Дело № 2а-309/2021
УИД 55RS0020-01-2021-000509-97
Решение
именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки «29» апреля 2021 г.
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Барабанова А.Н.
при секретаре Руденко О.В.,
с участием административного истца Грешного Н.И., представителя административного истца по устному ходатайству Плахина Е.В., представителя административного ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области по письменной доверенности Сиволапа Н.О., представителя заинтересованного лица администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Комиссарова А.Ю. (действующего на основании распоряжения о вступлении в должность и Устава), заинтересованного лица Железнова Я.А., представителя заинтересованного лица по устному ходатайству Убогова Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грешного Н.И. к администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным распоряжения главы Москаленского муниципального района Омской области № 505 от 09.12.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена»
установил:
Грешный Н.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области, в котором указано, что в феврале месяце 2021 года при рассмотрении другого гражданского дела № ему стало известно о том, что главой администрации Москаленского муниципального района <адрес> было вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена», которое нарушает его права землепользования, поскольку новый образованный земельный участок соседями Железновыми, проживающими по адресу: <адрес> (далее по тексту <адрес>) путём перераспределения земельного участка находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, исключает для него возможность пользоваться проездом к хозяйственным постройкам его жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также отдельно стоящему гаражу, расположенному на хозяйственной стороне <адрес> оформили в собственность земельный участок в новых границах. Вместе с тем, с момента постройки его жилого дома в 1987 году между указанными жилыми домами всегда существовал и был обустроен проезд общего пользования для транспорта, который использовался для подвоза топлива и кормов домашних животных, проезд к гаражам шести домовладений <адрес>, расположенных на хозяйственной стороне улицы, а также использовался на случай чрезвычайных ситуаций. Таким образом, обжалуемое распоряжение затрагивает его права как собственника соседнего жилого дома и земельного участка, пользовавшийся землей, государственная собственность на которые не разграничена, и, который использовался им для проезда общего пользования, в том числе к хозяйственным постройкам, в связи с чем на основании ст. 60, 61 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) просил признать указанное распоряжение недействительным.
В письменном возражении на иск, представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района <адрес> (далее по тексту администрация) ФИО2 просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать полностью, считая обжалуемое распоряжение главы администрации Москаленского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» законным, как вынесенное в соответствии с положениями действующего земельного федерального и муниципального законодательства, не нарушающим охраняемые законом права административного истца либо других лиц в области использования земель. При вынесении администрацией распоряжения, оснований для отказа ФИО6 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на спорном земельном участке между двумя соседними домами 11 и 11а по <адрес> в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ у администрации не имелось, поскольку проезд (дорога) между указанными жилыми домами на момент вынесения распоряжения официально был предусмотрен лишь в проекте генерального плана села Элита, который на тот момент ещё не прошёл процедуру согласования и утверждения в районном Совете. В других документах, такой проезд общего пользования между домами в том числе в генеральном плане села Элита, утверждённого решением Совета Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана села Элита Элитовского сельского поселения <адрес>» не значится. Таким образом, обжалованное распоряжение принято главой администрации на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 11.10, 39.28, 39.29 ЗК РФ и генеральным планом села Элита, утверждённому решением Совета Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана села Элита Элитовского сельского поселения <адрес>» (л.д. 33-36).
