№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года г. Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Асадуллиной Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тавабилова Т.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Тавабилов Т.Ф. обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование требований указано, что 21 сентября 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 956 кв.м для организации детской площадки с приложением схемы расположения земельного участка. 30 ноября 2020 года решением №2292 УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ разрешило Тавабилову Т.Ф. использование земель с условным номером № по адресу: <адрес>, площадью 956 кв.м для организации детской площадки сроком на 5 лет. Истец за свой счет установил на земельном участке дорогостоящую хоккейную площадку. В январе истец получил письмо о том, что по результатам осмотра участка и в связи с жалобами граждан 30 декабря 2020 года решением №2646 УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ признало утратившим силу решение УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ №2292 от 30 ноября 2020 года «О выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена». В связи с чем истцу необходимо прекратить проведение работ и привести территорию в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Осмотр проведен без участия истца, копии жалоб не приложены, основания признания решения утратившим силу не указаны. Жалобы граждан касались, что установленная хоккейная площадка препятствует сквозному проезду автомобилей по <адрес> к <адрес>. Однако не принято во внимание, что указанный проезд организован самовольно без каких-либо законных оснований путем асфальтирования полосы предоставленного истцу земельного участка для организации детской площадки, что подтверждается письмами администрации октябрьского района г.Уфы, Главархитектуры, Госкомитета по жилищному и строительному надзору.
Административный истец просит признать незаконным и отменить решение УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ №2292 от 30 ноября 2020 года о признании утратившим силу решения УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ №2292 от 30 ноября 2020 года «О выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена», обязать УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ не препятствовать Тавабилову Т.Ф. в использовании земель с условным номером № по адресу: <адрес>, согласно утвержденной схеме для организации детской площадки.
Определениями суда в качестве административных соответчиков привлечены администрация Октябрьского района ГО г.Уфа РБ, администрация ГО г.Уфа РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, в качестве заинтересованных лиц – Главное управление архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ, Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору, ООО «Строительное управление №88», Ганеев Р.М., Шестаков М.Д., Вовчанюк Д.А., Абдульминев Р.Р., Абдульминева Р.Р., Хаматдинова Р.З., Хаматдинов Я.Х., Ермаков А.В.
Представитель административного истца Шахтурина М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Указала, что понятия детская и спортивная площадка однозначны.
Представители административных ответчиков УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ, администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ, заинтересованное лицо Ермаков А.В. и его представитель по устному ходатайству Баженова Г.Ю., представитель заинтересованных лиц ООО «Строительное управление №88», Ганеева Р.М. – Рябов Ю.А., представитель заинтересованного лица Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору Махмудова Э.А. с иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованных лиц ООО «Строительное управление №88», Ганеева Р.М. – Рябов Ю.А. указал, что размещение спортивной площадки нарушает права его доверителей и других собственников соседних земельных участков по пользованию принадлежащими им земельными участками, ограничивает доступ к проезду. Размещение спортивной площадки нарушает строительные нормы и правила, т.к. расположена слишком близко к жилым домам.
Административный истец, заинтересованные лица в суд не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - 218 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 21 сентября 2020 года Тавабилов Т.Ф. обратился в УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 956 кв.м для организации детской площадки с приложением схемы расположения земельного участка.
30 ноября 2020 года решением №2292 УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ разрешило Тавабилову Т.Ф. использование земель с условным номером № по адресу: <адрес>, площадью 956 кв.м для организации детской площадки сроком на 5 лет. Тавабилову Т.Ф. указано на обязанность выполнить требование, предусмотренное ст.39.35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в случае, если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель, а также возможность досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земель физическому или юридическому лицу, предусмотренную ст.39.34 ЗК РФ.
30 декабря 2020 года решением №2646 УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ признало утратившим силу решение УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ №2292 от 30 ноября 2020 года «О выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена», принимая во внимание акт смотра и установления фактического использования земельного участка №/о от 25 декабря 2020 года.
18 января 2021 года УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ направило Тавабилову Т.Ф. письмо о принятии решения №2646 УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ от 30 декабря 2020 года, с указанием прекратить проведение земельных работ и привести территорию в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Нормами статьи 39.33 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.3 ст.39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 26 которого предусмотрено размещение спортивных и детских площадок.
Постановлением Правительства РБ от 16 августа 2018 года N 393 утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан либо муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан, согласно нормам которого объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа (далее - решение об использовании) или договора о размещении объекта, заключенного с уполномоченным органом (далее - договор о размещении).
Уполномоченными органами являются: по землям или земельным участкам, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан, - республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный в области земельных отношений; по землям или земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, а также по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, - орган местного самоуправления Республики Башкортостан, уполномоченный на предоставление земельных участков (п.3).
