ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-309/2023 от 17.08.2023 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

УИД 60RS0025-01-2023-000486-02

Дело № 2а-309/2023

Решение

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,

при секретаре Кучмистовой Е.В.,

с участием прокурора Струго-Красненского района Псковской области Носкова О.А.,

представителя административного истца - регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» - Липатова К.В., представителя административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Псковской области – Мусиенко В.С., представителя заинтересованного лица Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Копытова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению регионального отделения Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» к Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района о признании незаконным и отмене Постановления №51/201 от 05.08.2023 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва», выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»,

установил:

Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» обратилась в суд с административным иском к Террииториальной избирательной комиссии Струго-Красненского района о признании незаконным и отмене Постановления №51/201 от 05.08.2023 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва», выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», как принятое с нарушением требований законодательства.

В обоснование иска указано, что 16 июля 2023 года Псковское региональное отделение Политической партии Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» провело Конференцию Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

На указанной конференции Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» выдвинуло кандидатов, включая единые списки кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, проходящих на территории Псковской области в единый день голосования 10 сентября 2023 года. Среди прочих на данной конференции было принято решение о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

Избирательное объединение «Псковское региональное отделение Политической партии Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по результатам проведенной Конференции представило в Территориальную избирательную комиссию Струго-Красненского района документы для заверения и регистрации единого списка кандидатов, в том числе единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, решение о выдвижении единого списка кандидатов и другие документы, перечень которых установлен законом.

Представленные Псковским региональным отделением партии ЯБЛОКО» в Территориальную избирательную комиссию Струго-Красненского района документы подписаны не уполномоченным на это лицом, а именно Гайдуком А. М., который 24 июня 2023 года был избран новым председателем Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», поскольку согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Гайдук А.М, приобрел статус лица, имеющем право без доверенности действовать от имени Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», - только 18.07.2023.

Подписание документов, переданных в Территориальную избирательную комиссию руководителем до внесения сведений о нем, как лица, имеющего право действовать без доверенности, противоречит положениям Федеральных законов и Уставу Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», лишает их юридической силы. Указанное обстоятельство являлось основанием для отказа Территориальной избирательной комиссией в регистрации единого списка кандидатов в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

Также административный ответчик указывает на нарушение Административным ответчиком требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и положений Закона Псковской области от 01.08.2003 №295-ОЗ «Избирательный кодекс Псковской области» (далее Избирательный кодекс Псковской области).

В обоснование своих доводов Административный истец указывает, что в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ политическая партия является формой некоммерческой организации, на которую распространяются требования Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Федеральный закон №7). Согласно пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона №7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона №7-ФЗ изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического шца, в следующем объеме: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данный федеральный закон регулирует деятельность всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения и политические партии.

В соответствии с пунктом 18.6.2.1. Устава политической партии «ЯБЛОКО» - избранный председатель Регионального отделения на период до внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о лице, действующем без доверенности, осуществляет финансово-хозяйственные полномочия, предусмотренные пунктами 24.10-24.10.8 настоящего Устава, по доверенности Председателя Партии. При этом вышеуказанные полномочия, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения, возникают у председателя регионального отделения не в силу его избрания на должность, а на основании выданной председателем Партии доверенности. То есть по смыслу устава политической партии «ЯБЛОКО» до внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, вновь избранный председатель регионального отделения не наделяется полномочиями представлять региональное отделение Партии в отношениях с третьими лицами и выступать от его имени лишь в связи с избранием его на должность.

В результате принятия Территориальной избирательной комиссией Струго- Красненского района в нарушение требований подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ обжалуемого постановления избирательное объединение Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» получила дополнительные, не предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими избирательными объединениями, включая административного истца, что нарушает права административного истца на участие в выборах равных с другими политическими партиями (избирательными объединениями) условиях, в том числе выраженных в надлежащей подготовке документов представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов, включая их подписание уполномоченным на это лицом, и противоречит принципу равенства кандидатов, закрепленному в пункте 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ.

В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика признал требования искового заявления законными и обоснованными, согласился с изложенными в них доводами. Показал, что проверка соблюдения требований закона к процедуре выдвижения списков кандидатов, а также требований к оформлению документов, представленных избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» для уведомления о выдвижении и регистрации единого списков кандидатов осуществлялась рабочей группой по проверке документов.

В рамках проверки были сделаны запросы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области и Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области в отношении всех избирательных объединений, представивших документы для уведомления о выдвижении и регистрации единых списков кандидатов, в том числе и Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», с целью проверки полномочий лиц, уполномоченных на подписание документов, представляемых избирательными объединениями в территориальную избирательную комиссию.

