ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-309/2022 от 22.06.2022 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

УИД 02RS0009-01-2022-000598-08 Дело № 2а-309/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2022 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Чориной Е.Н.

при секретаре Поповой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, возложении обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, заключить концессионное соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, выразившееся в не проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов, составляющих систему водоснабжения микрорайона <адрес>, и не заключении концессионного соглашения в отношении указанных объектов, обязании администрации МО «Чемальский район» в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов холодного водоснабжения, составляющих систему водоснабжения микрорайона «Барантал» <адрес> Республики Алтай, к которым относятся: магистральный водопровод с кадастровым номером протяженностью <данные изъяты> и водозаборная скважина с кадастровым номером глубиной <данные изъяты>, и заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов холодного водоснабжения, составляющих централизованную систему водоснабжения микрорайона <адрес>.

В обоснование административного иска указано о том, что прокуратурой Чемальского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о водоснабжении и водоотведении, о государственной и муниципальной собственности, по результатам которой установлен факт нарушений администрацией МО «Чемальский район» требований ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), ст.ст. 3, 6, 10, 41.1 Федерального закона от 07.11.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ), выразившихся в не проведении администрацией МО «Чемальский район» конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов, составляющих систему водоснабжения микрорайона «Барантал» с. Элекмонар Чемальского района Республики Алтай, и не заключении концессионного соглашения в отношении указанных объектов.

Проведенной проверкой установлено, что водоснабжение населения, проживающего в микрорайоне <адрес>, осуществляется посредством магистрального водопровода с кадастровым номером протяженностью <данные изъяты> и водозаборной скважины с кадастровым номером глубиной <данные изъяты>, которые введены в эксплуатацию в 2014 году.

После строительства и ввода в эксплуатацию магистрального водопровода администрацией МО «Чемальский район» не осуществлено оформление права собственности на магистральный водопровод, что препятствовало передаче системы водоснабжения на обслуживание в установленном порядке.

Прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений закона с целью понуждения администрации МО «Чемальский район» осуществить передачу объектов, составляющих систему водоснабжения микрорайона <адрес>, на обслуживание специализированной организации в установленном порядке в соответствии с требованиями чч. 1, 2 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ.

Однако до настоящего времени в отношении указанных объектов концессионное соглашение согласно требованиям законодательства не заключено.

Эксплуатация магистрального водопровода и технологически связанных с ним объектов водоснабжения осуществляется непосредственно администрацией МО «Чемальский район».

Однако, предоставление коммунальных услуг непосредственно администрацией муниципального района законодательством не предусмотрено.

Дальнейшее бездействие со стороны ответчика может вызвать наступление негативных последствий – разрушение объектов водоснабжения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района Республики Алтай Шваба Ф.В. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик администрация МО «Чемальский район», заинтересованные лица Комитет по тарифам Республики Алтай, МБУ «Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики» в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении дела не поступало.

От заинтересованного лица Комитета по тарифам Республики Алтай поступили пояснения, согласно которым информация о подготовке конкурсной документации, а также сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса от администрации МО «Чемальский район» в адрес Комитета не поступала.

Судом на основании ст. 289 КАС РФ определено о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора Чемальского района, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств.

В соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 3 Закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Качественное и бесперебойное водоснабжение населения является обязанностью ответчика в силу закона, что возможно только при надлежащем содержании объектов водоснабжения их собственником.

В силу части 1 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Частью 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Статьей 3 Закона № 115-ФЗ установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу пп. 11 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу указанных положений в отношении муниципальных систем водоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования – по концессионным соглашениям, который призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе публично - частного партнерства.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона № 115-ФЗ.

Также согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров

В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что водоснабжение населения, проживающего в <адрес>, осуществляется посредством магистрального водопровода с кадастровым номером протяженностью <данные изъяты> и водозаборной скважины с кадастровым номером глубиной <данные изъяты>, которые введены в эксплуатацию в 2014 году.

После строительства и ввода в эксплуатацию магистрального водопровода администрацией МО «Чемальский район» не осуществлено оформление права собственности на магистральный водопровод, что препятствовало передаче системы водоснабжения на обслуживание в установленном порядке.

<адрес> вносилось представление об устранении нарушений закона с целью понуждения администрации МО «Чемальский район» осуществить передачу объектов, составляющих систему водоснабжения микрорайона <адрес>, на обслуживание специализированной организации в установленном порядке в соответствии с требованиями чч. 1, 2 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ.

До настоящего времени в отношении объектов водоснабжения микрорайона <адрес> конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, концессионное соглашение не заключено.

Отсутствие до настоящего времени заключенного концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения микрорайона <адрес> свидетельствует о бездействии ответчика.

Пользование объектами водоснабжения в отсутствие концессионного соглашения препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов водоснабжения.

Согласно пункту 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур приводит к нарушениям водоснабжения, что влечет нарушение прав потребителей воды в микрорайоне <адрес>, то есть неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, возложении обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, заключить концессионное соглашение, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, выразившееся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов, составляющих систему водоснабжения микрорайона <адрес>, и незаключении концессионного соглашения в отношении указанных объектов.

Обязать администрацию МО «Чемальский район» в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда провести конкурс на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов холодного водоснабжения, составляющих систему водоснабжения микрорайона <адрес>, к которым относятся: магистральный водопровод с кадастровым номером протяженностью <данные изъяты> и водозаборная скважина с кадастровым номером глубиной <данные изъяты>, и заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов холодного водоснабжения, составляющих централизованную систему водоснабжения микрорайона <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья Е.Н. Чорина

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2022 года