Дело № 2а-30/2022
Решение
Именем Российской Федерации
26 января 2022 г. г. Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством Феоктистова М.В., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства, административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №, <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании отказа начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС»), филиала ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС» в согласовании проекта приказа командира войсковой части № о выплате подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы,
установил:
ФИО1 обратился в Северодвинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным отказ ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС» в согласовании проекта приказа командира войсковой части № о выплате ФИО1 подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы из г. Санкт-Петербург в г. Северодвинск Архангельской области в размере одного оклада денежного содержания военнослужащего;
- возложить на ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС» обязанность согласовать проект приказа командира войсковой части № о выплате ФИО1 подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы из г. Санкт-Петербург в г. Северодвинск Архангельской области в размере одного оклада денежного содержания военнослужащего.
В обоснование своих требований ФИО1 указал, что с 26 августа 2020 года по 7 августа 2021 года проходил профессиональную переподготовку в Военном институте (дополнительного профессионального образования) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (г. Санкт-Петербург) (далее – Военно-морская академия) в должности <данные изъяты>. С 9 августа ФИО1 после завершения переподготовки зачислен в списки личного состава войсковой части № г. Северодвинск. После чего в августе 2021 года командиром войсковой части № на основании рапорта ФИО1 был издан проект приказа о выплате последнему подъемного пособия. Однако филиалом ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС» в согласовании указанного приказа было отказано, поскольку основания для выплаты такого пособия отсутствуют. Этот отказ, по мнению ФИО1 носит противоправный характер, поскольку в рамках назначения на воинскую должность он переехал из г. Санкт-Петербург в г. Северодвинск Архангельской области.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 12 января 2022 года к участию в деле в качестве ответчика был привлечен начальник ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС».
Административный истец и его представитель – ФИО2, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыли, в своем заявлении административный истец требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик – начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС» действующий в своих интересах, а также в интересах филиала ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, представил в суд возражения, в которых с административным исковым заявлением не согласился, считает его неподлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку обязательным условием возникновения права на получение подъемного пособия по окончании обучения в военном образовательном учреждении определено наличие взаимосвязанных обстоятельств: переезд военнослужащего с места жительства в иной населенный пункт, в котором расположено место военной службы, вступление в исполнение обязанностей по новой воинской должности, а также при условии, что срок обучения в военном образовательном учреждении составил более 1 года.
Заинтересованное лицо – войсковая часть №, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыло, своего представителя не направило, отношения к предъявленным требованиям не выразило, об уважительности причин неявки суд не уведомило.
Поскольку стороны уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства, явка указанных лиц не является обязательной и не признана судом таковой, то суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 и ч. 1 ст. 291 КАС РФ рассмотрел настоящее дело в названном порядке.
Разрешая вопрос о соблюдении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, военный суд учитывает, что в соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С оспариваемым отказом ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС» в согласовании приказа командира войсковой части № о выплате подъемного пособия ФИО1 узнал 22 сентября 2021 года, после чего, не согласившись с ним, административный истец 21 декабря 2021 года (согласно почтовому штемпелю на конверте) обратился в суд с административным исковым заявлением в суд, то есть в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.
Рассмотрев требования ФИО1 по существу заявленного административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 в период прохождения военной службы в войсковой части №, дислоцирующейся в г. Северодвинске, приказом Минобороны РФ от 14 августа 2020 года № 0119 был зачислен с 1 сентября 2020 года на обучение по военным образовательным программам дополнительного профессионального образования в Военно-морскую академию на воинскую должность <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из указанного приказа.
Выписка из приказа начальника Военно-морской академии от 5 сентября 2020 года № 165 свидетельствует о том, что ФИО1, прибывший из войсковой части № № г. Северодвинск, Архангельской области, зачислен в списки личного состава института с 26 августа 2020 года.