В судебном заседании административный истец ФИО18 исковые требования поддержал в полном объёме на основании доводов изложенных в административном иске и дополнительно пояснил, что в селе Элита он проживает и работает более 40 лет, на протяжении которых между домами 11 и 11а по <адрес>, в том числе для пожарной безопасности, который в том числе обеспечивал ему проезд к хозяйственным постройкам, подвоз топлива и кормов. Однако, при вынесении обжалуемого распоряжения, административным ответчиком данное обстоятельство не было учтено. Жители <адрес> как и он лично начиная с 2018 года, когда Железновы самовольно установили забор и перегородили этот проезд, неоднократно обращались с заявлением к главе администрации села Элита о нарушении их прав землепользования общим проездом, обеспечивающим доступ к хозяйственным постройкам и гаражам, где расположены овощехранилища. В настоящее время обжалованным распоряжением узаконены самовольные и незаконные действия Железновых. Предлагаемый административным ответчиком второй проезд с переулка Пролетарский <адрес> не может восстановить нарушенное право административного истца, поскольку ширина данного проезда по факту менее трёх метров из-за выступающего навеса крыш хозяйственных построек и иных конструктивных препятствий в виде дерева, пристройки к жилому дому, сточной канавы, что не позволяет проезжать грузовому транспорту, которые бортами задевают забор и крыши, тем более в зимний и осенне-весенний период. По этой причине водители отказываются проезжать по данному проезду для завоза угля, дров, кормов для домашних животных, вывоза мусора, проезда к гаражам. Ссылка административного ответчика в письменном возражении на то, что распоряжение принималось на основании генерального плана села Элита, утверждённому решением Совета Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана села Элита Элитовского сельского поселения <адрес>», в котором не предусмотрен проезд общего пользования между домами 11 и 11а, не соответствует действительности, поскольку это опровергается планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ составленного и подписанного председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> (л.д. 45), в котором предусмотрен проезд между домами. По факту генерального плана <адрес> со схемой расположения домов и дорог от 2008 года нет. После принятия такого распоряжения и утверждения схемы расположения нового земельного участка соседей Железновых, он лишается возможности доступа к своим хозяйственным постройкам, ворота которых теперь выходят на соседний земельный участок, через которые он завозил топливо (дрова и уголь) корма для домашних животных, лишён возможности обслуживать канализационный септик, который также оказался на земельном участке соседей, а также возможности проезда к гаражу, в котором находиться овощехранилище. Все жители <адрес> возмущены принятым административным ответчиком распоряжением, без учёта фактического использования земельного участка для общего пользования и проезда, в том числе под общественные нужды села, чрезвычайных ситуаций. Ранее, начиная с 1980 года жилой дом, в котором проживает семья Железновых, никогда не был жилым, а был зданием общественной столовой колхоза. Поэтому между его домом и зданием столовой всегда был проезд. В новом разработанном проекте генерального плана села Элита от 2021 года находящийся на обсуждении и утверждении в администрации муниципального района и районном Совете такой проезд предусмотрен по инициативе администрации села Элита и жителей села, что было известно административному ответчику, который проигнорировал данное обстоятельство при вынесении распоряжения.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержал административные исковые требования и доводы истца в полном объёме по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района <адрес>ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, указанным в письменном возражении изложенных выше (л.д. 33-36) и на вопросы суда дополнительно пояснил, что администрация не оспаривает факт того, что между домами 11 (ФИО18) и 11а (Железновых) по <адрес> имелась и имеется дорога (проезд), но вместе с тем статус официального проезда (дороги) это предусмотрено лишь в проекте генерального плана села Элита по ходатайству главы администрации Элитовского сельского поселения и жителей села, который ещё не утверждён районным Советом. На момент же вынесения обжалуемого распоряжения главой администрации, оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО6 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения его земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена между домами 11 и 11а по <адрес> кодексом Российской Федерации не было.
