Дело № 2а-30/2021 ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Долженкова А.В., при секретаре Пехтереве А.М., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика командира войсковой части № и второго административного ответчика войсковой части № – ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ....ФИО1 об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с рассмотрением рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы, -
установил:
ФИО1обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части № и обязать его надлежащим образом рассмотреть рапорт административного истца о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы.
В судебном заседании ФИО1 уточнил заявленные им требования, просил суд признать незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с рассмотрением рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы и возложить на указанное должностное лицо обязанность надлежащим образом рассмотреть рапорт административного истца от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы.
При этом в обосновании заявленных требований, с учетом их уточнения, указал, что 30 августа 2021 года подал по команде рапорт, адресованный командиру войсковой части №, с просьбой о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. В подтверждение невыполнения им условий контракта сообщил командованию о том, что c 3 сентября 2021 года зарегистрирован в налоговом органе в качестве самозанятого. Кроме того, просил направить его для прохождения медицинского освидетельствования на ВВК. 1 октября 2021 года заместителем командира войсковой части № на указанный рапорт от 30 августа 2021 года ФИО1 был дан письменный ответ о результатах его рассмотрения, согласно которому просьба о направлении на ВВК командованием удовлетворена, ему выдано направление № 272 от 14 сентября 2021 года. На просьбу о досрочном расторжении с ним контакта в указанном ответе сообщено, что в настоящее время основания для увольнения административного истца в связи с невыполнением им условий контракта отсутствуют. Фактов, свидетельствующих о том, что .... ФИО1, помимо военной службы, осуществляется другая оплачиваемая деятельность, не имеется. При наличии таких фактов и доказательств ему предложено представить их командованию для рассмотрения. Административный истец считает незаконным оспариваемое им бездействие командира войсковой части №, поскольку, по его мнению, нарушена процедура рассмотрения указанного рапорта от 30 августа 2021 года, сообщенные ФИО1 сведения о невыполнении им условий контракта надлежащими образом командованием не проверены, ответ на указанный рапорт дан неуполномоченным лицом. В связи с чем, просит обязать административного ответчика надлежащим образом рассмотреть данный рапорт.
Представитель командира войсковой части № ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать полностью, поскольку рапорт .... ФИО1 от 30 августа 2021 года рассмотрен уполномоченным воинским должностным лицом в установленном порядке и сроки, по результатам его рассмотрения заявителю дан письменный ответ от 1 октября 2021 года. Сведения, изложенные в указанном рапорте о невыполнении ФИО1 условий контракта о прохождении военной службы, командованием надлежащим образом проверены, в частности, путем истребования сведений и документов из налогового органа и проведения личной беседы с указанным военнослужащим, и им дана надлежащая правовая оценка с выводом об отсутствии оснований для увольнения административного истца с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие осуществление ФИО1 иной, помимо военной службы, оплачиваемой деятельности. Административному истцу предлагалось предоставить командованию указанные доказательства, однако он их не предоставил, более того, на личной беседе подтвердил, что другой оплачиваемой деятельности, помимо военной службы, он не осуществляет. При таких обстоятельствах, у административного ответчика не имелось оснований для инициирования процедуры досрочного увольнения .... ФИО1 с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта по основанию, предусмотренному п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», о чем и было сообщено ФИО1 в ответе от 1 октября 2021 года. При этом его просьба о направлении на ВВК для медицинского освидетельствования командованием удовлетворена, ему выдано направление на ВВК от 14 сентября 2021 года № 272, о чем также было сообщено в данном ответе.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Копией контракта о прохождении военной службы, справкой подразделения кадров, объяснениями сторон в судебном заседании подтверждается, что .... ФИО1 с 11 апреля 2019 года по настоящее время проходит военную службу .... в войсковой части № в должности ...., по состоянию на 1 ноября 2021 года имеет календарную выслугу – .... лет. ДД.ММ.ГГГГ.... с .... ФИО1 заключен новый контракт о прохождении военной службы сроком на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанный военнослужащий взял на себя обязательства, в частности, проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока, в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдать установленные законодательством Российской Федерации запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы .... а .... – обеспечивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего настоящий контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Как видно из копии рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года, адресованного командиру войсковой части № и зарегистрированного в данной войсковой части 6 сентября 2021 года вх. № ОК/894, он обратился к командиру войсковой части № с просьбами о расторжении с ним контракта о прохождении военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением им условий контракта, а также просил направить его на ВВК для прохождения медицинского освидетельствования.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что поскольку ранее, ответом командования от 2 августа 2021 года на поданный им рапорт от 7 июля 2021 года, ему отказано в расторжении с ним контракта о прохождении военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта, то рапортом от 30 августа 2021 года он изменил основание своего увольнения с военной службы и просил расторгнуть данный контракт по п.п. «в» п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона, в связи с невыполнением им условий контракта. С целью увольнения с военной службы по данному основанию был вынужден встать на налоговый учет в качестве самозанятого. На момент рассмотрения его рапорта от 30 августа 2021 года и дачи ему ответа 1 октября 2021 года, он не осуществлял иной, помимо военной службы, оплачиваемой деятельности, и не получал от данной деятельности какого-либо дохода.
