ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-30/19 от 29.04.2019 Выборгского гарнизонного военного суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года город Выборг

Выборгский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Максименко Д.В., при секретаре судебного заседания Полтавской Е.Ф., с участием административного истца ФИО1 и его представителя Патрикей Т.Н., представителя административного ответчика – командира войсковой части ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании приказа командира войсковой части о привлечении его к ограниченной материальной ответственности,

У С Т А Н О В И Л

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным приказ командира войсковой части от 07 июня 2018 года в части, касающейся его привлечения к ограниченной материальной ответственности, обязав командира отменить этот приказ в названной части.

В обоснование административного иска ФИО1 указал, что приказом командира войсковой части от 07 июня 2018 года он был привлечен к ограниченной материальной ответственности, не превышающего размер одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, на общую сумму 39 312 рублей, поскольку не принял необходимых мер по возврату неиспользованных проездных документов (билетов) на поезд дальнего следования сообщением <адрес><адрес> нереализованных 26 июля 2017 года ввиду несвоевременного прибытия на вокзал для следования к месту принятия охраняемого груза команды по сопровождению воинского транспорта с воинским грузом в билетную кассу станции посадки и получению стоимости плацкарты. Данный приказ является незаконным, поскольку уполномоченными должностными лицами подготовлен и организован заблаговременный выезд автомобильного транспорта с целью своевременного прибытия на железнодорожную станцию. Согласно путевому листу в 5 часов 00 минут 26 июля 2017 года был осуществлен выход автомобиля Урал-4320, расстояние до станции отправления составляло 120 км, а автомашина, с учетом предварительных расчетов, должна была прибыть на вокзал в 07 часов 30 минут 26 июля 2017 года, то есть за 2 часа 20 минут до отправления поезда. Около 07 часов 00 минут 26 июля 2017 года данный автомобиль по пути следования попал в дорожный затор, образовавшийся в результате дорожно-транспортного происшествия на пересечении <адрес>, о чем ФИО1 доложил командованию. Вследствие данных форс-мажорных обстоятельств, по независящим от административного истца причинам личный состав воинского караула прибыл на станцию в 10 часов 30 минут 26 июля 2017 года, то есть через 40 минут после отправления поезда. В связи с опозданием ФИО1 доложил об этом командованию и дежурному по военной комендатуре Ладожского вокзала. При обращении им в кассу для возврата железнодорожных билетов уполномоченными лицами Ладожского вокзала возврат проездных билетов осуществлен не был. С учетом всего изложенного оспариваемый приказ командира войсковой части о привлечении его к ограниченной материальной ответственности подлежит отмене.

Выступая в судебном заседании, ФИО1 и его представитель, поддержав свои требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, пояснив, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащий не может быть привлечен к материальной ответственности в результате его правомерных действий, а также действия непреодолимой силы, а свои действия административный истец считает правомерными. Кроме того, ФИО1 был привлечен командиром к ограниченной материальной ответственности, поскольку он не принял необходимых мер по возврату неиспользованных проездных документов, а бездействие при исполнении обязанностей военной службы является основанием для привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности. Кроме того, военной прокуратурой Выборгского гарнизона по результатам рассмотрения обращений административного истца по вопросу привлечения его к материальной ответственности в адрес командира войсковой части , командира войсковой части принимались меры прокурорского реагирования с требованием отменить приказ от 07 июня 2018 года .

От командира войсковой части ФИО6 на административный иск ФИО1 в суд поступили письменные возражения, в которых названное должностное лицо просил оставить предъявленные к нему требования без удовлетворения по следующим основаниям. Должностными лицами воинской части, назначенными для подготовки караула приказом командира части, в том числе начальником команды – ФИО1, каждым в отдельности не учтены возможные обстоятельства (факторы) изменения пропускной способности автотрассы в утренние часы, изменения дорожной обстановки в пути следования команды, ограничения скорости движения на отдельных участках трассы, технические возможности автомобиля, перевозившего личный состав. Программа расчета времени прибытия автомобильного транспорта на железнодорожную станцию отправления не могла быть использована в качестве средства проведения соответствующих расчетов. Кроме того, доказательств обращения ФИО1 к уполномоченным лицам станции отправления Ладожского вокзала <адрес> в части получения стоимости билета без стоимости плацкарты, не имеется, что свидетельствует о непринятии административным истцом мер по уменьшению или предотвращению материального ущерба. Оспариваемый приказ вынесен по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», определяющим условия и размер материальной ответственности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы за ущерб, причиненный по неосторожности, в установленные данным законом сроки.