Представитель заинтересованного лица администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> глава администрации ФИО4 административные исковые требования ФИО18 поддержал полностью и пояснил, что между домами 11 и 11а по <адрес> всегда был проезд (дорога), который использовался населением для общих нужд с целью обеспечения подъезда к хозяйственным постройкам по <адрес>, а также для чрезвычайных ситуаций. <адрес>а по <адрес>, позволяющий беспрепятственный проезд грузовому либо иному транспорту к дому ФИО18, жителям улицы к гаражам на хозяйственной стороне, с учётом ширины проезда, в селе Элита не имеется. Проезд на хозяйственную сторону <адрес> не обеспечивает такой доступ жителям улицы и административному истцу в частности, поскольку фактическая ширина такого проезда с учётом выступающего навеса крыш хозяйственных построек, составляет менее трёх метров, при этом имеется сточная канава из домов, растёт дерево и имеется выступ пристройки соседнего жилого дома при въезде в переулок. <адрес>а нет, только через беговые дорожки стадиона, памятник и аллею ВОВ. По этой причине земельный участок между жилыми домами 11 и 11а по <адрес> необходим для нужд поселения в качестве дороги (проезда). При вынесении обжалуемого распоряжения, вопрос о рациональном использовании земельного участка между домами 11 и 11а по <адрес> с администрацией сельского поселения специалистами административного ответчика не согласовывался. Вместе с тем, данный земельный участок по инициативе администрации сельского поселения и жителей <адрес> от 2021 года в качестве дороги (проезда), что следует из письменной схемы развития села. До этого проекта, ранее схемы генерального плана села Элита и расположения дорог (проездов), в том числе утверждённого решением Совета Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана села Элита Элитовского сельского поселения <адрес>» в Элитовском сельском поселении по факту никогда не было. Такой генеральный план села делается впервые. После вынесения обжалуемого распоряжения и перераспределения земель, ворота в хозяйственные постройки ФИО18 примыкают к соседнему земельному участку Железновых, который исключает доступ к их использованию по назначению.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании участия не принимала, надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела от неё не поступило.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, считая вынесенное распоряжение главы администрации законным. Конфликт между административным истцом и жителями улицы произошёл сначала из-за места расположения канализационного септика административного истца (ФИО18), а также из-за постоянного движения транспортных средств перед его жилым домом. Кроме того, земельный участок между домами 11 и 11а в зимний период администрацией <адрес> не чистится от снега, а в весеннюю и осенью распутицу на проезжей части всегда стоит грязь, что приводит к неудобству для прохода в его дом членам семьи. В настоящее время право собственности на новый образованный земельный участок путём перераспределения земель оформлен его семьей в долевую собственность (с его женой и несовершеннолетними детьми) из-за чего он понёс финансовые расходы, что также является основанием для отказа в иске. Самостоятельных исковых требований у него не имеется.
Представитель заинтересованного лица ФИО6 по устному ходатайству ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считая обжалованное распоряжение законным и обоснованным, а права административного истца таким распоряжением никак не нарушаются. Считает, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков между ФИО18 и Железновым, поскольку находящийся в собственности у административного истца земельный участок под жилым домом № по <адрес> скорее всего будет иметь кадастровую ошибку в месте расположения, в связи с чем забор который в настоящее время стоит на границе земельного участка ФИО18 не может находиться на меже с домом 11а, а будет смещён ближе к дому, что и обеспечит доступ ФИО18 к хозяйственным постройкам по хозяйственным нуждам. Говорить в настоящем деле о нарушении прав землепользования других жителей <адрес> как общим проездом нельзя, поскольку рассматриваемый административный иск не коллективный и у административного истца нет полномочий на представительство в суде других лиц.
Свидетель (со стороны административного истца) ФИО8 в судебном заседании показал, что проживает в селе Элита по <адрес> 2005 года и ему достоверно известно, что между домами 11 и 11а по этой улице всегда был общественный проезд для хозяйственных нужд жителей улицы. Железновы перегородили этот проезд, а другого нет, только через стадион или памятник ВОВ. Проезд с переулка Пролетарский использовать трудно из-за крыш построек и других препятствий, он узкий. Все жители <адрес> просят оставить общественный проезд между домами 11 и 11а.
Свидетель ФИО9 (со стороны административного истца) ФИО8 в судебном заседании показал, что проживает в селе Элита с 2000 года и ему достоверно известно, что между домами ФИО18 и Железнова всегда был проезд, который использовался жителями для пожарной безопасности, проезда к гаражам, хозяйственным нуждам, а также для доступа к хозяйственным постройкам административного истца. <адрес> нужен для общественных нужд.