Из ответов установлено, что председатель регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Гайдук А. М. был избран 24 июня 2023 года, а 18 июля 2023 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о внесении изменений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени регионального отделения партии. Материалы проверки были представлены на обозрение всем членам территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района с правом решающего голоса.

На рассмотрение комиссии был предложен проект постановления «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», который был принят большинством голосов членов комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Струго- Красненского района от 05 августа 2023 года № 51/201 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

Действительно, в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, документы, представленные избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в Территориальную избирательную комиссию Струго-Красненского района для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов, при их подписании Гайдуком А.М. в качестве Председателя регионального отделения до 18 июля 2023 года, не имеют юридической силы, то есть фактически не представлены, что является основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принятие обжалуемого Постановления связано с тем, что не все члены комиссии и рабочей группы по проверке документов обладают юридическим образованием, высокими знаниями смежных с законодательством о выборах отраслей права и высокими практическими навыками. Члены Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района, за исключением председателя комиссии в соответствии с Законом Псковской области от 26 июля 2007 года № 697-03 «О территориальных избирательных комиссиях в Псковской области, обладающих правами юридического лица» работают на непостоянной (штатной) основе. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Регламента Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района, утвержденного постановлением Территориальной избирательной комиссии Струго- Красненского района от 19 февраля 2020 года № 242, деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, относящихся к ее компетенции. Обжалуемое административным истцом решение было принято путем открытого голосования большинством голосов членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных Федеральным законом №67-ФЗ, иным законом.

Представители заинтересованного лица Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления, считали, что доводы административного истца основаны на неправильном толковании закона, нарушении требования о недопустимости вмешательства в деятельность политических партий и не обусловлены задачами избирательного процесса.

Пояснили, что действующее законодательство наделяет вновь избранного председателя регионального отделения полномочиями на подписание документов о выдвижении списков кандидатов, списков кандидатов, а также иных документов, представляемых в избирательную комиссию, с момента избрания и независимо от даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Юридический статус председателя регионального отделения политической партии и статус лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, отличаются. Статусные права, полномочия и обязанности председателя регионального отделения определяются уставом политической партии. Статусные права, полномочия и обязанности лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, определяются гражданским законодательством.

Положения действующего законодательства и Устав Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» не предусматривают обязательность подписания документов, предоставляемых в ТИК, лицом, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Кроме того, указали на наличие выданной Гайдуку A.M. председателем партий «Яблоко» доверенности от 05.07.2023 на представление интересов Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО", а также на следующую хронологию событий:

24 июня 2023 года Гайдук А. М. был избран Председателем Регионального отделения партии «Яблоко». Избрание было проведено в соответствии с Уставом партии, не оспорено и сохраняет юридическую силу.

27 июня 2023 года нотариально заверены специальные регистрационные формы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

28 июня 2023 года Гайдук А. М. сдал документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ в территориальное управление Минюста. Документы были приняты без возражений, без запроса доверенности.

5 июля 2023 года Председатель Партии «Яблоко» выдал доверенность Гайдуку А. М. на представительство интересов, в том числе в связи с выдвижением Региональным отделением партии «Яблоко» кандидатов, списков кандидатов.

11 июля 2023 года территориальное управление Минюста приняло решение о подтверждении статуса Гайдука А. М. как Председателя Регионального отделения партии «Яблоко».

16 июля 2023 года состоялось заседание высшего руководящего органа Регионального отделения партии «Яблоко» - Конференции, на котором было принято решение о выдвижении кандидатов на выборы депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

18 июля 2023 года ФНС внесла изменения в ЕГРЮЛ о наделении Гайдука А. М. в дополнение к статусу Председателя Регионального отделения Партии «Яблоко» статусом лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

19 июля 2023 года Гайдук А. М. заверил у нотариуса доверенность уполномоченного избирательного объединения по финансовым вопросам.

19 июля 2023 года Гайдук А. М. подписал документы на выдвижение кандидатов, принятые на заседании Конференции.

20 июля 2023 года уполномоченный представитель избирательного объединения подал документы в ТИК.

На основании подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ порядок выдвижения политической партией списков кандидатов в депутаты устанавливается уставом партии.

