ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-30/2022 от 13.01.2022 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-30/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2022 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Головкине С.А., с участием представителя административного истца – Тарасова А.А., представителя директора <данные изъяты> и <данные изъяты>ФИО6 и представителя <данные изъяты>ФИО7, рассмотрев административное дело по административному иску бывшего военнослужащего <данные изъяты> капитана запаса Андрейкина Алексея Андреевича об оспаривании действий <данные изъяты> и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и не выплатой доходов от инвестирования,

у с т а н о в и л:

из административного искового заявления и материалов дела усматривается, что Андрейкин с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в качестве слушателя Академии ФСБ России, а затем на различных должностях по контракту, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в <данные изъяты>. Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ Андрейкин досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава указанного центра.

Первый контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года Андрейкиным заключен ДД.ММ.ГГГГ в период обучения в Академии ФСБ России, воинское звание прапорщика присвоено ему ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Андрейкин установленным порядком обратился с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец включен в реестр участников НИС по «06» категории с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи им рапорта о включении в реестр.

В ДД.ММ.ГГГГ года Андрейкин реализовал право на использование накоплений, которые ему перечислены. Однако, по причине несвоевременного включения его в названный реестр, накопления для жилищного обеспечения начислены ему без учета доходов от инвестирования за период с ДД.ММ.ГГГГ года, на основании чего он не может реализовать в полном объеме свое право на жилищное обеспечение.

Считая свои права нарушенными, Андрейкин через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений требований, просил:

- признать действия должностных лиц ФСБ России, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС незаконными и нарушающими право на учет накоплений;

- взыскать с ФСБ России в его пользу денежные средства в размере 1 617 822,90 руб. в счет возмещения ущерба за не начисленный инвестиционный доход, который бы был ему начислен при условии своевременного включения в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований своего доверителя по основаниям, изложенным в административном иске, акцентировав внимание, что именно по причине несвоевременного включения в названный реестр, накопления для жилищного обеспечения начислены Андрейкину без учета доходов от инвестирования с даты возникновения основания для включения в реестр, что нарушает его право на жилищное обеспечение в полном объеме. При этом, предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд Андрейкиным не пропущен, поскольку нарушение его прав носит длящийся характер, а о том, что инвестиционный доход не начислен на ИНС Андрейкин узнал только ДД.ММ.ГГГГ при получении денежных средств находящихся на его ИНС.

В судебном заседании представитель директора <данные изъяты> и <данные изъяты> - ФИО10 возражал в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, акцентируя внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, восстановлению подлежат только накопительные взносы имеющие бюджетный источник происхождения. Средства от инвестиционного дохода на ИНС военнослужащего зачисляются не из средств федерального бюджета, а из полученного инвестиционного дохода, начисление такого дохода необходимо производить за счет средств, полученных от инвестирования. При этом, по его мнению, административным истцом пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим иском, поскольку еще в ДД.ММ.ГГГГ году при получении уведомления о включении в реестр участников НИС ему доподлинно стало известно о нарушении его права.

Представитель <данные изъяты>ФИО11 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Андрейкина пояснив, что его доверителем каких-либо прав административного истца не нарушено. Более того, <данные изъяты> является лишь регистрирующим органом и не несет ответственность за правильность составления документов на включение военнослужащих в реестр участников НИС, в связи с чем, его доверителем в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах правомерно возвращались такие документы командованию Андрейкина в целях их доработки.

Административный истец и ФГКУ «Росвоенипотека», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

При этом от представителя Росвоенипотеки в суд поступили письменные возражения в которых, он возражал против удовлетворения требований административного истца указав, что Росвоенипотекой каких-либо прав Андрейкина не нарушено, вместе с тем, согласно п. 25 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2020 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2019 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 1 655 710 рублей.

Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из выписки из послужного списка усматривается, что Андрейкин с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в качестве слушателя Академии ФСБ России, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную службу по контракту на различных должностях, в том числе в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в 12 Центре ФСБ России. Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ Андрейкин досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава указанного Центра. Первый контракт о прохождении военной службы Андрейкиным заключен ДД.ММ.ГГГГ в период обучения в Академии ФСБ России, воинское звание прапорщика присвоено ему ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки <данные изъяты> видно, что в период прохождения военной службы в Управлении радиоконтрразведки ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ Андрейкин установленным порядком обратился с рапортом о включении его в реестр НИС. По результатам рассмотрения рапорта подготовлены и направлены в регистрирующий орган необходимые документы, которые были возвращены в подразделение кадров Управления, ввиду отсутствия оснований на включение его по «06» категории, поскольку в выписке из личной карточки был указан не первый контракт, заключенный в ДД.ММ.ГГГГ году, а новый, заключенный им в ДД.ММ.ГГГГ году. Регистрирующим органом предложено включить истца по «13» категории. В ДД.ММ.ГГГГ года Андрейкин повторно обратился в подразделение кадров Управления с рапортом о включении его в реестр участников НИС по «13» категории. Документы направлены в регистрирующий орган, которые вновь возвращены, ввиду отсутствия оснований на включение истца по «13» категории. Информация об отсутствии оснований для включения его в реестр НИС до него доводилась. В ДД.ММ.ГГГГ году в ходе проверки по вопросам обеспечения контроля исполнения законодательства о НИС, установлены основания для включения Андрейкина в реестр участников НИС по «06» категории. Документы направлены в регистрирующий орган и с учетом реализации прав данного военнослужащего, он ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр участников НИС по «06» категории с ДД.ММ.ГГГГ - даты подачи им рапорта с просьбой о включении в реестр участников НИС.

Уведомлением регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что административный истец включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ по «06» категории.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон), к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Основанием для включения в реестр НИС для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, если общая продолжительность их военной службы по контракту по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет и составит три года начиная с 1 января 2005 года, является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников (п. 6 ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку Андрейкин заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), а в ДД.ММ.ГГГГ года ему присвоено воинское звание «прапорщик» и общая продолжительность его военной службы по контракту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла не более трех лет, то при наличии его желания он должен был быть включен в реестр участников НИС со дня такого волеизъявления в письменной форме, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец относится к категории военнослужащих подлежащих включению в реестр участников НИС в добровольном порядке путем подачи рапорта, что им и сделано в ДД.ММ.ГГГГ году, однако, его право реализовано только лишь в ДД.ММ.ГГГГ года.

Обстоятельства того, что Андрейкин относился к категории военнослужащих подлежащих включению в реестр участников НИС в добровольном порядке путем подачи рапорта, то есть по «06» категории с датой возникновения основания для включения ДД.ММ.ГГГГ, сторонами не отрицались и не оспаривались, а кроме того предметом судебного разбирательства не являются.

Согласно уведомлению регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ, Андрейкин исключен из реестра участников НИС с датой возникновения основания для исключения ДД.ММ.ГГГГ.

Распечаткой банка ВТБ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Андрейкину уполномоченным органом перечислены накопления.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа или выплата накоплений.

В период возникновения спорных правоотношений действовал приказ ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов Федеральной службы безопасности», согласно пунктам 2 и 4 которого, регистрирующим органом для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности назначено <данные изъяты>. Ответственность за оформление и предоставление в регистрирующий орган документов, являющихся основанием для включения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в реестр и исключения их из него, возложена на руководителей (начальников) подразделений ФСБ России, подразделений служб ФСБ России, начальников территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, образовательных учреждений ФСБ России, руководителей предприятий и учреждений ФСБ России.

На основании подраздела 3 указанной Инструкции, подразделение кадров структурных подразделений ФСБ России, подразделений служб ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, образовательных учреждений ФСБ России, предприятий и учреждений ФСБ России в течение 5 рабочих дней после получения документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр, оформляет личную карточку участника НИС по форме, утверждаемой федеральным уполномоченным органом, а также выписку из личной карточки участника НИС в порядке, установленном Инструкцией, для оформления включения военнослужащих органов безопасности в реестр. Личная карточка участника, а также выписка из нее заполняются в порядке, предусмотренном приложением 3 к настоящей Инструкции. Выписки из личных карточек с приложением корректирующего файла для Центральной автоматизированной системы учета кадров ФСБ России в установленном регистрирующим органом формате не позднее 3 рабочих дней после их оформления направляются в регистрирующий орган для включения военнослужащего в реестр, при этом в книге учета сотрудников органа безопасности - участников НИС федеральной службы безопасности заполняются графы 1 - 3.

На лиц, указанных в подпунктах 1 и 2, а также в подпунктах 6 и 7 (за исключением лиц, которые могут стать участниками, изъявив такое желание) пункта 3 настоящей Инструкции, личные карточки и выписки из личных карточек для включения в реестр оформляются в порядке, определяемом 6 Службой ФСБ России.

Основанием для включения для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр

Обращение военнослужащего о включении в реестр оформляется рапортом, который подлежит регистрации в журнале учета входящих документов органа безопасности и приобщению в первую часть личного дела военнослужащего.