Свидетель ФИО10 (со стороны административного истца) ФИО8 в судебном заседании показал, что проживает в селе Элита с самого рождения и ему достоверно известно, что между домами 11 (ФИО18) и 11а (общественной столовой колхоза, а сейчас Железнова) всегда существовал проезд (дорога), который нужен для хозяйственных нужд жителям улицы и самого истца (вывезти мусор, завести дрова и корма), пожарной безопасности, для проезда к гаражам. Сейчас Железнов ставит на проезде свой автомобиль и не даёт проезда другим жителям улицы.
Свидетель ФИО11 (со стороны административного истца) в судебном заседании показал, что 45 лет живёт в селе Элита и ему лично известно, что между домами 11 и 11а по <адрес> всегда был бытовой проезд к хозяйственным постройкам улицы. <адрес> закрыть, то жителям останется ездить по хозяйственным нуждам через стадион и памятник ВОВ, что будет очень плохо.
Свидетель ФИО12 (со стороны административного ответчика) в судебном заседании показал, что он работает главным специалистом отдела строительства и архитектуры администрации Москаленского муниципального района <адрес> и ему как исполнителю на письменные обращения жителей села Элита Железнова и ФИО18 достоверно известно, что на момент принятия и вынесения обжалуемого распоряжения, документально ни где не было закреплено, что между домами 11 и 11а по <адрес> имеется проезд (дорога) общего пользования. <адрес> лишь предусмотрен в проекте генерального плана села Элита 2021 и ему известно, что жители улицы пользовались таким проездом, однако законных оснований для отказа в удовлетворении заявления Железнова у администрации не было. После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена по письменному заявлению Железнова, согласно официальным сведениям ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> (схемы расположения земельных участков) граница земельных участков между домами 11 и 11а по <адрес> проходит на меже, то есть по забору административного истца ФИО18, проезда сейчас там нет. Ворота хозяйственных построек ФИО18 и септик в настоящее время выходят на земельный участок Железновых.
Заслушав стороны, заинтересованных лиц и их представителей, допросив свидетелей, исследовав все представленные и полученные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Статьёй 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 11.2, подпункту 3 пункта 1, пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов - утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статьёй 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются (п. 14):
- площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
- адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
- категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15).
Согласно подпункту 3 пункта 16 данной статьи Закона основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 60 ЗК РФ следует, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по адресу: <адрес> (ранее <адрес> до изменения адреса) проживает административный истец ФИО18 с супругой, а по адресу: <адрес> (ранее <адрес> до изменения адреса) проживает ФИО6 со своей супругой ФИО13 и несовершеннолетними детьми.
Под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> в собственности ФИО13 до образования нового земельного участка путём перераспределения и присвоения нового кадастрового номера (образованному земельному участку) находился земельный участок площадью 660+/-9 кв.м. с кадастровым номером 55:№ категория - земли населённых пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства (выписка из ЕГРН л.д. 132-142).
Под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> собственности ФИО18 имеется земельный участок площадью 800+/-1 кв.м. с кадастровым номером № категория - земли населённых пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства (выписка из ЕГРН л.д. 71-79).
Согласно плану земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (до изменения на адрес Зорько <адрес>) принадлежащего ФИО18 и утверждённому ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>ФИО14, между домом № (ФИО18) и домом 11 (Железновых) указан проезд общего пользования с разметкой его ширины (л.д. 14).
Из схемы села Элита генерального плана развития села от 2021 года, находящегося на обсуждении в районном Совете Москаленского муниципального района <адрес> между домами 11 и 11а по <адрес> по письменному ходатайству жителей улицы (л.д. 49) запроектирован проезд (дорога) общего пользования (см. приложение к генеральному плану).
Из письменного ответа на запрос суда главы администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок между домами 11 и 11а по <адрес> использовался жителями села в качестве дороги (проезда) общего пользования и на момент рассмотрения дела нужен для нужд села в качестве проезда (л.д. 121).