Согласно пункту 21.9 Устава список кандидатов, выдвигаемый региональным отделением, подписывает Председатель регионального отделения. Данное положение Устава не требует, чтобы на момент подписания списка кандидатов у Председателя регионального отделения был статус лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно пунктам 18.2, 18.2.4 Устава Председатель регионального отделения избирается Конференцией (Общим собранием) регионального отделения. Иные юридические процедуры для наделения лица статусом Председателя регионального отделения Уставом не предусмотрены. Устав не указывает на то, что статус Председателя Регионального отделения возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», перечни оснований отказа в регистрации списка кандидатов, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Согласно пункту 11 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, перечни оснований отказа в регистрации единого списка кандидатов, установленные пунктами 8-10настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Среди указанных в законе оснований отсутствует такое основание как подписание документов на выдвижение лицом, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Следовательно, ТИК не могла отказать в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых Региональным отделением партии «Яблоко» и не может признать административный иск.

Заинтересованные лица Гайдук А.М., Иванов Д.Ю., Герасимова Л.В., Конашенков А.А., Яковлев Ю.В. в судебное заседание не явились надлежаще извещенные о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание не явились, представителя не направили, ходатайств об отложении не заявили, возражений на требование административного истца не представили; Иванов Д.Ю. и Гайдук А.М. представили письменные пояснения, аналогичные данным в судебном заседании представителями Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО".

По итогам рассмотрения административного иска прокурором дано заключение, согласно которому требования являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 КАС РФ неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения настоящего административного дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего требование административного истца обоснованными и о наличии оснований для удовлетворения административного иска, изучив доводы административного иска и возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Аналогичная норма содержится в пункте 6 Статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), в соответствии с которой решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, Губернатора Псковской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, проводимых на территории Псковской области, регламентирован Законом Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее - Избирательный кодекс Псковской области).

Выдвижение кандидатов в составе единого списка кандидатов при выборах депутатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (п. 3 ст. 28 Избирательного кодекса Псковской области, п. 3 ст. 32 67-ФЗ).

На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований избирательными объединениями являются политические партии, имеющие право участвовать в выборах, а также региональные отделения или иные структурные подразделения политических партий, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (п. 1 ст. 29 Избирательного кодекса Псковской области).

Списки уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам, предоставляются в избирательную комиссию по форме, установленной организующей выборы избирательной комиссией, (п. 12 ст. 29 Избирательного кодекса Псковской области).

Уполномоченные представители назначаются решением конференции регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то решением конференции (п. 9 ст. 29 Избирательного кодекса Псковской области)

Выдвижение единых списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (п. 2 ст. 31 Избирательного кодекса Псковской области, п. 2 ст. 35 67-ФЗ).

При выборах представительного органа муниципального образования единый список кандидатов представляется в избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов.

Одновременно с единым списком кандидатов избирательное объединение обязано представить в избирательную комиссию в соответствии с требованиями п.п. 4,5 ст. 32 Избирательного кодекса Псковской области, в том числе следующие документы:

-решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении единого списка кандидатов;

-список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 9 статьи 29 Избирательного кодекса Псковской области (в случае предоставления права назначения уполномоченных представителей избирательного объединения соответствующему органу (должностному лицу) избирательного объединения - также решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения);

- оформленные в установленном настоящим Законом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;

- одновременно со списком кандидатов представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;

-в отношении каждого кандидата, включенного в единый список кандидатов, - заявление кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Согласно п. 6 ст. 32 Избирательного кодекса Псковской области единые списки кандидатов и прилагаемые к ним документы подаются в соответствующую избирательную комиссию вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения копиями паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копиями документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии указанных документов представляются в отношении каждого кандидата. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - предоставляются копии соответствующих документов.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Избирательного кодекса Псковской области решение избирательного объединения о выдвижении кандидата, единого списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным или многомандатным округам оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны, в том числе решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении соответствующему органу (должностному лицу) избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей (при выдвижении единого списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам).

Согласно п. 7 ст. 31 Избирательного кодекса Псковской области решение о выдвижении кандидата, единого списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяется подписью руководителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Согласно п. 2.1 ст. 32 Избирательного кодекса Псковской области Единый список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Единый список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

В соответствии с п. 12 ст. 29 Избирательного кодекса Псковской области список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, по форме, установленной избирательной комиссией. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения указываются сведения о них, предусмотренные пунктом 9 настоящей статьи, а для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам - также сведения о том, что он является уполномоченным представителем по финансовым вопросам. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.

Согласно п. 9 ст. 29 Избирательного кодекса Псковской области уполномоченные представители назначаются решением соответственно съезда политической партии; конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии; съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии; конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии; съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения.

