№ 2а-3103/2018
64RS0047-01-2018-003825-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре Апокине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области
обратилось в суд с административным исковым заявлением к коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В качестве оснований своих требований административный истец указал, что административный ответчик зарегистрирован УФНС России по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером № по решению Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, учетный №. Согласно материалам дела, юридический адрес административного ответчика: <адрес>, руководитель – ФИО
Организационно-правовая форма коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» - адвокатское образование.
В ходе проведенной ревизии было установлено, что административный ответчик нарушил нормы Закона, предусмотренные ст. 32 Закона, так как не представлял в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2013-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона. Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2013-2017 годы.
На основании факта нарушения организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения №, о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле организации отсутствует, и в Управление не поступала.
Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (<адрес>). Однако предупреждения вернулись в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что свидетельствует об отсутствии Организации по юридическому адресу.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
В соответствии п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в ГРЮЛ, а таюке риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно п. 7 ст. 32 Закона «некоммерческие организации обязаны информировать лолномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального :1акона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об к направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации».
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона, т.к. Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные Законом.
В соответствии п. 4 ст. 15, п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №63-ФЗ) два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав), и заключаемого ими учредительного договора. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом №63-Ф3.
В соответствии с информацией, имеющейся в учетном деле Организации, учредителями Организации являются ФИО
Согласно сведениям, содержащимся в реестре адвокатов Саратовской области (http://to64.minjust.ru/ru/reestr-advokatov-4), у ФИО (регистрационный номер №) прекращен статус адвоката (решение адвокатской палаты от <дата> пр. №, решение Управления <дата>, №-р), в связи с чем ФИО не может являться членом коллегии адвокатов и осуществлять руководство ею.
В Управление <дата> (вх. №) поступило письменное заявление от учредителя Организации ФИО в котором указано, что Организация не осуществляет деятельность, имущество у Организации отсутствует, иные члены в Организации отсутствуют, в связи с чем Организация не может провести ликвидацию самостоятельно. ФИО осуществляет деятельность в ином адвокатском образовании - адвокатском кабинете. В соответствии с указанным заявлением, Организация в лице учредителя ФИО согласна с ликвидацией Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку высшего органа управления (общего собрания членов) в Организации не существует.
Таким образом Организация не может продолжать свое существование с нарушениями п. 4 ст. 15, п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона №63-Ф3.
В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных, и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3. ст. 32 Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
На основании изложенного, административный истец просит принять решение о ликвидации Коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» и об исключении Коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом. Административный истец и заинтересованное лицо ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (OHOOOl «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов» и ОН0002 «Отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» утвержденные приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» сроки установлены пп. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»).
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Закона, а именно: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»
При рассмотрении дела судом установлено, что коллегия адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» зарегистрирована УФНС России по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером № по решению Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, учетный №. Согласно материалам дела, юридический адрес административного ответчика: <адрес>, руководитель – ФИО Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от <дата>.
Организационно-правовая форма коллегии адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» - адвокатское образование.
В ходе проведенной административным истцом ревизии было установлено, что административный ответчик нарушил нормы Закона, предусмотренные ст. 32 Закона, так как не представлял в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2013-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона. Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2013-2017 годы.
На основании факта нарушения организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения №, о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Как указал административный истец в своем административном иске, по состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Закона в учетном деле организации отсутствует, и в Управление не поступала.
Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (<адрес>). Однако предупреждения вернулись в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что свидетельствует об отсутствии Организации по юридическому адресу.
Согласно п. 7 ст. 32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об к направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации».
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика нарушены нормы п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона, т.к. Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением адреса места нахождения Организации, не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса, и не представила соответствующие документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные Законом.
В соответствии п. 4 ст. 15, п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №63-ФЗ) два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав), и заключаемого ими учредительного договора. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом №63-Ф3.
В соответствии с информацией, имеющейся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями Организации являются ФИО и ФИО
Как указал административный истец, согласно сведениям, содержащимся в реестре адвокатов Саратовской области (http://to64.minjust.ru/ru/reestr-advokatov-4), у ФИО (регистрационный номер №) прекращен статус адвоката (решение адвокатской палаты от <дата> пр. №, решение Управления <дата>, №-р), в связи с чем ФИО не может являться членом коллегии адвокатов и осуществлять руководство ею.
В Управление <дата> (вх. №) поступило письменное заявление от учредителя Организации ФИО, в котором указано, что Организация не осуществляет деятельность, имущество у Организации отсутствует, иные члены в Организации отсутствуют, в связи с чем Организация не может провести ликвидацию самостоятельно. ФИО осуществляет деятельность в ином адвокатском образовании - адвокатском кабинете. В соответствии с указанным заявлением, Организация в лице учредителя ФИО согласна с ликвидацией Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку высшего органа управления (общего собрания членов) в Организации не существует.
Таким образом, Организация не может продолжать свое существование с нарушениями п. 4 ст. 15, п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона №63-Ф3.
В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных, и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3. ст. 32 Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.
Ликвидировать коллегию адвокатов Саратовской области «АЛИБИ» (ОГРН <***>) и исключить сведения о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ А.А. Ершов
Мотивированный текст решения изготовлен 14 ноября 2018 года.