Согласно межевому плану в результате выполненных кадастровых работ в связи с образованием земельного участка на основании заявления ФИО6 путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между домами 11 и 11а по <адрес> имеется земля площадью 270 кв.м. находящейся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которую не разграничена (см. межевой план от ДД.ММ.ГГГГ), которая на основании распоряжения главы Москаленского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» была перераспределена и образован новый земельный участок, общей площадью 930 +/-11 кв.м. с присвоением кадастрового номера №, который на основании последующего соглашения № «Об образовании земельного участка путём перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ Москаленским муниципальным районном в лице главы администрации передан в долевую собственность ФИО6, ФИО5 и их малолетним детям ФИО15, ФИО16 (л.д. 113-120).
Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства по правилам положений статей 60, 61, 62 КАС РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами материального права земельного законодательства, суд приходит к выводу о том, что распоряжение главы Москаленского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» нарушает права административного истца ФИО18, поскольку оно было принято в нарушение положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно без учёта рационального использования земли площадью 270 кв.м. государственная собственность на которые не разграничена, расположенной между домами 11 и 11а по <адрес> от 2021 как дорога (проезд) общего пользования для жителей села и <адрес>, обеспечивающий в том числе административному истцу согласно его пояснениям и пояснениям главы Элитовского сельского поселения ФИО4 доступ к хозяйственным постройкам жилого <адрес>, завозу на зиму топлива, кормов для домашних животных, вывозу мусора, к обслуживанию канализационного септика, а также к проезду в гараж (капитального строения), в котором находится овощехранилище.
Оснований сомневаться в пояснениях административного истца, а также приведённых свидетелей, заинтересованного лица ФИО4, а также в сведениях, зафиксированных в перечисленных выше письменных доказательствах, судом не установлено.
Поэтому, с целью восстановления нарушенных прав административного истца на землепользование землёй между домами 11 и 11а по <адрес> в виде проезда из категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, обжалуемое распоряжение следует признать недействительным (незаконным) с момента его вынесения, поскольку у администрации в лице главы имелись все основания в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа ФИО6 в удовлетворении письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120) в утверждении схемы расположения земельного участка путём перераспределения, поскольку образованный земельный участок приводить к недостаткам, препятствующим административному истцу к рациональному использованию земель между домами 11 и 11а по <адрес> в виде проезда, существовавшему более 30 лет, обеспечивающий доступ к хозяйственным постройкам жилого дома, к гаражу (овощехранилищу), канализационному септику, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность дома, а также для использования такой земли (270 кв.м.) в качестве общественного проезда на хозяйственную сторону <адрес>, вывозу мусора и в чрезвычайных ситуациях (пожарному проезду).
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица ФИО6 и их представителей о том, что данным распоряжением не нарушаются права ФИО18 на землепользование в указанном месте судом отклоняются, как не состоятельные и не обоснованные, поскольку опровергаются вышеперечисленными показаниями свидетелей, письменными доказательствами, пояснениями заинтересованного лица ФИО4, о том, что после утверждения схемы расположения образованного земельного участка между домами 11 и 11а по <адрес>, доступ ФИО18 на проезд к хозяйственным постройкам, гаражу, обслуживанию септика, был ограничен и прекращён. Предлагаемый же ФИО18 административным ответчиком второй проезд для общего пользования через переулок Пролетарский, с учётом установленных судом обстоятельств и имеющихся ограничений для проезда (ширины такого проезда), в том числе при чрезвычайных ситуациях, что подтверждается показаниями вышеуказанных свидетелей, заинтересованного лица Комиссарова, не восстанавливает нарушенные права административного истца. При таких обстоятельствах исковые требования административного истца подлежат удовлетворении.
При этом судом отмечается, что заинтересованные лица ФИО6 и ФИО5 не лишены права на обращение в суд с иском для защиты своих прав о возмещении понесённых убытков на основании положений статей 61-62 ЗК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Исковые требования ФИО18 к администрации Москаленского муниципального района <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным (недействительным) с момента вынесения распоряжение главы Москаленского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» как вынесенное с нарушением положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 и пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ВЕРНО
Судья А.Н. Барабанов