19 июня 2023 года постановлением Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Псковской области №42/127 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

Согласно календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов предоставление единого списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и иных документов в территориальную избирательную комиссию предусмотрено с 21.06.2023 до 18 час. 00 мин. 20 июля 2023.

16 июля 2023 года избирательное объединение Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" на XXVI конференции выдвинуло кандидатов, включая единые списки кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, проходящих на территории Псковской области в единый день голосования 10 сентября 2023 года и приняло решение о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

20 июля 2023 года избирательное объединение Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" в ТИК Струго-Красненского района представлен комплект документов для заверения единого списка кандидатов, в том числе:

выписка из Протокола четвертого заседания XXVI Конференции от 16 июля 2023 года, содержащая решение о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО", изготовленная и подписанная председательствующим на конференции Гайдуком А.М. 17.07.2023

единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, как приложение к решению конференции избирательного объединения Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" от 16 июля 2023 года;

список членов Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО", включенных в единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Новоржевского муниципального округа первого созыва, дата составления и подписания председателем Псковского регионального отделения Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» - 16 июля 2023 года.

выписка из Протокола четвертого заседания XXVI Конференции от 16 июля 2023 года, содержащая решение о назначении уполномоченного представителя избирательного по финансовым вопросам, изготовленная и подписанная 17.07.2023;

список назначенных уполномоченных по финансовым вопросам, представителей избирательного объединения, как приложение к решению конференции избирательного объединения Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" от 16 июля 2023 года;

выписка из протокола заседания бюро Псковского регионального отделения РОДП "ЯБЛОКО" от 17 июля 2023 года, на котором были назначены уполномоченные представители избирательного объединения;

- список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения от 17 июля 2023 года (являющийся приложением к выписке из протокола заседания Бюро Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО").

Указанные документы заверены Гайдуком A.M. в качестве председателя Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО".

Из материалов дела следует, что Гайдук A.M. был избран председателем Псковского регионального отделения политической партии "ЯБЛОКО" решением третьего внеочередного заседания XXVI Конференции Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО" от 24 июня 2023 года.

ТИК Струго-Красненского района зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутый избирательным объединением Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО", о чем вынесено соответствующее постановление от 05 августа 2023 года № 51/201.

Указанное постановление административный истец считает незаконным в связи с тем, что документы, принятые Территориальной избирательной комиссией от Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО" подписаны его председателем до внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ, как о лице, имеющем право действовать без доверенности.

Как следует из Выписки из ЕГРЮЛ, сведения о Гайдук АМ. внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18.07.2023, (государственный регистрационный номер внесенных изменений - ).

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".

Частью 1 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Из положений ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» следует, что политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлений в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

К сведениям, указанным в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", относятся, в том числе сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный Номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения, вносимые в сведения, указанные в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 15.4.6 Устава политической партии «Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" решения и заявления, принятые руководящими органами регионального отделения, и иные документы регионального отделения подписывает председатель регионального отделения.

Полномочия председателя регионального отделения предусмотрены п. 18.6 Устава политической партии "ЯБЛОКО". В соответствии с положениями этого пункта председатель регионального отделения является официальным политическим представителем регионального отделения, делает заявления от имени регионального отделения по вопросам, затрагивающим интересы региона, при этом представляет без доверенности региональное отделение в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными организациями, действующими на территории субъекта РФ ( п.п. 18.6.1 - 18.6.2)

Пунктом 18.6.12 Устава политической партии "ЯБЛОКО" предусмотрены полномочия Председателя регионального отделения на подписание документов в связи с выдвижением списка кандидатов в соответствии с законодательством о выборах, списков кандидатов.

Пунктом 18.6.2.1 Устава политической партии "ЯБЛОКО" предусмотрено, что

избранный Председатель регионального отделения на период до внесения изменения в ЕГРЮЛ о лице, действующим без доверенности, осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 24.10-24.10.8 Устава (полномочия связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения), по доверенности Председателя партии полноценно возникают с момента внесения таких сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании совокупности вышеизложенных норм суд приходит к выводу, что до 18 июля 2023 года Гайдук A.M., как председатель регионального отделения политической партии "ЯБЛОКО" и лицо, действующее без доверенности, не имел полномочий подписывать документы в связи с выдвижением списка кандидатов в соответствии с законодательством о выборах, списки кандидатов.

Как следует из материалов дела, 04.08.2023 Территориальной избирательной комиссией 02.08.2023 были сделаны запросы в Управление Министерства юстиции РФ по Псковской области и Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области о предоставлении информации о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени региональной политической партии РОДП «Яблоко». На запросы 04.08.2023 получены ответы и , согласно которым дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о вновь избранном председателе Псковского регионального отделения, РОДП «ЯБЛОКО» 18.07.2023.

