ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3097/19 от 13.02.2020 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-609/2020

УИД 74RS0038-01-2019-003381-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское 13 февраля 2020 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Боднарь

при секретаре Н.Г. Гайнановой,

с участием помощника прокурора О.Г. Мещеряковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Полушкиной Г.Н., Лобашова А.Н., Царевой Е.В., Пашниной Н.В., Мандрыгиной Ю.М., Королева А.П., Шевченко А.Ю., Ажиговой Вилии Насэрдиновны, Самохиной Т.М., Мустафиной Р.Н., Хомутова А.Г., Колесниковой Т.А., Мамбетова К.Б., Рожко Т.В., Красниковой Е.М., Пономаревой И.В., Самохиной Т.М., Поздняковой В.П., Ильясовой Э.Ф., Шушариной Н.Д., Шапкиной Т.И., Колесниковой О.Я., Лукьяновой О.А. к администрации Краснопольского сельского поселения, главе администрации Краснопольского сельского поселения З.С.П. о признании незаконным и недействующим постановления, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Полушкина Г.Н., Лобашов А.Н., Царева Е.В., Пашнина Н.В., Мандрыгина Ю.М., Королев А.П., Шевченко А.Ю., Ажигова В.Н., Самохина Т.М., Мустафина Р.Н., Хомутов А.Г., Колесникова Т.А., Мамбетов К.Б., Рожко Т.В., Красникова Е.М., Пономарева И.В., Самохина Т.М., Позднякова В.П., Ильясова Э.Ф., Шушарина Н.Д., Шапкина Т.И., Колесникова О.Я., Лукьянова О.А. обратились в суд с коллективным административным иском к администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, главе Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просят признать недействующим со дня принятия постановление главы Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА «О внесении изменений в Постановление Администрации Краснопольского сельского поселения от 15,12.2014 года «О формировании фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта» в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных жилых домов по АДРЕС, на счет регионального оператора Специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

В обоснование административного иска указали, что являются собственниками квартир в вышеуказанных многоквартирных жилых домах. Согласно приложению к постановлению главы Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА «О формировании фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на территории Рощинского сельского поселения» многоквартирные дома по АДРЕС, включены в перечень домов, формирующих фонд капительного ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта ли выбранный ими способ не был реализован, на счет регионального оператора Специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

Административный истцы не согласны с указанным постановлением, поскольку обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в данную программу при ее актуализации, не могла возникнуть ранее внесения изменений в Закон Челябинской области от ДАТА В связи с тем, что ч. 1.1 ст. 7.1 указанного закона введена в действие ДАТА, обязанность по уплате взносов у административных истцов возникает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором внесены изменения в Закон , то есть с июля 2019 года.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административных истцов П.С.А. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил его удовлетворить. Также пояснил, что начисления за капитальный ремонт региональный оператор начал осуществлять с марта 2017 года, квитанции начали поступать жителям с июля 2018 года с задолженностью за предыдущий период.

Представитель административного ответчика администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Х.Э.Р в судебном заседании административный иск не признала, представила письменный отзыв, в котором заявлено о пропуске истцами трехмесячного срока обращения в суд. Также пояснила, что все нормативные и ненормативные акты администрации Краснопольского сельского поселения публикуются на сайте администрации поселения и в газете «Сосновская нива», иных официальных источников опубликования не имеется.

Административный ответчик глава Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области З.С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, представил отзыв.

Представитель заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Помощник прокурора Сосновского района Челябинской области М.О.Г. в судебном заседании дала заключение о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Полушкиной Г. Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 40,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору уступки права требования от ДАТА акта приема-передачи жилого помещения от 15.12.2014г.

