Дело № 2а-30/2022
УИД 22RS0012-01-2021-001420-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славгород
27 января 2022 года
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Гайдар Е.В.
при секретаре Самокрутовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к М.Н.Л. о взыскании задолженности по имущественным налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с названным иском к налогоплательщику М.Н.Л. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является налогоплательщиком и обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством.
Согласно полученной административным истцом информации, в 2019 году административному ответчику принадлежало следующее имущество:
- гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Административным истцом направлено административному ответчику налоговое уведомление № 8692500 от 03 августа 2020 года.
В связи с тем, что административным ответчиком данные суммы не были своевременно оплачены и в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ, должнику направлено требование об уплате налога, пени № 36060 по состоянию на 29 декабря 2020 года, которое на сегодняшний день не исполнено.
Недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год составила: налогов (сборов) 12 074,00 рублей и пеня 246,18 рублей.
Недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год налогов (сборов) 35 149,00 рублей, пеня 134,44 рублей.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 г. Славгорода Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по имущественным налогам в отношении административного ответчика.
Судебный приказ выдан 24 марта 2021 года, копия приказа в соответствии с ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ направлена должнику. От должника поступили возражения относительно его исполнения, что влечет отмену судебного приказа.
Определением мирового судебного участка № 3 г. Славгорода Алтайского края от 26 апреля 2021 года указанный судебный приказ о взыскании задолженности по имущественным налогам был отменен.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит суд взыскать с административного ответчика М.Н.Л. в пользу истца задолженность всего: 47 403,62 рублей, в том числе:
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - налогов (сборов) 12 074,00 рублей, пени 46,18 рублей,
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений - налогов (сборов) 35 149,00 рублей, пени 134,44 рублей.
В процессе рассмотрения дела административный истец уменьшил исковые требования и просил взыскать с М.Н.Л. недоимки: налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в размере 35 149,00 рублей, пени 134,44 рублей, на общую сумму 35 283,44 рублей( л.д.109-111).
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 150 Кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие указанной стороны.
В судебное заседание административный ответчик М.Н.Л. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - обладающие правом собственности на имущество, признаваемого объектом налогообложения. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Алтайским краевым Законодательным собранием не установлена дата начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год" утвержден коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,518.
Решением сельского собрания депутатов Бурлинского сельсовета Бурлинского района Алтайского края от 21.11.2012 N 27 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Бурлинский сельсовет Алтайского края" установлено, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в отношении нежилых объектов налогообложения – 2% (если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор, с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов, составляет свыше 500 000 рублей.
В соответствии со ст. 408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Кроме того, судом установлено, что административному ответчику в 2019 году принадлежал гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №( л.д. 50).
С учетом налоговой базы, ставок налога, инвентаризационной стоимости, а также периода владения объектами недвижимости, налог на имущество физических лиц начисляется по формуле: налоговая база (инвентаризационная стоимость * коэффициент-дефлятор) * доля в праве * налоговая ставка * период владения.
Инвентаризационная стоимость имущества определена на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, умноженной коэффициент - дефлятор, установленный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595, в размере 1,518.
Сумма налога на имущество за 2019 год в отношении гаража, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № составляет: 1 157 735,83 рублей * 1,518* 1 * 2,00 * 12 месяцев / 12 месяцев = 35 149,00 рублей.
Недоимка по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год составляет 35 149,00 рублей.
Доводы ответчика о том, что конкретная инвентаризационная оценка указанного здания не определена компетентным органом не могут быть приняты во внимание, т.к. опровергаются исследованными материалами дела. Согласно информации КГБУ « АЦНГКО», техническую инвентаризацию здания гаража лит. Б, площадью 526,4, расположенного по адресу: <адрес>, учреждение осуществило 09.11.2009 г. Инвентаризационная стоимость данного объекта по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере 1 157 735,83 руб.( л.д.113 об-т).
Из материалов дела следует, что административным истцом направлялось административному ответчику налоговое уведомление от 03 августа 2020 года № 8692500 (л.д. 10), что подтверждается списком № 289246 на отправку заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции (л.д. 11).
Административному ответчику предложено в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, уплатить налоги в сумме 48 083,00 рублей.
В связи с тем, что обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена в установленные сроки, налоговым органом направлено требование об уплате налога № 36060 по состоянию на 29 декабря 2020 года на сумму налога в размере 47 223,00 рублей и пени в размере 180,62 рублей (л.д. 13).
Административному ответчику надлежало в срок не позднее 25 февраля 2021 года исполнить требование в полном объеме.
Доказательств исполнения административным ответчиком налогового уведомления и налоговых требований суду не представлено.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год налоговым органом административному ответчику начислена пеня (по формуле: недоимка * число дней просрочки* ставку пени) в размере 134,44 рублей (с 02 декабря 2020 года по 28 декабря 2020 года) = 35 149,00 рублей X 27 дней X 4,25 % / 300.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Славгорода Алтайского края от 26 апреля 2021 года (л.д. 42) судебный приказ, выданный 24 марта 2021 года (л.д. 39), отменен в связи с поступлением заявления от должника (л.д. 40).
Суд отмечает, что налоговым органом срок, указанный в п. 2 ст. 48 НК РФ пропущен не был, поскольку заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судье 19 марта 2021 года (л.д. 34), до истечения шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика обязательных платежей налоговым органом в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку подан 26 октября 2021 года, т.е. до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные административным истцом исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с М.Н.Л. в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 1258,50 рублей.
Руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к М.Н.Л. удовлетворить.
Взыскать с М.Н.Л., проживающего по адресу: Россия, <адрес>, задолженность всего 35 283,44 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год - налогов (сборов) 35 149,00 рублей, пени 134,44 рублей.
Взыскать с М.Н.Л. в доход муниципального образования город Славгород Алтайского края государственную пошлину в размере 1258,50 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- Е.В. Гайдар
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.