ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3100/2016 от 20.12.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-3100/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2016 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,

при секретаре Ершовой И.П.,

с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Эверстова А.В.,

представителя административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Зайчикова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления обязании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Административные исковые требования мотивированы следующим.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района.

В результате установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией муниципального образования – административный регламент, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден.

Бездействие администрации муниципального образования по разработке и принятию административного регламента, устанавливающего порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере.

Изложенное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не разработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и обязать администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Эверстов А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Зайчиков А.Н., действующий на основании Решения № 6 от 22 октября 2015 года, исковые требования Шуйского межрайонного прокурора признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг администрацией Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района.

Установлено, что в собственности муниципального образования имеются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией муниципального образования – административный регламент, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не разработан и не утвержден.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 3 ч. 1 данной статьи а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участниками отношений, регулируемых данным Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности: крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами.

Согласно п. 1, п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

На основании п. 2, п.3, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, представляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Заявитель – физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 данного Федерального закона, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 апреля 2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:

1) общие положения;

2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;

4) формы контроля за исполнением административного регламента;

5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее – орган, являющийся разработчиком административного регламента).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Бездействие администрации муниципального образования по разработке и принятию административного регламента, устанавливающего порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращения за муниципальными услугами в данной сфере.

С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Представителем административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Зайчиковым А.Н. представлено заявление о признании административного иска, оформленное в соответствии со ст. 46 КАС РФ.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Зайчиковым А.Н., поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст.ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не разработке административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Обязать администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Малетина К.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2016 года.

Согласовано.

Судья: К.Ю. Малетина