Датой возникновения соответствующего основания для включения прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, является дата регистрации в журнале учета входящих документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней после поступления выписки из личной карточки осуществляет проверку имеющихся в ней записей и сверяет их с данными Центральной автоматизированной системы учета кадров ФСБ России. При положительном результате проверки регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней вносит запись о включении военнослужащего в реестр, указывает номер в выписке из личной карточки и направляет военнослужащему через подразделение кадров соответствующего органа безопасности письменное уведомление о включении военнослужащего в реестр, а также, в соответствии с пунктом 13 Инструкции, представляет в уполномоченный федеральный орган вместе с необходимыми сведениями об участниках сведения о включении в реестр. В случае выявления регистрирующим органом неправильных записей в выписке из личной карточки и несоответствия записей, имеющихся в выписке из личной карточки, данным Центральной автоматизированной системы учета кадров ФСБ России выписка из личной карточки возвращается в орган безопасности для устранения замечания. Устранение замечаний производится органом безопасности в течение 5 рабочих дней со дня получения выписки из личной карточки, после чего выписка из личной карточки вновь направляется в регистрирующий орган.

При получении уведомления о включении в реестр подразделение кадров органа безопасности в течение 2 рабочих дней проверяет соответствие сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, имеющимся в личной карточке и личном деле военнослужащего, и в случае их соответствия в течение 5 рабочих дней вносит в личную карточку и книгу учета сотрудников регистрационный номер участника и реквизиты уведомления о включении военнослужащего в реестр, ознакамливает военнослужащего с уведомлением о включении его в реестр под роспись в личной карточке. Личная карточка приобщается в первую часть личного дела военнослужащего, а уведомление выдается на руки военнослужащему.

В случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, имеющимся в личной карточке и личном деле военнослужащего, подразделение кадров органа безопасности действует в порядке, определенном в разделе 4 Инструкции.

В период включения истца в реестр НИС действовал приказ ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности и предоставлении этим участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов».

Согласно п. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника НИС открывает ИНС.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган исполнительной власти).

ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Андрейкин в период прохождения военной службы в Управлении радиоконтрразведки ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ Андрейкин установленным порядком обратился с рапортом о включении его в реестр НИС в связи с чем он подлежал включению в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в этот реестр – ДД.ММ.ГГГГ, однако, это его право реализовано только лишь в ДД.ММ.ГГГГ году.

В то же время первопричиной не включения Андрейкина в реестр участников НИС в 2007-2008 годах была нераспорядительность действий должностных лиц Управления радиоконтрразведки ФСБ России, командир которой, не принял необходимых и достаточных мер установленных действующим законодательством для своевременного включения Андрейкина в такой реестр, что является нарушением его прав.

При таких обстоятельствах, суд, в рамках восстановления прав административного истца находит необходимым признать незаконными действия начальника Управления радиоконтразведки ФСБ России, связанные с несвоевременным включением Андрейкина в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Приходя к вышеуказанному выводу суд, также учитывает, что подразделением органа безопасности, в котором Андрейкин служил на дату возникновения основания для включения в реестр участников НИС (ДД.ММ.ГГГГ) является именно <данные изъяты>, штат которой по справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ упразднен с одновременным утверждением штата названного Центра, однако, который не является его правопреемником в связи с отсутствием об этом информации в соответствующем приказе.

При этом, поскольку в период прохождения военной службы в <данные изъяты> командованием этого Центра предпринимались меры направленные на включение Андрейкина в реестр участников НИС, а также поскольку <данные изъяты> в установленном законом порядке включил его в такой реестр, то, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований Андрейкина о признании незаконными действий иных должностных лиц ФСБ России, связанных с несвоевременным включением его в реестр участников НИС.

Приходя к вышеуказанному выводу, суд также исходит из того, что обязанность по включению в реестр участников НИС Андрейкина возлагалась именно на начальника Управления радиоконтразведки ФСБ России, а все последующие действия вышеуказанных лиц (<данные изъяты>) были направлены для устранения первоначального нарушения прав Андрейкина. Более того, по мнению суда, <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах возвращая документы для включения Андрейкина на доработку его прав не нарушал.

Согласно справке, представленной ФГКУ «Росвоенипотека», ИНС участника НИС Андрейкина открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа о включении в реестр участников НИС по «06» категории с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – ДД.ММ.ГГГГ. Учет накоплений на ИНС Андрейкина и передача их в доверительное управление производятся с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается в 3 кв. 2019 года. ИНС Андрейкина закрыт ДД.ММ.ГГГГ с правом на использование накоплений с датой возникновения основания для исключения ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства в размере 2 701 207,10 руб., в том числе инвестиционный доход в размере 62 355, 68 руб., в ДД.ММ.ГГГГ года перечислены на личный счет Андрейкина.

