ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3101/18 от 14.06.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3101/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года г.Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Рябовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО4 к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> Арендуемый земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства. 14.12.2017 года истцом подано заявление о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка, который им был получен 17.01.2018 года.

05.03.2018 года он обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером

07.03.2018 года ему было отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта ИЖС установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Также администрацией было указано что в градостроительном плане земельного участка указана информация, которую необходимо учитывать при архитектурно-строительном проектировании, строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства в границах земельного участка:

- подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий;

- охранные зоны инженерных коммуникаций в том числе подземных (при наличии). Вынос инженерных коммуникаций возможен по ТУ эксплуатирующих организаций. При наличии охранных зон ЛЭП и/или иных электрических сетей размещение зданий, строений сооружений возможно при получении письменного решения о согласовании сетевых организаций;

- проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах»;

- на земельном участке до получения разрешения на строительство необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы путем археологических исследований в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «О объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ.

Также указано на необходимость получения схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка и соответствующую требованиям административного регламента.

Полагает данный отказ незаконным, просит суд признать отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района в выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером незаконным и обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в течение семи рабочих дней выдать разрешение на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером в соответствии с поданным им заявлением от 05.03.2018 №

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание административный ответчик не явился, извещен надлежаще, возражений на административный иск не представил.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства установлено, что между ФИО1 и Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области 30 сентября 2016 года заключен договор №ДЗ-276 аренду земельного участка, в соответствии с которым арендатор ФИО1 принял в аренду земельный участок общей площадью 2 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

14.12.2017 года истцом подано заявление о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка, который им был получен 17.01.2018 года.

05.03.2018 года он обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером

07.03.2018 года ему было отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта ИЖС установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Также администрацией было указано, что в градостроительном плане земельного участка указана информация, которую необходимо учитывать при архитектурно-строительном проектировании, строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства в границах земельного участка:

- подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий;

- охранные зоны инженерных коммуникаций в том числе подземных (при наличии). Вынос инженерных коммуникаций возможен по ТУ эксплуатирующих организаций. При наличии охранных зон ЛЭП и/или иных электрических сетей размещение зданий, строений сооружений возможно при получении письменного решения о согласовании сетевых организаций;

- проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах»;

- на земельном участке до получения разрешения на строительство необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы путем археологических исследований в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «О объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ.

Также указано на необходимость получения схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка и соответствующую требованиям административного регламента.

Из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне: Ж-2 зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет определенные границы на местности, которые учтены в данных ЕГРН, участок сформирован.

Объектов капитального строительства, расположенных в границы земельного участка и объектов культурного наследования не имеется, ограничений в использовании участка в соответствии с теми целями, которые преследует истец т.к. размещение объекта ИЖС, не имеется.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также, в силу п.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления выдают разрешение на строительство по месту нахождения земельного участка.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

При этом, согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).

По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Как следует из материалов дела, обжалуемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) основано на не соответствии, представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, ссылок на нормы закона и несоответствии каких документов не соответствует требованиям законе не указано.

Более того, само указание административного ответчика о предоставлении схемы планировочной организации земельного участка безосновательно, поскольку такая схема была представлена с указанием с ней места размещения объекта ИЖС на арендуемом, т.е. испрашиваемом земельном участке, площадью его застройки и координатами нахождения на местности, этажностью, которая была выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка от 17.01.2018 года.

Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства (реконструкции) объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке, следовательно, необходимость согласования места размещения объекта в связи с наличием возможным инженерных коммуникаций, объектов культурного наследия и недропользования, отсутствующая в положениях федерального законодательства, не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным законодательством и возможности строительства на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному плану.

При этом, как следует из письма от 06.04.2018 Федерального агентства по недропользованию, в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», в рамках оптимизации градостроительной деятельности, при строительстве объектов капитального строительства на земельных участков, расположенных в пределах границы населенных пунктов, получение застройщиками заключений территориальных органов Роснедр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, размещения в местах из залегании подземных сооружений, не требуется. Обращение за получением указанной государственной услуги необходимо лишь при возведении объектов за пределами границы муниципальных образований, к которым земельный участок, предоставленный в аренду ФИО1, не относится.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ФИО1 намерен использовать арендуемый земельный участок с учетом вида разрешенного использования именно для строительства жилого дома, для чего истец оформил необходимую документацию, в том числе градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, из которого, а также из схемы планировочной организации земельного участка следует, что участок расположен вне границы зон с особыми условиями использования территорий, в границах земельного участка отсутствуют объекты культурного наследия, при этом отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает право истца на использование земельного участка по его целевому назначению.

Исходя из изложенного, отказ административного ответчика в выдаче ФИО1 разрешения на строительство суд признает не обоснованным и не соответствующим действующему законодательству, в связи с чем, имеются основания для признания отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района в выдаче разрешения на строительство незаконным, в связи с чем, она обязана выдать разрешение на строительство в соответствии с поданным ФИО1 заявлением.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ, суд полагает правомерным указать по требованию истца срок исполнения судебного акта в силу характера требований административного истца и длительного времени невозможности осуществить строительство объекта ИЖС на арендуемом земельном участке в соответствии с его целевым использованием – в течение семи рабочих дней в даты вступления в законную силу настоящего решения.

Исходя из изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 ФИО5 – удовлетворить.

Признать отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером незаконным и обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в течение семи рабочих дней с даты вступления решения суда в закону силу выдать Мазалову ФИО7 разрешение на строительство объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером в соответствии с поданным Мазаловым ФИО6 заявлением от 05.03.2018 № .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.

Председательствующий

федеральный судья Н.Г. Разумовская