Лобашову А. Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 65 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости 01.06.02015 г., запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходят квитанции на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Царевой Е. В. на праве собственности принадлежит жилое помещение квартира, общей площадь 40,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору дарения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Пашниной Н.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 40,3 кв.м., с кадастровым . расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 3 ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Мандрыгиной Ю.М. Н. В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 40,5 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи объекта от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Королеву А. П. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 65,3 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи квартиры от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Шевченко А. Ю. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 56,7 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от 15.12.20141. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Ажиговой В. Н. на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 40,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Самохиной Т.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 64,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА 15 г., запись регистрации права ]. С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Мустафиной Р. Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение квартира, общей площадь 40,5 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Хомутову А. Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 56,8 кв.м., с кадастровым . расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи квартиры от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Колесниковой Т. А. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 56,7 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Мамбетову К. Б. на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 40,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по адрес): АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи квартиры от ДАТА 17 г. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Рожко Т.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение -квартира, общей площадь 65 кв.м., с кадастровым . расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи квартиры от ДАТА IIраво собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Красниковой Е.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 40,4 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве 188 от ДАТА, акта приема-передачи от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Пономаревой И.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 56,8 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору уступки права требования от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Самохиной Т.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 56,7 кв.м., с кадастровым . расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве 153 от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Поздняковой В.П. на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение — квартира, общей площадь 40,3 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве 208 от ДАТА, акта приема- передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА 15 г., запись регистрации права .. С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Ильясовой Э.Ф. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 40,8 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору уступки права требования от ДАТА 16 г., акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Шушариной Н.Д. на праве собственности принадлежит жилое помещение — квартира. общей площадь 35,6 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . Многоквартирный жилой дом по АДРЕС был введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Шапкиной Т.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 23,9 кв.м., с кадастровым АДРЕС, расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи недвижимого имущества от ДАТА Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права Многоквартирный жилой дом но АДРЕС был введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Колесниковой О.Я. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 38,5 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДАТА 16 г. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . Многоквартирный жилой дом по АДРЕС был введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Лукьяновой О.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадь 38,3 кв.м., с кадастровым , расположенная в многоквартирном жилом доме по АДРЕС. Жилое помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве от ДАТА, акта приема-передачи жилого помещения от 28.05.2015г. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном недвижимости ДАТА, запись регистрации права . Многоквартирный жилой дом по АДРЕС был введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию . С июля 2018 г. административному истцу приходит квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА

Судом установлено из материалов дела (квитанций СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта») и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что с июля 2018 административным истцам выставляются квитанции на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества с задолженностью, сформированной с ДАТА, при этом к административному иску приложены выписки по лицевому счету каждого из административных истцов, в которых данные обстоятельства подтверждаются.

Разрешая спор, суд учитывает следующее.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 11.1 ч. 1 ст. 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 8.3 ст. 13, ч. 1 ст. 167).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы. Данное постановление было опубликовано ДАТА.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области от ДАТА, которые вносят в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА-П.

Указанным постановлением включены в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирные дома по АДРЕС.

Многоквартирный жилой дом (стр. ), в котором расположены жилые помещения административных истцов Полушкиной Г.Н. - АДРЕС, Лобашова А.Н. - кв.37, Царевой Е.В. - кв.49, Пашниной Н.В. - кв.54, Мандрыгиной Ю.М. - кв.65, Королева А.П. - кв.72, Шевченко А.Ю. - кв.75, Ажиговой В.Н. - АДРЕС, Самохиной Т.М. - АДРЕС, Мустафиной Р.Н.АДРЕС, Хомутова А.Г.АДРЕС, Колесниковой Т.А. - АДРЕС, Мамбетова К.Б. - АДРЕС, Рожко Т.В. - АДРЕС, Красниковой Е.М.АДРЕС, Пономаревой И.В. - АДРЕС, Самохиной Т.М. - АДРЕС, Поздняковой В.П. - АДРЕС, Ильясовой Э.Ф. - АДРЕС, расположены по АДРЕС. Названный многоквартирный дом был построен и введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию , выданного администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области.

Многоквартирный жилой дом, в котором расположены жилые помещения административных истцов Шушариной Н.Д. - АДРЕС, Шапкиной Т.И. - АДРЕС, Колесниковой О.Я. - АДРЕС, Лукьяновой О.А. - АДРЕС, расположены по адресу: АДРЕС. Жилой многоквартирный дом (стр. ) был построен и введен в эксплуатацию ДАТА на основании разрешения на ввод в эксплуатацию , выданного администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области.

Постановлением администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА многоквартирному жилому дому и земельным участкам с кадастровыми , присвоен почтовый АДРЕС.

Постановлением администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА многоквартирному жилому дому и земельному участку с кадастровым присвоен почтовый АДРЕС.

