ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-30/19 от 23.01.2019 Белозерского районного суда (Вологодская область)

Адм. дело №2а-30/2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2019 года г. Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Михеева Н.С.,

при секретаре Рулевой Я.Н.,

с участием административного истца Демешина В.В.,

представителя административного ответчика администрации Белозерского муниципального района Вологодской области Маровой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Труфановой А.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Демешина В.В. к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Демешин В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

27 сентября 2018 г. Демешин В.В. обратился в администрацию Белозерского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке по указанному адресу. Уведомлением администрации Белозерского муниципального района от 18 октября 2018 г. со ссылкой на письмо Комитета по охране объектов культурного наследия по Вологодской области от 17 октября 2018 г. ему сообщено о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Демешин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным Уведомления от 18 октября 2018 г. об отказе в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование заявленных требований указал, что ранее он дважды обращался в администрацию района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома: в марте и апреле 2018 г. В обоих случаях в выдаче разрешения ему было отказано: в первый раз со ссылкой на письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 4 апреля 2018 г., в котором расположение принадлежащего ему земельного участка было ошибочно отнесено к зоне регулирования застройки по планировке; во второй раз со ссылкой на письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 18 мая 2018 г., в котором расположение земельного участка было отнесено к зоне размещения малоэтажной застройки (до 10 м) и ошибочно к зоне археологических наблюдений. Отказывая в выдаче разрешения на строительство, в уведомлении от 18 октября 2018 г. администрация района сослалась на письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 17 октября 2018 г. Однако данное письмо носит информативный характер, так как в настоящее время граница территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Белозерск не утверждены и не может служить основанием для отказа в выдаче ему разрешения на строительство. Просил признать решение администрации Белозерского муниципального района Вологодской области от 18 октября 2018 г. незаконным и возложить на нее обязанность выдать ему разрешение на строительство жилого дома.

В судебном заседании административный истец Демешин В.В. заявленные административные требования поддержал по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Белозерского муниципального района Вологодской области Марова Е.В. административные исковые требования Демешина В.В. не признала. Суду пояснила, что при принятия решения по его заявлению о выдаче разрешения на строительство жилого дома, учтено письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 17 октября 2018 г. о том, что объект проектирования расположен в границах зон размещения малоэтажной застройки в зоне археологических наблюдений и здания с мансардами не являются характерными для фоновой застройки исторического поселения, а также характерен угол наклона кровли, не превышающий 30 градусов, три оконные оси на главном фасаде. Полномочиями на выдачу заключения о соответствии либо несоответствии разделов проектной документации предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального значения, администрация района не наделена. Выдача таких заключений отнесена к полномочиям Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Требование административного истца о возложении на администрацию района обязанности выдать решение о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам удовлетворению не подлежит, так как решение этого вопроса относиться к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Труфанова А.В. суду пояснила, что административные исковые требования Демешина В.В. удовлетворению не подлежат. Город Белозерск является историческим поселением федерального значения. Проект охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерска, разработан Ленинградским институтом проектирования «Ленгипрогор» и утвержден решением Исполнительного комитета Вологодской области от 2 июня 1978 г. №339. Сведения об обязательности применения проекта охраняемых территорий также содержаться в примечании к градостроительным регламентами использования территориальных зон муниципального образования «Город Белозерск» в части города Белозерска, Правил землепользования и застройки, утвержденных Советом города Белозерска от 7 июня 2017 г. №48 и должны учитываться в градостроительном плане земельного участка. Согласно пояснительной записке к проекту охраняемых территорий зоны регулирования застройки – это территории, в пределах которых необходимо сохранять зрительные взаимосвязи основных архитектурных ансамблей, наиболее ценных панорам и силуэта города, сложившийся масштаб и характер отдельных частей застройки. В зонах допускается замена обветшавших домов и новое строительство, которое не должно противоречить характеру данного района, и ограничено по высоте. Режим зоны малоэтажной застройки (до 10 м) допускает строительство зданий высотой не более 10 м. Назначением данной зоны является сохранение зрительных взаимосвязей основных архитектурных памятников, силуэт города, создание нужной фоновой застройки. Здания с мансардами не являются характерными для фоновой застройки исторического поселения город Белозерск. Для жилых домов г.Белозерска характерны одноэтажные здания под двускатной кровлей с фронтоном. Для исторических зданий характерен угол уклона кровли не превышающий 30 градусов, три оконные оси на главном фасаде, традиционный рисунок остекленения. В данном случае графическое изображение и текстовое описание планируемого к строительству индивидуального жилого дома противоречит требованиям проекта охраняемых территорий, требованиям правил землепользования и застройки. В связи с этим решение администрации Белозерского муниципального района является законным и обоснованным.