Представитель командира войсковой части ФИО2 просил суд отказать ФИО1 в удовлетворении его требований, предъявленных к командиру указанной воинской части, по основаниям, изложенным в вышеуказанных возражениях. При этом ФИО2 уточнил, что требования законодательства при проведении административного расследования и привлечении административного ответчика к ограниченной материальной ответственности на основании приказа командира войсковой части от 07 июня 2018 года были соблюдены в полном объеме.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Западному военному округу», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть данное административное дело без его участия, возражения на административный иск ФИО1 не представил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона Федеральный закон от 12.07.1999 №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон №161-ФЗ) привлечение к материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, осуществляется в соответствии с этим законом.

На основании п.п. 1, 3 ст. 3 Закона №161-ФЗ военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона №161-ФЗ за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

В силу п. 1 ст. 7 Закона №161-ФЗ командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 8 Закона №161-ФЗ, возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования.

Приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее – Правила), содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, юридических и физических лиц, и устанавливают условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Согласно п. 87 Правил пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу станции посадки пассажира при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.

Из копии послужного списка ФИО1 усматривается, что он в период спорных правоотношений проходил службу по контракту в войсковой части , что также усматривается из соответствующей копии контракта о прохождении им военной службы.

На основании приказа командира войсковой части от 21 июля 2017 года ФИО1 назначен начальником команды по сопровождению воинского транспорта с воинским грузом от роты радиоэлектронной борьбы от станции <адрес>.

В соответствии с актом проверки от 16 ноября 2017 года военной комендатурой железнодорожной станции и порта <адрес> управления военных сообщений проведена проверка состояния дел по учету, хранению, оформлению, а также законности использования воинских перевозочных документов (далее – ВПД) в войсковой части . Из указанного акта следует, что 21 июля 2017 года ФИО1 были выданы воинские перевозочные документы, по которым он приобрел 9 железнодорожных билетов по маршруту <адрес><адрес> на поезд с датой отправки 26 июля 2017 года в 09 часов 50 минут общей стоимостью 46 773 рубля. 26 июля 2017 года для проезда личного состава воинского караула были повторно выданы ВПД, в связи с его опозданием на поезд отправлением 26 июля 2017 года в 09 часов 50 минут. На железнодорожных билетах, приобретенных по ВПД ФИО1, отметка об обращении к кассиру по факту опоздания на поезд и попытках произвести возврат денежных средств отсутствует. По результатам проверки установлен ущерб в размере 46 773 рублей, причиненный Министерству обороны РФ в результате опоздания личного состава караула на поезд по маршруту <адрес><адрес> с датой отправки 26 июля 2017 года в 09 часов 50 минут. С указанным актом ознакомлен командир войсковой части , что подтверждается его подписью.

Согласно приказу командира войсковой части от 10 ноября 2017 года за несвоевременное прибытие на вокзал ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Факт причинения им какого-либо материального ущерба данным приказом не установлен.

07 июня 2018 года по результатам рассмотрения рапорта врио юрисконсульта войсковой части командиром войсковой назначено административное расследование на основании указанного выше акта проверки военной комендатуры железнодорожной станции и порта <адрес> управления военных сообщений, которое окончено в тот же день, что подтверждается заключением по материалам административного расследования от 07 июня 2018 года.

По факту причинения материального ущерба должностными лицами при организации охраны и сопровождения воинских грузов командиром войсковой части 07 июня 2018 года издан приказ о привлечении ФИО1 к ограниченной материальной ответственности.

Из содержания указанных выше приказа и заключения следует, что 26 июля 2017 года около 07 часов 00 минут автомобиль Урал-4320, перевозивший личный состав воинского караула, по пути следования на станцию отправления – Ладожский вокзал <адрес>, попал в дорожный затор, образовавшийся в результате дорожно-транспортного происшествия на пересечении <адрес>, в связи с чем, личный состав прибыл на вокзал на 40 минут позже времени убытия поезда. ФИО1, являясь начальником команды по сопровождению грузов, и иные должностные лица каждый в отдельности не инициировали и не организовали в пределах своей компетенции заблаговременный выезд автомобильного транспорта из пункта постоянной дислокации, не учли возможные обстоятельства, которые повлекли срыв поставленной задачи, и опоздание воинского караула 26 июля 2017 года на поезд с временем отправления 09 часов 50 минут. Кроме того, ФИО1 не принял необходимых мер, предусмотренных п. 87 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, по возврату неиспользованных проездных документов (билетов) на поезд дальнего следования в билетную кассу станции посадки и получению стоимости билетов без стоимости плацкарты. Таким образом, ФИО1 и иные должностные лица признаны виновными в причинении материального ущерба государству в размере 46 773 рубля, а административный истец привлечен к ограниченной материальной ответственности в размере 39 312 рублей.

Как усматривается из справки войсковой части от 18 апреля 2019 года оклад ФИО1 по воинской должности составляет 21 840 рублей, оклад по воинскому званию – 10 920 рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет – 6 552 рубля.

