе основание для возврата, а в уведомлении о возврате содержится дополнительное основание для возврата исполнительного листа, не предусмотренное законом. Полагает, что административный ответчик является специальным органом по исполнению судебных актов в отношении бюджетных организаций. Неисполнение органами казначейства требований исполнительного документа создало для административного истца препятствия для получения денежных средств в части реализации права на судебную защиту. Указано, что исполнительный документ возвращен в нарушение п.1,2 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства, утвержденный Приказом ФССП России и Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен посредством телефонограммы по номеру телефона, указанному в административном иске, что в силу ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) является надлежащим извещением, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца ФИО3 поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске. Пояснил, что ФИО1 первоначально обратился в службу приставов, где ему было разъяснено, что исполнительный документ подлежит исполнению через органы казначейства. В связи с чем, ФИО1 предъявил исполнительный лист в УФК по <адрес>. Однако, впоследствии сотрудниками Железнодорожного районного суда <адрес> было сообщено о возврате из УФК по <адрес> исполнительного документа без исполнения, причины возврата были указаны в сопроводительном письме, в исполнительном листе отсутствовали какие-либо отметки о причинах возврата исполнительного документа. В связи с этим исполнительный документ повторно был предъявлен в службу судебных приставов, но вновь был возвращен со ссылкой на то обстоятельство, что в нарушение Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства в исполнительном листе отсутствует отметка органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа. Также указал, что исполнительный документ необоснованно был возвращен в Железнодорожный районный суд <адрес>, а должен был быть возвращен взыскателю. В связи с чем, просит восстановить срок для обращения в суд, поскольку о возврате исполнительного документа стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, когда повторно получали исполнительный лист в Железнодорожном районном суде <адрес>.

Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по <адрес> (далее УФК по <адрес>) ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила письменные возражения по административному иску. Пояснила, что у УФК по <адрес> не было полномочий по исполнению исполнительного документа, поскольку заявителю необходимо было обращаться либо в службу судебных приставов либо непосредственно в Пенсионный фонд, поскольку Пенсионный фонд не является бюджетной организацией, так как является внебюджетным фондом, средства которого находятся на счетах казначейства. Закон не предоставляет возможность обращения взыскания на средства внебюджетных фондов, порядок предусмотрен только для бюджетных организаций. Административный регламент, на который ссылается административный истец, к спорным правоотношениям не применяется, так как закрепляет порядок исполнения исполнительных документов, предъявляемых к счетам бюджетных организаций, автономным и казенным учреждениям, к которым Пенсионный фонд не относится. Данное обстоятельство отражено в разъяснениях Министерства финансов Российской Федерации. В исполнительном листе не указывали основание для возврата, поскольку нельзя сослаться на Бюджетный кодекс РФ, так как положения данного кодекса не применимы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо заместитель руководителя УФК по <адрес>ФИО6, в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, Управление федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отдел судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес>.

Административный соответчик заместитель руководителя УФК по <адрес>ФИО6 в судебном заседании с требованием не согласился, пояснил, что положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) предусмотрен порядок взыскания на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Указанная глава БК РФ не предусматривает порядка взыскания на средства внебюджетных фондов. Административный регламент устанавливает порядок для главы 24.1 БК РФ. Поступивший исполнительный лист вернули как ошибочно поступивший. На средства внебюджетного фонда не может быть обращено взыскание. Так как не было оснований для принятия исполнительного документа к исполнению, то и не могли внести в исполнительный лист основания для отказа в исполнении. Исполнительный документ может быть предъявлен в отдел судебных приставов или в Пенсионный фонд.

Представители заинтересованных лиц ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, Управление федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отдел судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, согласно отчетам об отслеживании отправления корреспонденция получена адресатами.

В силу положений ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районным судом <адрес> делу был выдан исполнительный лист ФС о взыскании с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы в размере 51 327,92 рубля. В исполнительном документе имеется отметка судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе по п.8 ч.1 ст. 31 ФЗ229.

В дело представлено постановление судебного пристава – исполнителя отдела по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного листа вследствие п.8 ч.1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

ДД.ММ.ГГГГ в Железнодорожный районный суд <адрес> поступило письмо Управления Федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возврате исполнительного документа. Факт направления такого письма, а также его содержание административными ответчиками не оспаривалось.

