Дело № 2а-3096/2021
УИД 21RS0023-01-2021-004099-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июля 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б.,
с участием прокурора Укина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативно-правового акта,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора г. Чебоксары обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации г. Чебоксары о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативно-правового акта.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой соблюдения администрацией г. Чебоксары антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрацией города в нарушение требования статей 3 и 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, не проводилась антикоррупционная экспертиза муниципального нормативно-правого акта: постановления администрации г. Чебоксары от 16.02.2021 № 270 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке похорон и содержании мест погребений в городе Чебоксары, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 16.10.2019 N 2517".
Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупционных факторов. По мнению прокурора, указанное нарушение федерального закона нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования г. Чебоксары, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов, а также создает условия для проявления коррупции, и свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал частично по изложенным в заявлении основаниям. Пояснил, что после принятия иска к производству суда дата муниципальный правовой акт поступил на экспертизу в прокуратуру г. Чебоксары, в связи с чем просит признать бездействие незаконным, а решение в части возложения обязанности провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативно-правового акта считать исполненным.
Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав прокурора, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В силу п.п. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики регулируются Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.12.2007 № 348, Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 14 «О противодействии коррупции».
В соответствии со статьей 15 Закона Чувашской Республики от 04.06.2007 №14 «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют меры по противодействию коррупции в границах муниципальных образований.
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы обязательно для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты, в данном случае для администрации г. Чебоксары. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
Судом установлено, что администрацией г. Чебоксары на момент проведения проверки прокуратурой г. Чебоксары и предъявления иска в суд не проводилась антикоррупционная экспертиза муниципального нормативно-правого акта: постановления администрации г. Чебоксары от 16.02.2021 № 270 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке похорон и содержании мест погребений в городе Чебоксары, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 16.10.2019 N 2517".
Данная проверка проводится на момент рассмотрения настоящего административного дела.
Поскольку указанные обстоятельства являются прямым нарушением федерального законодательства, то исковые требования подлежат удовлетворению. При этом требование прокурора о возложении на ответчика обязанности проведения данной экспертизы следует признать исполненным.
В силу части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Чебоксары удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативно-правого акта: постановления администрации г. Чебоксары от 16.02.2021 № 270 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке похорон и содержании мест погребений в городе Чебоксары, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 16.10.2019 N 2517".
Обязать администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативно-правого акта: постановления администрации г. Чебоксары от 16.02.2021 № 270 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке похорон и содержании мест погребений в городе Чебоксары, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 16.10.2019 N 2517".
Решение в части возложения на административного ответчика администрацию г. Чебоксары обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы признать исполненным.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 1 июля 2021 г.
Судья Н.А. Степанова