ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-30/2021 от 08.11.2021 Благовещенского гарнизонного военного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 г. г. Благовещенск

Благовещенский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу – судьи Люлякова Н.О., при секретаре судебного заседания Тюрюханове В.Н., с участием административного истца ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> ФИО3, об оспаривании бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанного с неопределением величины неполученного дохода от инвестирования денежных средств и не произведением расчета и перерасчета инвестиционного дохода участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

ФИО3 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, просит:

- признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека»), связанное с неопределением величины недополученного дохода от инвестирования средств и по учету на именном накопительном счете (далее – ИНС) инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г., с 29 июля 2012 г. по настоящее время;

- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» произвести расчет денежной суммы инвестиционного дохода на ИНС от инвестирования средств за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г., а также произвести перерасчет начисленного инвестиционного дохода за период с 29 июля 2012 г. с учетом инвестиционного дохода, который подлежал начислению за предыдущий период, истребовав у Министерства обороны РФ денежные средства на указанные цели;

- обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на ИНС ФИО3 рассчитанные ФГКУ «Росвоенипотека» денежные средства.

Из административного искового заявления ФИО3 усматривается, что он включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) с 28 июля 2012 г. В последующем дата возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС изменена на 13 ноября 2009 г., в связи с чем произведен перерасчет накоплений для жилищного обеспечения, однако в перерасчете инвестиционного дохода за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г. и с 29 июля 2012 г. от ФГКУ «Росвоенипотека» получен отказ, который по мнению административного истца нарушает его права на получение инвестиционного дохода.

В судебном заседании ФИО3 просил административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме и пояснил, что в связи с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, он включен в него не в 2009 г., а только в 2021 г., при этом накопительные взносы за период 2009-2012 г. произведены без учета доходов от инвестирования средств. Также административный истец полагал, что срок на обращение в суд им не пропущен, в остальном поддержал содержание и требования своего административного искового заявления в полном объеме.

Представитель Министерства обороны РФ ФИО1 в представленных в суд возражениях просила в удовлетворении требований ФИО3 отказать, поскольку доказательств нарушения прав и свобод административного истца со стороны Министерства обороны РФ не представлено, в Министерство обороны РФ ФИО3 с жалобой не обращался. Получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода действующим законодательством не предусмотрено. Также административным истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку ему было известно о том, что в спорный период ему ежемесячно начислялась сумма инвестиционных накоплений без учета инвестиционного дохода в должном размере.

Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО2 в представленных в суд возражениях требования ФИО3 также не признал, просил суд в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку механизм восстановления упущенного инвестиционного дохода и формулы его расчета отсутствуют, ведение реестра участников НИС в компетенцию ФГКУ «Росвоенипотека» не входит.

Также ФИО2 указал, что в связи с изменением даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, денежные средства за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г. были учтены на ИНС ФИО3 в размере <данные изъяты>, а также учтены накопления за период с 28 июля 2012 г. по 31 декабря 2015 г. в размере <данные изъяты>, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты>. Вина ФГКУ «Росвоенипотека» в неполучении доходов от инвестирования отсутствует, поскольку в спорный период у административного истца ИНС открыт не был, а с учетом правовой природы инвестиционного дохода его восстановление за счет средств федерального бюджета невозможно.

Руководитель ФГКУ «Росвоенипотека», его представитель ФИО2, а также Министр обороны РФ и его представитель ФИО1, в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания уведомлены.

Выслушав объяснения административного истца, изучив материалы административного дела, военный суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО3, заключившему первый контракт о прохождении военной службы после 01 января 2005 г., 29 апреля 2013 г. открыт ИНС с датой возникновения оснований для включения в реестр участников НИС с 28 июля 2012 г. (в последующем дата возникновения основания изменена на 13 ноября 2009 г.), в связи с чем за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г. денежные средства были учтены на ИНС ФИО3 без учета доходов от инвестирования накоплений.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими исследованными в суде доказательствами.

Как усматривается из копии контракта и послужного списка ФИО3, первый контракт о прохождении военной службы он заключил после 01 января 2005 г. и до настоящего времени проходит военную службу.