Из анализа указанных документов следует, что административное расследование назначено командиром войсковой части в нарушение требований, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона №161-ФЗ, не с момента обнаружения ущерба (16 ноября 2017 года), а 07 июня 2018 года, закончено за пределами месячного срока со дня обнаружения ущерба. Вместе с тем, нарушение указанных сроков командиром войсковой части не является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным и его отмены.

В соответствии с копией путевого листа от 26 июля 2017 года команда по сопровождению грузов убыла из войсковой части в 05 часов 00 минут 26 июля 2017 года.

Согласно копии постановления об административном правонарушении от 08 февраля 2018 года 26 июля 2017 года около 05 часов 50 минут на пересечении <адрес> и <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие.

Как видно из ответа транспортной компании ООО «М.А.К.С.», что расстояние маршрута <адрес><адрес> составляет 118 километров, среднее время движения автобуса по данному маршруту – 2 часа 20 минут.

Поскольку команда по сопровождению грузов выехала из войсковой части заблаговременно в 05 часов 00 минут 26 июля 2017 года, причиной опоздания личного состава караула явилось дорожно-транспортное происшествие, что судом расценивается как действие непреодолимой силы.

Вместе с тем, из объяснений ФИО1 следует, что после опоздания на поезд он обращался в кассу Ладожского вокзала <адрес> за справкой о том, что его командой не использованы проездные билеты на поезд сообщением от ст. <адрес> до <адрес>; с просьбой о возврате стоимости неиспользованных билетов он в кассу не обращался.

Из исследованных копий 9 железнодорожных билетов по маршруту Ладожский вокзал <адрес> следует, что датой и временем отправления поезда является 26 июля 2017 года 09 часов 50 минут, стоимость четырех из них составляет 5 462 рубля каждый, стоимость пяти билетов – 4 985,6 рублей каждый.

В соответствии с ответом Северо-Западного железнодорожного агентства АО «ФПК» сумма плацкарты указанных выше железнодорожных билетов составляет 1905,6 рублей – по билетам стоимостью 5 462 рубля, 1715 рублей – по билетам стоимостью 4 985,6 рублей; сбор по оформлению возврата денежных средств за неиспользованный проездной документ составляет 203,5 рубля (за один проездной документ). При возврате указанных проездных документов сумма денежных средств, подлежащая возврату, составляет 28 747,1 рублей (5462-1905,6)х4+(4985,6-1715)х5-203,5х9).

На основании изложенного, ФИО1 не были приняты меры, предусмотренные п. 87 Правил, для получения стоимости билетов без стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованных проездных документов (билетов), в связи с чем суд не находит оснований для возложения на командира войсковой части обязанности по отмене оспариваемого приказа в части привлечения административного ответчика к ограниченной материальной ответственности.

Доводы административного ответчика и его представителя о том, что бездействие при исполнении обязанностей военной службы является основанием для привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности и не может быть совершено по неосторожности, суд находит несостоятельными, так как Законом №161-ФЗ такие ограничения не предусмотрены.

С учетом изложенных данных суд приходит к выводу о том, что приказ командира войсковой части от 07 июня 2018 года является незаконным в части, касающейся привлечения ФИО1 к ограниченной материальной ответственности в размере 39 312 рублей, поскольку сумма денежных средств, которую мог вернуть административный ответчик при соблюдении требований Правил, составляет 28 747,1 рублей.

Таким образом, суд считает необходимым обязать командира войсковой части внести изменения в свой приказ от 07 июня 2018 года , указав в нем о привлечении ФИО1 к ограниченной материальной ответственности в размере 28 747,1 рублей.

Наличие мер прокурорского реагирования, принятых по результатам рассмотрения обращений ФИО1, на выводы суда, изложенные в настоящем решении, не влияет.

Согласно договору на обслуживание от 01 марта 2012 года ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Западному военному округу» осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части .

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Указанные денежные средства (300 рублей при подаче административного искового заявления, 150 рублей при подаче апелляционной жалобы, а всего 450 рублей) подлежат взысканию с ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Западному военному округу», в полномочия которого входит финансовое обеспечение войсковой части .

Руководствуясь ст. ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании приказа командира войсковой части о привлечении его к ограниченной материальной ответственности удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ командира войсковой части от 07 июня 2018 года в части, касающейся привлечения ФИО1 к ограниченной материальной ответственности в размере 39 312 (тридцать девять тысяч триста двенадцать) рублей.

Обязать командира войсковой части внести изменения в данный приказ, указав в нем о привлечении ФИО1 к ограниченной материальной ответственности в размере 28 747 (двадцать восемь тысяч семьсот сорок семь) рублей 10 (десять) копеек.

В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на командира войсковой части обязанности об отмене изданного им приказа от 07 июня 2018 года – отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» в пользу ФИО1 судебные расходы по делу в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ обязать командира войсковой части сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Выборгский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Копия верна:

Судья Д.В. Максименко