Согласно Уставу муниципального образования Краснольского сельского поселения последнее входит в состав Сосновского муниципального района Челябинской области, наделено статусом сельского поселения, в его состав входит, в том числе АДРЕС. Глава поселения (ст.ст 27, 29, 32 Устава,) является высшим должностным лицом Краснопольского сельского поселения, возглавляет администрацию Краснопольского сельского поселения, подписывает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ главой администрации Краснопольского сельского поселения является глава З.С.П..

Постановлением администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА «О внесении изменений в Постановление Администрации Краснопольского сельского поселения от ДАТА «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта».

Согласно приложению к вышеуказанному постановлению многоквартирные дома по АДРЕС включены в перечень домов, формирующих фонд капительного ремонта на счете регионального оператора.

Вышеуказанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в сети Интернет.

По общему правилу в силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

Вместе с тем многоквартирные жилые дома по АДРЕС введены в эксплуатацию после утверждения и опубликования вышеуказанной региональной программы капитального ремонта, и постановлением Правительства Челябинской области от ДАТА включены в данную программу при ее актуализации.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В порядке ч. 6 ст. 170 ЖК РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

По смыслу приведенных законоположений с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от ДАТА, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам – как зависящим, так и не зависящим от их воли – не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.

В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем – при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту – окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.

Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).

Вместе с тем в силу части 6 статьи 170 ЖК РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта – при том, что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения.

Данная обязанность – исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере – подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего – собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.

Таким образом, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению контроля за избранием и реализацией собственниками помещений в многоквартирном доме определенного ими способа формирования фонда капитального ремонта.

Между тем материалы дела не содержат сведений о том, что администрацией Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в соответствии с ч. 6 ст. 170 ЖК РФ были приняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование собственников жилых помещений многоквартирных домов по АДРЕС возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание им помощи в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации, созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

Кроме того, на момент включения ДАТА многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта Закон Челябинской области от 27 июня 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» не регламентировал срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

Порядок исчисления такого срока был установлен только Законом Челябинской области от ДАТА которым в ст. 7.1 Закона Челябинской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» была введена ч. 1-1, предусматривающая, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в данную программу при ее актуализации, возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта.

Исходя из указанной правовой нормы, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений многоквартирных домов по АДРЕС должна была возникнуть в марте 2017, то есть до введения в действие ч. 1-1 ст. 7.1 названного выше Закона Челябинской области от ДАТА-ЗО, что в силу ч. 1 ст. 6 ЖК РФ недопустимо, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

С учетом изложенного положения ч. 1-1 ст. 7.1 Закона Челябинской области от ДАТА-ЗО подлежат применению к возникшим между сторонами по настоящему делу правоотношениям только после вступления их в силу ДАТА, в связи с чем с учетом ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогии закона) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений многоквартирных домов по АДРЕС возникла по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были внесены соответствующие изменения в Закон Челябинской области от ДАТА, то есть с июля 2019 года.

Соответственно, собственники вышеуказанных многоквартирных домов в силу ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ обязаны были принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его не позднее апреля 2019 года (за три месяца). И только в случае, если указанного не было сделано орган местного самоуправления после принятия необходимых мер, изложенных в ч. 6 ст. 170 ЖК РФ, вправе был в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации о многоквартирных домах по АДРЕС как о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, принять принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении таких домом на счете регионального оператора.

На основании изложенного выше у администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали предусмотренные ч. 7 ст. 170 ЖК РФ основания для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении вышеуказанных домов на счете регионального оператора, в связи с чем оспариваемое постановление не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушающим права административных истцов, которым с июля 2018 года выставляются счета на оплату капитального ремонта за период с марта 2017.

В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Учитывая, что постановление администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных жилых домов по АДРЕС не соответствует требованиям закона, а также нарушает права административных истцов как собственников квартир в указанных многоквартирных домах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

При этом доводы административного ответчика о пропуске административными истцами срока давности оспаривания постановления судом не принимаются, поскольку согласно ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Учитывая, что постановление администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА имеет нормативно- правовой характер, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, до настоящего времени является действующим, срок для оспаривания указанного постановления административными истцами не пропущен.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Сосновского муниципального района Челябинской области - газете «Сосновская Нива».

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 03 апреля 2018 «О внесении изменений в Постановление администрации Краснопольского сельского поселения от ДАТА «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта» в части решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов по АДРЕС.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Сосновская Нива».

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Боднарь