Согласно уведомлению о включении военнослужащего в реестр участников НИС, датой возникновения основания для включения в реестр ФИО3 является 28 июля 2012 г.

Письмом начальника территориального отдела «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в адрес начальника ДВОКУ от 09 апреля 2021 г. и таблицей изменений подтверждается внесение изменений в реестр участников НИС в отношении ФИО3, а именно датой возникновения оснований для включения в реестр установлено 13 ноября 2009 г. (регистрационный номер участника ).

Согласно письму ФГКУ «Росвоенипотека» от 03 июня 2021 г. в адрес ФИО3 после поступления сведений об изменении даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС был произведен перерасчет накоплений для жилищного обеспечения в сторону увеличения.

Согласно письму ФГКУ «Росвоенипотека» от 21 июня 2021 г. в адрес ФИО3 произвести перерасчет инвестиционного дохода за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г., то есть в период в который накопительные взносы не инвестировались, а также за последующий период невозможно, поскольку дата возникновения основания для включения в реестр участников НИС изменена только в марте 2021 г. и накопительные взносы из федерального бюджета в указанный период на ИНС не учитывались, в доверительное управление не передавались, следовательно, дохода от их инвестирования не было.

Согласно справке представителя ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО2 на основании сведений регистрирующего органа 30 марта 2021 г. в учетные данные ФГКУ «Росвоенипотека» внесена запись об изменении даты возникновения основания для включения с 28 июля 2012 г. на 13 ноября 2009 г., в связи с чем денежные средства за период с 13 ноября 2009 г. по 28 июля 2012 г. были учтены на ИНС участника системы 01 апреля 2021 г. в размере <данные изъяты> и по состоянию на 01 января 2016 г. учтены накопления за период с 28 июля 2012 г. по 31 декабря 2015 г. в размере <данные изъяты>, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты>.

В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 4 и 6 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Согласно п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений, а также выплаты за счет средств федерального бюджета денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона, участник НИС имеет право использовать вышеуказанные денежные средства в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств;

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их ИНС.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала. Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Поскольку административный истец не по своей вине не был своевременно включен в реестр участников НИС со дня возникновения соответствующих оснований, в связи с чем оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях своевременно стать участником НИС и реализовать свои права фактически, права ФИО3 были нарушены и подлежат восстановлению.

При этом отсутствие механизма и формулы расчета величины инвестиционного дохода, который был бы учтен на ИНС ФИО3, а также источника финансирования не должно умалять право административного истца на учет на его ИНС доходов от инвестирования денежных средств с даты возникновения основания для включения его в реестр участников НИС.

Следовательно, административный истец должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если обязательство было бы исполнено надлежащим образом и своевременно, что полностью соответствует требованиям ст. 12 и ч. 2 ст. 15 ГК РФ, согласно которым защита прав, среди прочего, осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре либо путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

Довод ФИО1 о пропуске ФИО3 трехмесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением признается несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно исходящему штемпелю на конверте ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением путем почтовой пересылки 01 октября 2021 г. ФИО3 представил в суд конверт с ответом начальника отдела ФГКУ «Росвоенипотека» от 21 июня 2021 г. об отказе в произведении перерасчета инвестиционного дохода за спорный период, из которого усматривается, что это письмо им получено 01 июля 2021 г. Поскольку о нарушенном праве на перерасчет инвестиционного дохода административный истец узнал из указанного письма, срок на обращение в суд им не пропущен.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возложены на Министерство обороны РФ.

Постановлением Правительства от 22 декабря 2005 г. № 800 для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной системы, создано ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое, согласно приказу Министра обороны РФ от 20 февраля 2014 г. № 133, входит в перечень подведомственных Министерству обороны РФ администраторов доходов федерального бюджета.

Согласно пп. 31 п. 10 положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.

При этом перечисление на ИНС административного истца денежной суммы возможно только при доведении до ФГКУ «Росвоенипотека» дополнительных лимитов бюджетных денежных средств непосредственно Министерством обороны РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца, об обязании руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» истребовать из Министерства обороны РФ денежные средства для перечисления на его именной накопительный счет дохода от инвестирования накопленных средств, согласно вышеприведенному расчету, являются законными и подлежат удовлетворению.