Свидетель М.Ю. суду пояснила, что она является консультантом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, в её полномочия входит, в том числе, подготовка заключений по соответствию либо несоответствию проектной документации предмету охраны исторического поселения и она принимала участие в рассмотрении обращения администрации Белозерского муниципального района о проверке соответствия проектной документации Демешина В.В. Предмет охраны и границы территории исторического поселения города Белозерска не утверждены. Комитет не полномочен решать вопрос о выдаче разрешения в случае, когда предмет охраны и границы территории исторического поселения не утверждены. На территории города Белозерска разработан и действует проект зоны охраны. Комитет уведомляет администрацию и заявителей о нормах и требованиях данного документа. Разработана проектная документация специалистами-архитекторами, проведено обследование и фотофикасация. Застройка, которая искажает историческую среду, не соответствует проекту зоны охраны, тем самым, влияет и на предмет охраны исторического поселения. В пояснительной записке к проекту указано, что в любой зоне строительство не должно противоречить характеру района. Характер района определен на основе фотофиксации натурных исследований. Разработчиками данной проектной документации указан гриф «секретно». Рассекретить данные документы невозможно в связи с утратой документов. Пояснительная записка к проекту носит гриф ДСП. Земельный участок административного истца располагается в зоне регулирования застройки, а именно в зоне малоэтажной застройки. Она определена в результате натурного обследования и графических построений, назначение – сохранение зрительных взаимосвязей основных архитектурных памятников, силуэтов города, создание нужной фоновой застройки, раскрытие вида на город со стороны проектируемых и главных направлений обзора, видовых площадок, транспортных путей, пешеходных направлений. По нему установлен дополнительный параметр - высота зданий в указанной зоне ограничивается 10 метрами, что соответствует высоте трехэтажного дома.

Суд, заслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы административного дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований Демешина В.В. по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как установлено в п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

15 ноября 2017 г. между администрацией муниципального образования «Город Белозерск» и администрацией Белозерского муниципального района заключено соглашение №13, на основании которого с 1 января 2018 г. администрации района переданы, в том числе, полномочия, предусмотренные пп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ по выдаче разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и иными федеральными законами).

Судом установлено, что 27 сентября 2018 г. Демешин В.В. в порядке, установленном ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ обратился в администрацию Белозерского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: .... К уведомлению им приложено описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (л.д.15).

Так как строительство административным истцом планировалось в границах города Белозерска, отнесенного Приказом Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г.№418/339 к историческим поселениям федерального значения, в порядке, предусмотренном п.1 ч.8 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, администрацией Белозерского муниципального района указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, а именно – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

18 октября 2018 г. Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области в адрес руководителя администрации Белозерского муниципального района направлено уведомление, из которого следует, что в настоящее время граница территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Белозерск не утверждены, в связи с чем выдать заключение Комитета о соответствии или несоответствии разделов проектной документации предмету охраны исторического поселения не представляется возможным до момента его утверждения в установленном законом порядке. Вместе с тем сообщают, что объект проектирования не соответствует пояснительной записке к проекту охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерска, утвержденным решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 2 июня 1978 г. №339, так как здания с мансардами не являются характерными для фоновой застройки исторического поселения (л.д.39-40).

Со ссылкой на данное письмо администрацией Белозерского муниципального района Демешину В.В. 18 октября 2018 г. выдано Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д.37-38)

В силу п.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), то есть в данном случае на администрацию Белозерского муниципального района.

Достаточных допустимых доказательств законности вынесенного уведомления административным ответчиком, а также заинтересованным лицом суду не представлено.

Как установлено в п.9 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, рассматривает поступившее от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве и описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, и проверяет его соответствие предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как указано выше Приказом Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. №418/339 город Белозерск включен в перечень исторических поселений федерального значения, однако предмет его охраны как исторического поселения, границы территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах, в порядке ч.3 ст.59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов РФ» уполномоченным органом государственной власти не утверждены.

Порядок утверждения предмета охраны исторического поселения федерального значения утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 июля 2016 г. №1604 и предполагает направление в Министерство культуры РФ предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ), а также общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 2 Порядка).