При этом, согласно п. 25 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2019 году), представленных ФГКУ «Росвоенипотека», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с истцом (ДД.ММ.ГГГГ), составляет 1 655 710 руб. Разница между указанной суммой и суммой фактически учтенного на ИНС административного истца инвестиционного дохода составляет 1 593 354 рубля 32 копейки (1 655 710 – 62 355,68).

Из вышеизложенного следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года по дату открытия его ИНС, доход от инвестирования на его ИНС не учитывался, при этом сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр в ДД.ММ.ГГГГ года, превышает размер такого дохода учтенного на ИНС истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несвоевременное включение Андрейкина в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС, без учета доходов от их инвестирования.

Данное обстоятельство существенно снизило размер полученных административным истцом накоплений для жилищного обеспечения, который ему предоставлен в рамках реализации НИС для приобретения жилья и реализации его жилищных прав в полном объеме наравне с другими военнослужащими, включенными в реестр участников НИС в один период с административным истцом.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Вместе с тем, суд не может согласиться с представленным расчетом административного истца, поскольку он произведен из суммы общих накоплений учтенных на его ИНС и перечисленных на его личный счет, и полагает необходимым положить в основу принимаемого решения сведения, представленные уполномоченным органом – ФГКУ «Росвоенипотека» о размере инвестиционного дохода (по состоянию на 1 января 2020 года) у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом ДД.ММ.ГГГГ), то есть сумма недополученного Андрейкиным дохода от инвестирования накоплений за период с января 2007 года за вычетом фактически учтенных на его ИНС, определенная по указанному алгоритму составляет 1 593 354 рубля 32 копейки (1 655 710 – 62 355,68).

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ИНС административного истца сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению Росвоенипотекой между всеми военнослужащими. Что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов

При этом, в части обоснованности требований к Росвоенипотеки суд приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что нарушение соответствующего права административного истца произошло в результате незаконных действий иных лиц, которые несвоевременно направили по команде документы для включения административного истца в реестр участников НИС.

Полномочия Росвоенипотеки в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия ИНС.

Данный вывод следует из п. 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», согласно которому основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования рассчитываются Росвоенипотеки от фактически переданных в доверительное управление накоплений ежеквартально и отражаются на именных накопительных счетах НИС.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года у административного истца ИНС открыт не был, отсутствовали основания полагать, что доходы от инвестирования не получены по вине Росвоенипотеки.

Не усматривается противоправного бездействия Росвоенипотеки также и из осуществления учреждением полномочий получателя средств федерального бюджета, поскольку в силу ст. 161, 162, 219 БК РФ, оно вправе было исполнять только нормативные публичные обязательства в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Между тем, федеральными законами о федеральных бюджетах на 2007-2019 годы не было предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Соответствующие денежные средства имеют иной источник происхождения, не связанный с ассигнованиями федерального бюджета.

На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца в полном объеме, суд полагает необходимым обязать Росвоенипотеку зачислить на именной накопительной счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Андрейкина доход от инвестирования накоплений в размере 1 593 354 рубля 32 копейки за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, удовлетворив тем самым заявленные Бондаренко требования в указанной части.

Одновременно по вышеприведенным основаниям суд находит требование административного истца о взыскании именно с ФСБ России в его пользу денежных средств в размере 1 617 822,90 руб. не подлежащим удовлетворению.

Приходя к вышеуказанным выводам, суд также учитывает, что предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с настоящим административным иском Андрейкиным не пропущен, поскольку до момента исключения из реестра участников НИС и получения соответствующих накоплений, нарушение прав административного истца носило длящийся характер, а накопления учтенные на ИНС он получил ДД.ММ.ГГГГ, а с административным иском он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.

По вышеприведенным основаниям, суд признает доводы стороны административного истца в обоснование требований не подлежащих удовлетворению и доводы представителей административных ответчиков в обоснование требований подлежащих удовлетворению несостоятельными.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск капитана запаса Андрейкина Алексея Андреевича – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника ДД.ММ.ГГГГ, связанные с несвоевременным включением Андрейкина Алексея Андреевича в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» зачислить на именной накопительной счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Андрейкина Алексея Андреевича доход от инвестирования накоплений в размере 1 593 354 (один миллион пятьсот девяносто три тысячи триста пятьдесят четыре) рубля 32 копейки за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.

Указать руководителю ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Андрейкину Алексею Андреевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных требований Андрейкина Алексея Андреевича – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 26 января 2022 года.

Председательствующий С.Ю. Мицюк