ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3103/19 от 15.08.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-3103/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих С.А.,

с участием прокурора Аториной А.С.,

при секретаре Половниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Псковской области к лицу без гражданства Кореневу А.В. о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

УМВД России по Псковской области обратилось в суд с административным иском к лицу без гражданства Кореневу А.В. о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

В обоснование заявления указано, что Коренев А.В. **.**.2017 г. был осужден Великолукским городским судом Псковской области по п. "б", ч. 2 ст. 158 УК РФ. В период отбытия ответчиком наказания Минюстом РФ было принято решение о нежелательности его пребывания в РФ, а органами УМВД России по Псковской области принято решение о депортации ответчика на территорию Украина. **.**.2019 г. ответчик освободился из мест лишения свободы и **.**.2019 г. судом принято решение о помещении последнего в специальное учреждение до завершения процедуры депортации, но не более чем на срок до 180 суток, то есть по **.**.2019 г. включительно. Однако за данный период времени процедуру депортации Коренев А.В. завершить не удалось. На запросы, направленные УВМ УМВД России по Псковской области в Генеральное Консульство Украины в г.Санкт-Петербурге с целью установления личности и документирования Коренев А.В. свидетельством о возращении в Украину, получен отказ в этом. Депортировать ответчика через УМВД России по Ростовской области также не представилось возможным. Поскольку законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации ответчик не имеет, в целях предотвращения совершения им новых преступлений и заверения процедуры депортации, УМВД России по Псковской области просит продлить срок пребывания Коренева А.В. в специальном учреждении до окончания процедуры депортации, но не более чем на 180 суток.

Представитель административного истца УМВД России по Псковской области в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что депортацию в настоящее время закончить не представляется возможным.

Административный ответчик Коренев А.В. в судебном заседании возражал против продления срока его содержания в специальное, полагал, что продление срока ни к чему не приведет, так как Украина в выдаче свидетельства ему на возвращение отказала, его принадлежности к своему гражданству не подтверждает.

Прокурор полагал заявление не подлежащим удовлетворению, указывая, что никаких реальных мер к завершению депортации в настоящее время истцом предпринято быть не может, и нахождение ответчика в Центре при таких обстоятельствах необоснованно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Ответчик Коренев А.В. родился **.**. года в г.Донецке, Петровского района, Донецкой области, Украина (л.д. 29).

Начина с 1998 года Коренев А.В. был неоднократно судим на территории России, последний раз ответчик осужден **.**.2017 г. Великолукским городским судом Псковской области по п. "б", ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы (л.д. 18-20, 10-12).

При этом, как следует из заключения УФМС России по Псковской области от **.**.2013 г. у Коренева А.В. отсутствует гражданство РФ (л.д. 13-14).

В период отбытия Кореневым А.В. наказания в отношении него Минюстом РФ 24.09.2018 г. было принято распоряжение о нежелательности его пребывания в РФ (л.д.15).

**.**.2018 г. УМВД России по Псковской области в отношении административного ответчика принято решение о депортации с территории Российской Федерации, в связи с чем 08.02.2019 г. Генеральному Консулу Украины в г. Санкт-Петербурге направлен запрос о документировании Коренева А.В. свидетельством на возращение в Украину (л.д. 16-17, 28).

**.**.2019 г. административному истцу поступил ответ на указанный выше запрос, согласно которому Генеральный Консул Украины сообщил, что правовые основания для оформления свидетельства на возращение в Украину на имя Коренева А.В. отсутствуют (л.д.32).

Также **.**.2019 г. в УВМ ГУ МВД по Ростовской области административным истцом направлен запрос в целях установления личности ответчика и оформления документов на возращение в ДНР. **.**.2019 из УВМ ГУ МВД по Ростовской области поступило сообщение о том, что оснований для документирования Коренева А.В. документами ДНР не имеется (л.д. 30-31, 33).

**.**.2019 г. Коренев А.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, 13.02.2019 г. Псковским городским судом принято решение о помещении последнего в специальное учреждение до завершения процедуры депортации, но не более чем на срок до 180 суток, то есть по **.**.2019 г. включительно (л.д. 23, 26-27).

При этом, как следует из вышеуказанных документов, на все направленные УВМ УМВД России по Псковской области в уполномоченные органы запросы о содействии в депортации ответчика получены отказы в этом.

Таким образом, суд заключает, что в настоящее время организовать возвращение ответчика в Украину в рамках процедуры депортации не представляется возможным.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.2 данного закона депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в РФ.

В соответствии с п.11 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ в случае, если в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

Исполнение решения о депортации такого иностранного гражданина осуществляется после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда (п.12 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п.9 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Размещение о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении принимается судом в соответствии с требованиями главы 28 КАС РФ.

Согласно ст.266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В данном иске должен быть указан срок, на который целесообразно поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении.

Исходя из ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

При этом в решении суда, при удовлетворении иска, срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении должен быть установлен разумно и обоснованно.

Суд обязан проверить достаточность и эффективность мер, принимаемых уполномоченным органом для осуществления процедуры депортации.

В данном случае из представленных суду документов и пояснений представителя административного истца суд заключает, что процедура депортации в отношении ответчика завершена быть не может, страна в которую административный истец предполагал депортировать ответчика, принимать его и выдавать необходимые для этого документы отказалась. Никаких реальных дополнительных мер, которые бы административный истец планировал в настоящее время предпринять для депортации ответчика, суду не названо.

С учетом изложенного, суд полагает, что дальнейшее содержание ответчика в Центре является необоснованным. В связи с этим суд полагает заявленный иск не подлежащим удовлетворению.

Иное означало бы, что возможность содержания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях изоляции без какого-либо конечного и разумного срока. Однако, подобный подход недопустим, так как нарушает положения статей 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.22 Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 17 февраля 1998 г. №6-П и определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О, исходя из которых задержание на неопределенный срок недопустимо и нарушает такие базовые права человека, как права на свободу и личную неприкосновенность. Лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленный административный иск подлежащим отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области к лицу без гражданства Кореневу А.В. о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении – оставить без удовлетворения.

В продлении срока пребывания лица без гражданства Коренева А.В.**.**. 1981 года, в Федеральном казенном учреждении «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, МВД РФ» (дислокация г.Псков) – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Судья С.А.Падучих

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2019 г.