В связи с вышеизложенным доводы административного ответчика в части того, что получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета не предусмотрено действующим законодательством, следует признать несостоятельными.

Довод ФИО1 о том, что Министерство обороны РФ прав ФИО3 не нарушало, при этом последний с жалобой не обращался, суд также признает несостоятельным, поскольку на основании вышеприведенных норм право ФИО3 на получение дохода от инвестирования накопленных средств вытекает из деятельности Министерства обороны РФ, к подведомственности которого отнесено ФГКУ «Росвоенипотека», следовательно, для привлечения Министерства обороны РФ для участия в деле в качестве соответчика не требуется факта нарушения указанным органом военного управления прав и законных интересов административного истца.

При этом следует отметить, что справкой ФГКУ «Росвоенипотека» подтверждается осуществление дохода от инвестирования накоплений с 28 июля 2012 г., в связи с чем требование административного истца о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ и ФГКУ «Росвоенипотека» в данной части не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного военный суд полагает восстановление нарушенных прав административного истца, гарантированных ему п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», возможно путем возложения на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанности произвести расчет инвестиционного дохода, который подлежал бы начислению административному истцу с даты включения его в реестр участников НИС при своевременном включении. При этом следует уточнить временной период для расчета инвестиционного дохода, а именно с 13 ноября 2009 г. по 27 июля 2012 г., и последующего перерасчета начисленного инвестиционного дохода за период с 28 июля 2012 г., с учетом инвестиционного дохода, который подлежал начислению ФИО3 за период с 13 ноября 2009 г. по 27 июля 2012 г. и истребовать от Министерства обороны РФ установленным порядком денежные средства на указанные цели с последующим перечислением Министерством обороны РФ на ИНС ФИО3 рассчитанной ФГКУ «Росвоенипотека» суммы инвестиционного дохода за указанные периоды, что в полной мере соответствует положениям ч. 4 и 6 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Поскольку включение военнослужащих в реестр участников НИС, в том числе изменение даты возникновения оснований для включения в данный реестр не относится к полномочиям ФГКУ «Росвоенипотека», каких-либо незаконных действий (бездействия) со стороны административного ответчика по непринятию мер по учету на ИНС административного истца инвестиционного дохода военный суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд,

решил:

административное исковое заявление военнослужащего Дальневосточного высшего общевойскового командного училища капитана ФИО3, об оспаривании бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанного с неопределением величины неполученного дохода от инвестирования денежных средств и не произведением расчета и перерасчета инвестиционного дохода участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по непринятию мер по учету на именном накопительном счете ФИО3 инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода за период с 13 ноября 2009 г. по 27 июля 2012 г.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» произвести расчет ФИО3 денежной суммы инвестиционного дохода на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (регистрационный номер участника - ) от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода, которая подлежала начислению ФИО3 за период с 13 ноября 2009 г. по 27 июля 2012 г., а также произвести перерасчет начисленного инвестиционного дохода за период с 28 июля 2012 г., с учетом инвестиционного дохода, который подлежал начислению ФИО3 за период с 13 ноября 2009 г. по 27 июля 2012 г., и истребовать из Министерства обороны Российской Федерации денежные средства на указанные цели.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в десятидневный срок со дня поступления из ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» данного расчета перечислить на именной накопительный счет ФИО3 (регистрационный номер участника ) денежные средства в размере, рассчитанном ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

В удовлетворении требований ФИО3 о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по непринятию мер по учету на именном накопительном счете ФИО3 инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода с 28 июля 2012 г., а также о признании незаконным бездействия ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по расчету величины дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода, который полагался к начислению на его именной накопительный счет при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы, перерасчете инвестиционного дохода с 29 июля 2012 г., - отказать.

Об исполнении решения суда административным ответчикам необходимо сообщить в суд и лицу, которое является административным истцом, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Благовещенский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 12 ноября 2021 года.

Председательствующий по делу Н.О. Люляков