После окончания дополнительного профессионального образования, согласно приказу Минобороны РФ от 19 июня 2021 года № 056 ФИО1 назначен на должность <данные изъяты> войсковой части №, дислоцированной в г. Северодвинске, Архангельской области.
Согласно материалам дела ФИО1 во время обучения проживал по адресу: <адрес>. В период до обучения в Военно-морской академии административный истец проживал по адресу: <адрес>. В период после обучения в Военно-морской академии административный истец проживал по адресу: <адрес>. Как установлено в судебном заседании и стороной административного ответчика не оспаривается, в августе 2021 года командиром войсковой части № на основании рапорта ФИО1 издан проект приказа о выплате последнему подъемного пособия, который был направлен для согласования в филиал ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС».
Из листа разногласий по согласованию проекта приказа командира войсковой части № вх. 1170 от 21 сентября 2021 года усматривается, что у ФИО1 отсутствуют законные основания для получения подъемного пособия, в согласовании приказа об установлении подъемного пособия отказано.
По смыслу ч. 1 ст. 37 и ст. 59 Конституции РФ во взаимосвязи с другими ее положениями – п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п.п. «д», «е» ч. 1 ст. 114 военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
В развитие названных конституционных положений законодательство о статусе военнослужащих определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, предусматривая, в числе прочего, различные дополнительные выплаты, имеющие целевое назначение и призванные компенсировать, в частности, ограничения, обусловленные особым характером военно-служебной деятельности.
Согласно ст. 12 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения).
Пунктом 145 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом МО РФ от 6 декабря 2019 года № 727, предусмотрена выплата подъемного пособия военнослужащим по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, срок обучения в которой превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи со ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающей гарантии в виде безвозмездного проезда военнослужащих и членов их семей, а также безвозмездного провоза до 20 тонн личного имущества как при переводе на новое место военной службы, так и при переезде на избранное место жительства при увольнении с военной службы, целью дополнительной денежной выплаты в виде подъемного пособия является не компенсация транспортных расходов, понесенных при переезде к новому месту жительства, а оказание материальной помощи, необходимой для обустройства военнослужащего и членов его семьи после такого переезда на новом месте службы и жительства в другом населенном пункте.
Следовательно, в отличие от права на безвозмездные проезд и провоз личного имущества, гарантируемого специальными нормами безотносительно к основаниям переезда военнослужащих и членов их семей в другой населенный пункт, право на подъемное пособие, предназначенное для их обустройства на новом месте службы (жительства), неразрывно связано с основаниями переезда, предполагающими поступление на военную службу по контракту или дальнейшее прохождение такой службы на воинских должностях в другом населенном пункте.
Одним из возможных условий выплаты подъемного пособия военнослужащему при переезде в другой населенный пункт закон определяет зачисление военнослужащего в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года.
Таким образом, закон не признает зачисление военнослужащего в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором менее либо равен одному году, в качестве условия выплаты такого пособия, то есть не признает данное обстоятельство переездом в другой населенный пункт и сменой места жительства военнослужащего.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 прибыл на обучение в Военно-морскую академию из войсковой части <адрес>, дислоцирующейся в г. Северодвинске, проживая в данном населенном пункте в период, предшествующий обучению. В ходе обучения административный истец проживал по месту нахождения образовательного учреждения в г. Санкт-Петербурге. По окончании обучения ФИО1 вернулся на службу в г. Северодвинск в войсковую часть № к месту проживания, расположенного в г. Северодвинске. Учитывая, что срок обучения составил с 1 сентября 2020 по 19 июня 2021 года, то есть менее года, возможность установления и выплаты ему подъемного пособия отсутствует, так как отсутствует факт переезда административного истца к новому месту службы, в связи с чем, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом отказано, основания для возмещения ФИО1 судебных расходов, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 111, 174-180, 227 и 291 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа ФКУ «ОСК СФ» «3 ФЭС» в согласовании проекта приказа командира войсковой части № о выплате подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий по делу М.В. Феоктистов