Из указанного письма следует, что исполнительный документ ФС от ДД.ММ.ГГГГ по делу возвращен без исполнения. Указано, что органы Федерального казначейства организуют исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой не предусмотрено исполнение органами Федерального казначейства судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Приводятся положения разъяснений Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ.4-05/9.3-895, указано, что оригинал исполнительного листа и приложенные документы возвращаются как ошибочно направленные, рекомендовано обратиться в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда или территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ.

Постановлением судебного пристава – исполнителя отдела по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного листа вследствие п.8 ч.1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В постановлении указано, что совместным приказом ФССП России и Федерального казначейства утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения требований исполнительных документов об обращении взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений всех уровней, где закреплено обязательное наличие на поступившем на принудительное исполнение исполнительном документе рассматриваемой категории отметки органа Федерального казначейства о его возврате взыскателю, о полном или частичном его исполнении и сроке нахождения в территориальном органе Федерального казначейства. В случае отсутствия данной отметки судебный пристав – исполнитель в соответствии с п.8ч.1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Рекомендовано обратиться в территориальный орган Федерального казначейства.

Из ответа председателя Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в дате, видимо, допущена описка, поскольку ответ давался на запрос от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что исполнительный лист серии ФС впервые получен представителем истца ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, повторно исполнительный документ серии ФС получен представителем истца ФИО3ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что УФК по <адрес> не направляло в адрес ФИО1 уведомления о возвращении исполнительного документа серии ФС , а повторно исполнительный документ был получен представителем ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ, именно с этого момента административный истец мог узнать о нарушении своего права. Исходя из того, что ФИО1 были совершены действия по повторной подаче исполнительного листа на исполнение в службу судебных приставов, но был получен отказ в возбуждении исполнительного производства, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с рассматриваемым административным иском, учитывая, что с административным иском ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, пропущенный срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 703 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В силу положений ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Порядок обращения на средства бюджетных учреждений закреплен в ч.20 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В статье 148 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, к которым относится и бюджет Пенсионного фонда осуществляется органами Федерального казначейства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 168 Бюджетного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений; в том числе определено, что обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов должно производиться в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Однако с внесением изменений в статью 168 Бюджетного кодекса РФ законодателем не был определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, не приняты соответствующие дополнения в главу 24.1. Бюджетного кодекса РФ; последней до настоящего времени урегулированы лишь вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разного уровня (федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, бюджета субъекта по обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений), а также исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Однако, отсутствие данного порядка не свидетельствует, что такие судебные акты могут не исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса РФ; реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.

Как разъяснено в Письме Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ N 42-7.4-05/9.3-895, до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса РФ в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) осуществляется им непосредственно или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что УФК по <адрес> обоснованно возвратило исполнительный документ, предъявленный ФИО1, без исполнения, поскольку у УФК по <адрес> отсутствовали полномочия по исполнению требований исполнительного документа.

Указание административного истца на то обстоятельство, что в нарушение Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства, утвержденного Приказом ФССП России и Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ, в исполнительном листе отсутствуют отметки о причинах возврата исполнительного листа суд не может принять во внимание, поскольку предусмотренные положениями Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 99н, основания для возврата исполнительного документа не могут быть применены в рассматриваемом случае, так как указание таких оснований возможно в случае, если исполнительный лист подлежит исполнению через органы казначейства, но в силу непредставления каких-либо документов, несоответствия представленных документов или нарушения срока предъявления документа к исполнению, не может быть исполнен.

При таких обстоятельствах требование административного истца о возложении на административного ответчика УФК по <адрес> обязанности по исполнению исполнительного документа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконными действий УФК по <адрес> по возвращению исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Железнодорожного районного суда <адрес>, признании незаконным бездействия ответчика по не направлению (возвращению) в адрес истца исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку сами по себе действия административного ответчика по возвращению исполнительного документа в орган, выдавший такой документ, прав административного истца не нарушили. Основания, послужившие причиной возврата исполнительного листа №ФС 010705607 от ДД.ММ.ГГГГ без исполнения стали известны административному истцу из копии сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бахина И.А. к Управлению Федерального казначейства по Республике Крым о признании незаконными действий по направлению (возвращению) 29.06.2018 исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018 в адрес Железнодорожного районного суда г.Симферополя, признании незаконным бездействия ответчика по не направлению (возвращению) в адрес истца исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018 с приложенными документами, возложении обязанности организовать исполнение исполнительного листа №ФС 010705607 от 04.05.2018, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2018