Как следует из копии ответа заместителя командира войсковой части № – начальника ....Р. от 1 октября 2021 года №, адресованного военнослужащему ФИО1, настоящий ответ дан указанному заявителю по поручению командира войсковой части № и получен адресатом лично 4 октября 2021 года, что подтверждается его распиской на копии данного ответа. Из его содержания видно, что рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года, поступивший в войсковую часть № и зарегистрированный за вх. № ОК/894 от 6 сентября 2021 года, рассмотрен по принадлежности установленным порядком. На просьбу о направлении на ВВК – ФИО1 выдано направление № 272 от 14 сентября 2021 года. На просьбу о расторжении с ним контракта о прохождении военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, в данном ответе заявителю сообщено, что в настоящее время отсутствуют основания для увольнения административного истца в соответствии с п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом данный отказ в расторжении контракта мотивирован тем, что у командования не имеется фактов и доказательств, свидетельствующих об осуществлении военнослужащим ФИО1 другой, помимо военной службы, оплачиваемой деятельности. Административному истцу было предложено при наличии у него таких фактов и доказательств представить их командованию для рассмотрения.
Как пояснили в судебном заседании представитель ФИО2 и свидетель Р.., рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года поступил в войсковую часть № почтовой связью и зарегистрирован в указанной войсковой части 6 сентября 2021 года. Данный рапорт после его регистрации был доложен командиру войсковой части №, которым начальнику ...., являющемуся по должности заместителем командира войсковой части №, было поручено рассмотреть данный рапорт по существу изложенных в нем просьб и доводов, подготовить и дать ответ заявителю, что и было сделано. При этом в целях проверки довода ФИО1 о невыполнении им условий контракта, командованием в лице указанного начальника .... были запрошены и получены сведения налогового органа и проведена личная беседа с .... ФИО1
В соответствии с запросом начальника .... войсковой части № от 9 сентября 2021 года, в соответствии со ст. ст. 13, 15 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ и приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» в налоговом органе в лице УФНС России по Республике Карелия истребованы сведения в отношении ФИО1, в частности, о наличии (отсутствии) у него недвижимого имущества и транспортных средств, задолженности по уплате налогов, регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход (как самозанятого), сумму полученного им дохода за 2021 год и сумму уплаченного им налога на профессиональный доход за 2021 год.
Как видно из ответа УФНС России по Республике Карелия от 27 сентября 2021 года, ФИО1 не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не является учредителем и (или) руководителем юридических лиц. С 3 сентября 2021 года по настоящее время он зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НПД). При этом, с даты регистрации в качестве налогоплательщика НПД по 19 сентября 2021 года чеки указанным налогоплательщиком не формировались, соответственно, сумма данного налога отсутствует.
Копией Акта от 14 сентября 2021 года, составленного заместителем командира войсковой части № – начальником ....Р. с участием военнослужащих той же части .... подтверждается, что в 9 часов 30 минут того же дня в служебном кабинете № 19 в присутствии офицеров М. и С. с .... ФИО1 проводилась беседа по вопросам служебной деятельности, в том числе выяснялся вопрос, осуществляет ли он иную, помимо военной службы, оплачиваемую деятельность. На данный вопрос ФИО1 сообщил, что не осуществляет иной оплачиваемой деятельности.
В судебном заседании ФИО1 подтвердил, что по состоянию на 1 октября 2021 года, помимо военной службы, он не осуществлял другой оплачиваемой деятельности. Вместе с тем, в течение октября – ноября 2021 года им оказывались платные юридические услуги, за которые он получил доход в общей сумме .... рублей, что также подтверждается справкой № 8491831 от 17.11.2021 о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2021 год.