Договор о размещении либо решение об использовании заключается (выдается) на срок: для объектов, указанных в пунктах 4, 4.1, 8 - 10, 12 - 22, 25 - 30 перечня, - на срок, указанный заявителем, но не более чем на 5 лет.
Использование земель или земельных участков прекращается в том числе в случае, если земли или земельные участки по целевому назначению не используются или используются с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт «г» пункта 19 Порядка).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Тавабиловым Т.Ф. на земельном участке в декабре 2020 года – январе 2021 года возведена спортивная площадка (хоккейная коробка).
Требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации установлены Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (вместе с "ТР ЕАЭС 042/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок"), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года N21, им дано понятие детской игровой площадки – это специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя соответствующие оборудование и покрытие.
Спортивно-функциональные требования к проектированию массовых типов открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений предусмотрены СП 31-115-2006 "Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения".
Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27 декабря 2019 года утверждены методические рекомендация по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, согласно которым на общественных и дворовых территориях населенного пункта могут размещаться, в том числе, следующие виды площадок: детские игровые площадки; инклюзивные детские игровые площадки, инклюзивные детские спортивные площадки, предусматривающие возможность для игр, в том числе совместных, детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - инклюзивные спортивно-игровые площадки); детские спортивные площадки; спортивные площадки, в том числе многофункциональные спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа, а также площадки для выполнения нормативов ГТО (далее - спортивные площадки); инклюзивные спортивные площадки, предусматривающие возможность для занятий физкультурой и спортом взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - инклюзивные спортивные площадки); спортивные комплексы для занятий активными видами спорта; спортивно-общественные кластеры; площадки воздушно-силовой атлетики (далее - площадки ВСА).
В условиях существующей малоэтажной застройки рекомендуется создание комплексов из детских игровых, детских спортивных и спортивных площадок на территориях общеобразовательных организаций для использования населением близлежащих домов (п.3.8 рекомендаций).
ГОСТ Р 56199-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2014 N 1459-ст) установлено, что открытое спортивное сооружение: плоскостной объект спорта открытого типа, имеющий соответствующие пространственно-территориальные характеристики, разметку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
ГОСТами предусмотрены требования к оборудованию детских и спортивных площадок, в том числе хоккейных площадок.
Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что к детским и спортивным площадкам предъявляются разные требования к размещению и безопасности, они относятся к различным объектам инфраструктуры застройки населенных пунктов.
Поскольку Тавабилову Т.Ф. разрешение выдано именно на размещение детской, а не спортивной площадки, а им вопреки этому на предоставленном земельном участке размещена спортивная (хоккейная) площадка, ответчиком правомерно принято оспариваемое решение, поскольку земельный участок использован не по целевому назначению.
Нецелевое использование подтверждается актом осмотра земельного участка от 25 декабря 2020 года, согласно которому на огороженном земельном участке с кадастровым номером № площадью 956 кв.м, производились земляные работы. На данный участок выдавалось разрешение на использование №2292 от 320.11.2020 Тавабилову Т.Ф. для организации детской площадки. Приложены схема участка, фототаблица, жалобы граждан. Из фото, приложенных к акту, следует, что паспортом объекта предусмотрено строительство детской спортивной площадки. Объявлением указано на закупку хоккейной коробки для площадки.
В судебном заседании допрошена свидетель Кондратьева Н.В., которая показала, что при проведении осмотра присутствовал только сотрудник-мужчина, а не женщина. На момент осмотра на участке ничего не находилось, кроме металлических столбов и сетки-рабицы. Впоследствии установлена хоккейная коробка с металлическими ограждениями.
Показания свидетеля о том, что осмотр проводил мужчина, не опровергает то обстоятельство, что истцом установлена спортивная, а не детская площадка, что также не оспаривается самим истцом. Административным истцом в дело представлена копия договора подряда на установку ледовой коробки в <адрес> от 15 декабря 2020 года, заключенного между Тавабиловым Т.Ф. и Гущиным Е.Р., акт сдачи-приемки работ от 29 декабря 2020 года, платежные документы.
Довод стороны истца о том, что дорога (проезд) от <адрес> до <адрес> не предусмотрена проектом планировки территории, красные линии не проходят, не влияет на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что действиями, решениями ответчика права и законные интересы истца не нарушены, решение о признании утратившим силу разрешения на предоставление земельного участка обосновано, принято в пределах полномочий, иное противоречило бы требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Тавабилова Т.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №2646 от 30 декабря 2020 года незаконным, обязании устранить нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья Шакирова Г.Р.