Именно при утверждении предмета охраны исторического поселения определяются общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения, которые включают в себя основные и дополнительные параметры строительства объектов (п.4 Порядка).

Информация о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения, направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, а также подлежит размещению на официальном сайте Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 Порядка).

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие на настоящий момент утвержденного предмета охраны города Белозерска как исторического поселения федерального значения связано с бездействием органов местной власти не разработавших и не направивших в Министерство культуры РФ соответствующее предложение.

Учитывая отсутствие предмета охраны города Белозерска, Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области не может давать заключение о соответствии ему уведомления о планируемом строительстве и описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, о чем прямо указано в письме данного Комитета на имя руководителя администрации Белозерского муниципального района от 18 октября 2018 г. (л.д.39-40). Одновременно в данном письме содержится указание на несоответствие проекта планируемого административным истцом индивидуального жилищного строительства Проекту охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерска, утвержденного решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 2 июня 1978 г. №339, что и послужило основанием для выдачи ему разрешения на строительство.

Вместе с тем, как сообщено Демешину В.В. в ответе на его жалобу исполняющим обязанности руководителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 14 августа 2018 г., письмо Комитета в части указания требований градостроительных регламентов проекта охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерска носит информационный характер (л.д.31). Таким образом, данное письмо не может быть признано Уведомлением, направляемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, которое в силу п.п.4 п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ является основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Кроме того, как следует из представленных заинтересованным лицом пояснительной записки к Проекту охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерска, утвержденного решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 2 июня 1978 г. №339, в зоне малоэтажной застройки (в которой согласно схеме располагается земельный участок административного истца), высота зданий ограничивается 10 метрами, что соответствует высоте трехэтажного дома. Иных каких-либо параметров и ограничений по строительству зданий данный документ не содержит.

Указанному выше параметру проект строительства Демешина В.В. соответствует, так как высота планируемого дома согласно описанию составляет 8 528, 50 (л.д.15).

Ссылка в письме Комитета на назначение зоны малоэтажной застройки, определенной в пояснительной записке к указанному Проекту – сохранение зрительных взаимосвязей основных архитектурных памятников, силуэта города, создание нужной фоновой застройки, раскрытие вида на город со стороны проектируемых и главных направлений обзора, не обосновывает несоответствие планируемого административным истцом жилого дома данному Проекту, так как в данном назначении также не приведены конкретные параметры, которым должен соответствовать объект строительства.

Пояснения свидетеля М.Ю. о том, что согласно пояснительной записке к Проекту, строительство не должно противоречить характеру района, а характер района определен на основе фотофиксации и натурных исследований, судом не учитываются, так как указанные фотофиксация и натурные исследования суду не представлены. Не представлены суду и документы, устанавливающие конкретные параметры строящихся домов в зоне малоэтажной застройки.

То обстоятельство, что на самом Проекте охраняемых территорий установлен гриф «секретно» не освобождает Комитет по охране культурного наследия Вологодской области доказывать обоснованность выводов о несоответствии планируемого Демешиным В.В. к строительству жилого дома данному Проекту. Кроме того, по мнению суда, сам факт принятия решения о соответствии либо несоответствии проекта планируемого строительства требованиям, установленным в документе, который засекречен, противоречит принципам открытости и гласности деятельности органов власти, так как застройщики при планировании строительства лишены возможности ознакомиться с требованиями по параметрам, предъявляемым к строительству по территории, на которой планируется строительство. Также это препятствует обжалованию принятых Комитетом решений.

Учитывая все вышеизложенное суд приходит к выводу, что отказ Администрации Белозерского муниципального района в выдаче Демешину В.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 18 октября 2018 г. со ссылкой на письмо Комитета по охране объектов культурного наследия по Вологодской области от 17 октября 2018 г. является незаконным.

В связи с тем, что в материалах административного дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что при рассмотрении администрацией Белозерского муниципального района заявления Демешина В.В. о выдаче разрешения на строительство были проверены все предусмотренные действующим градостроительным законодательством, необходимые для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома обстоятельства, суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Демешина В.В. с учетом обстоятельств, установленных данным решением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Демешина В.В. удовлетворить. Признать незаконным Уведомление администрации Белозерского муниципального района Вологодской области от 18 октября 2018 г. о несоответствии указанных Демешиным В.В. в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.

Обязать администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области повторно рассмотреть Уведомление Демешина В.В. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером с учетом обстоятельств установленных данным решением.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 28 января 2019 г.

Судья Н.С. Михеев