Таким образом, Псковским региональным отделением партии "ЯБЛОКО" в Территориальную избирательную комиссию Струго-Красненского района предоставлен комплект документов в отношении единого списка кандидатов, заверенный Гайдуком A.M. в качестве председателя регионального отделения и лица действующего без доверенности, который на тот момент (16.07.2023, 17.07.2023) не обладал соответствующими полномочиями, то есть данные документы, как содержащие недостоверные сведения, нельзя признать соответствующими требованиям закона.

Указанное обстоятельство должно было стать основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также подпунктом "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области.

Так, в соответствии с пп. б п. 25 ст. 38 Федерального закона №68-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).

В соответствии с пп. б п. 9 ст. 36 Избирательного кодекса Псковской области основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в единый список кандидатов).

Таким образом, доводы представителя Псковского регионального отделения политической партии "ЯБЛОКО" о том, что избрание председателя регионального отделения партии на Конференции дают ему основание осуществлять полномочия в полной мере до внесения изменений сведений о нем, как лице, имеющем право действовать без доверенности, в ЕГРЮЛ, равно, как и наличие у него доверенности Председателя партии от 05.07.2023, являются необоснованными, противоречащими законодательству и Уставу партии.

Довод представителя Псковского регионального отделения политической партии "ЯБЛОКО" о наличии у Гайдука A.M. полномочий на совершение действий связанных с выдвижением списка кандидатов, кандидатов в соответствии с законодательством о выборах, списки кандидатов, на основании доверенности председателя партий "ЯБЛОКО" от 05.07.2023, суд признает несостоятельным в силу противоречий предоставленных полномочий в указанной части, положению п. 18.6.2.1 Устава партии "ЯБЛОКО", согласно которому избранный председатель регионального отделения на период до внесения изменения в ЕГРЮЛ о лице, действующим без доверенности, осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 24.10-24.10.8 Устава, по доверенности Председателя партии, то есть только полномочия связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения. Представленная доверенность не предусматривает наделение Гайдука А.М. полномочиями на период до внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Кроме того, указанная доверенность противоречит Уставу политической партии «ЯБЛОКО» в части процедуры избрания председателя ее регионального отделения, что недопустимо.

Довод представителя заинтересованного лица Псковское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" о том, что все спорные документы были подписаны Гайдуком A.M. 19 июля 2023 года - судом оцениваются критически, поскольку опровергаются материалами дела. Из представленных Территориальной избирательной комиссией документов следует, что все они имеют даты изготовления, подписания до 18.07.2023 года, в частности список членов Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО", включенных в единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва имеет рукописную дату подписания 16.07.2023.

То обстоятельство, что Территориальная избирательная комиссия не известила избирательное объединение об обнаруженных недостатках документов в установленный законом трехдневный срок, по мнению суда не влияет на существо настоящего дела. Все документы были рассмотрены и оценены рабочей группой ТИК, результатом явилось вынесение обжалуемого постановления о регистрации единого списка кандидатов. Из этого следует, что нарушение, выявленное административным истцом, не было очевидным для избирательной комиссии, но должно было быть известно избирательному объединению.

Кроме того, следует учесть, что избирательное объединение обратилось в ТИК в последний день, установленный календарным планом (п.17) для приема списка кандидатов – 20.07.2023.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что принятием Территориальной избирательной комиссией Струго-Красненского района в нарушение требований подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ обжалуемого постановления избирательное объединение Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» получила дополнительные, не предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими избирательными объединениями, включая административного истца, что нарушает права административного истца на участие в выборах равных с другими политическими партиями (избирательными объединениями) условиях, в том числе выраженных в надлежащей подготовке документов представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов, включая их подписание уполномоченным на это лицом, и противоречит принципу равенства кандидатов, закрепленному в пункте 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ. При таких обстоятельствах, вопреки доводам заинтересованного лица, злоупотребления правом в действиях административного истца суд не усматривает.

Ссылки представителя Псковского регионального отделения партии "ЯБЛОКО" на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и определения ВС РФ не свидетельствуют о законности оспариваемого административным истцом постановления ТИК Струго-Красненского района.

С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Псковской области от 05 августа 2023 года № 51/201 "О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд, через Стругокрасненский районный суд Псковской области в течение пяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18.08.2023.

Судья Е.В.Богданова