Как усматривается из служебной характеристики, копии служебной карточки ФИО1, по месту прохождения военной службы в войсковой части № административный истец характеризуется посредственно, к дисциплинарной ответственности не привлекался. Имеет поощрения при прохождении военной службы за ....
В соответствии с п. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п.п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Обращение, поступившее в указанный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно пунктов 106, 107, 109, 115, 116, 119 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Обращения, поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений воинской части и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу. Все обращения подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации. Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение, выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении). Военнослужащий, подавший обращение имеет право, в частности, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «в» пункта 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
По смыслу указанной нормы закона, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29.05.2014 № 8, увольнение с военной службы по указанному основанию производится не по рапорту военнослужащего, а по инициативе командования, при этом это право, а не обязанность соответствующего командира (начальника).
Таким образом, военный суд находит установленным, что рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года поступил в войсковую часть № почтовой связью и зарегистрирован в указанной войсковой части за вх. № ОК/894 от 6 сентября 2021 года. Данный рапорт после его регистрации был доложен командиру войсковой части №, которым начальнику ...., являющемуся по должности заместителем командира войсковой части №, было поручено рассмотреть данный рапорт по существу изложенных в нем просьб и доводов, подготовить и дать ответ заявителю. 1 октября 2021 года заместителем командира войсковой части № на указанный рапорт ФИО1 был дан письменный ответ о результатах его рассмотрения, врученный заявителю под роспись 4 октября 2021 года. В соответствии с данным ответом, просьба ФИО1 о направления на ВВК командованием была удовлетворена, заявителю выдано направление № 272 от 14 сентября 2021 года. На просьбу о расторжении с ним контракта в связи с невыполнением им условий контракта, в данном ответе заявителю сообщено, что в настоящее время отсутствуют основания для увольнения административного истца в соответствии с п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом данный отказ в расторжении контракта мотивирован тем, что у командования не имеется фактов и доказательств, свидетельствующих об осуществлении военнослужащим ФИО1 другой, помимо военной службы, оплачиваемой деятельности. Административному истцу было предложено, при наличии у него таких фактов и доказательств, представить их командованию для рассмотрения. При этом в целях проверки довода ФИО1 о невыполнении им условий контракта, командованием в лице указанного начальника .... были запрошены и получены сведения налогового органа и проведена личная беседа с .... ФИО1
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку указанный рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года рассмотрен уполномоченным воинским должностным лицом в установленном порядке и сроки, по результатам рассмотрения которого заявителю по существу поставленных им в данном рапорте вопросов (просьб и доводов) дан письменный мотивированный ответ от 1 октября 2021 года, то оснований для признания незаконным бездействия командира войсковой части №, связанного с рассмотрением рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года, не имеется.
При этом судом не установлено по делу нарушения каких-либо прав административного истца и установленной процедуры рассмотрения командованием указанного рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года.
Суд также принимает во внимание, что увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» производится не по рапорту военнослужащего, а по инициативе командования, при этом это право, а не обязанность соответствующего командира (начальника).
Что касается доводов административного истца о том, что нарушена процедура рассмотрения указанного рапорта от 30 августа 2021 года, сообщенные им сведения о невыполнении им условий контракта в виде осуществления иной, помимо военной службы, оплачиваемой деятельности надлежащими образом командованием не проверены, ответ на данный рапорт дан неуполномоченным лицом, то данные доводы суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании указанных выше федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих рассматриваемую сферу правоотношений, и противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам.
Поскольку ФИО1 отказано в признании незаконным бездействия командира войсковой части №, связанного с рассмотрением его рапорта от 30 августа 2021 года, то оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на командира войсковой части № обязанности надлежащим образом рассмотреть рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы, также не имеется.
А поэтому,административное исковое заявление ФИО1 является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В связи с тем, что административному истцу отказано в удовлетворении его административного искового заявления, то поэтому, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, оснований для взыскания в его пользу судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ....ФИО1 о признании незаконным бездействия командира войсковой части №, связанного с рассмотрением рапорта ФИО1 от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы, возложении на указанное должностное лицо обязанности надлежащим образом рассмотреть рапорт ФИО1 от 30 августа 2021 года о досрочном расторжении с ним контракта о прохождении военной службы – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в соответствии правилами, установленными главой 34 КАС РФ, в 1-й Западный окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Долженков
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....