ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3108/20 от 04.08.2020 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-3108/2020

Поступило в суд 30.07.2020 года

№...

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 августа 2020г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,

при секретаре судебного заседания Чебаковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Главе администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным и отмене решения 51-й сессии совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ№... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва».

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения 51-й сессии совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ№... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва». Свои требования обосновал тем, что пунктом 5 статьи 9 Устава Толмачевского сельсовета Новосибирского района предусмотрено, что выборы депутатов проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по трем избирательным округам: двум одномандатным избирательным округам, одному восьмимандатному избирательному округу. В соответствии с п.1 ст.19 Устава Толмачевского сельсовета совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вместе с тем, избирательные округа и количество избираемых депутатов, установленные Уставом Толмачевского сельсовета, на момент объявления выборов депутатов Совета депутатов Толмачевского сельсовета не соответствуют требованиям законодательства.

Численность депутатов представительного органа поселения согласно ч.6 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного данным федеральным законом, с учетом численности населения муниципального образования. Численность депутатов представительного органа поселения не может быть менее 15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек.

Проверкой установлено, что согласно сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ численность населения Толмачевского сельсовета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 392 человек.

В нарушение вышеуказанных требований Федерального закона и в соответствии с п.1 ст.19 Устава Толмачевского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ состоятся выборы по избранию шестого созыва депутатов Толмачевского сельсовета в количестве 10 депутатов по трем избирательным округам: двум одномандатным избирательным округам, одному восьмимандатному избирательному округу.

Проведение ДД.ММ.ГГГГ муниципальных выборов по избранию шестого созыва депутатов Толмачевского сельсовета в количестве 10 депутатов по трем избирательным округам: двум одномандатным избирательным округам, одному восьмимандатному избирательному округу приведет к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец- прокурор Новосибирского района Новосибирской области – фио 1 административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административных ответчиков – Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Главы администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области фио 3 административные исковые требования не признал. В обоснование возражений административных ответчиков указано, что Совет депутатов Толмачевского сельсовета является представительным органом, в полномочия которого входит назначение муниципальных выборов согласно ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В силу этого, Совет депутатов должен был принять решение о назначении муниципальных выборов в период с 14 по 24 июня 2020 года.

В период подготовки к сессии Советом депутатов были направлены запросы в Территориальный орган федеральной статистики по Новосибирской области. Из полученных ответов следует, что численность населения Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в количестве 10 392 чел. является примерной, официальной считается численность населения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая составляла 9 456 чел. Сведения о численности населения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ могли быть получены не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Процедура созыва сессии была соблюдена.

В соответствии со ст. 13 регламента Совета депутатов Толмачевского сельсовета все депутаты были оповещены о созыве сессии за 2 дня, им были направлены повестка дня и проекты решений.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание 51-я сессий Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на котором было принято решение №... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области».

В работе сессии приняли участие 8 депутатов Толмачевского сельсовета, за принятие оспариваемого решения проголосовали 6 депутатов, 2 депутата проголосовали против.

Процедура проведения сессии была соблюдена.

Принятое решение согласно ст.3 Устава было опубликовано в Специальном выпуске газеты «Приобская правда» от ДД.ММ.ГГГГ№... (1582).

Таким образом, при принятии оспариваемого решения, Советом депутатов были соблюдены все требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа на принятие такого решения; б) форму и вид, в которых представительный орган вправе принимать эти решения; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления их в силу.

Нормативными актами, регулирующими избирательные отношения, являются уставы муниципальных образований (п. 1 ст. 1 ФЗ № 67-ФЗ). Аналогичное прямое указание на уставы муниципальных образований содержится и в п. 9 ст. 2 этого Закона.

Количество депутатов Толмачевского сельсовета установлено п.1 ст. 19 Устава Толмачевского сельсовета и составляет 10 человек.

Устав в данной редакции действовал на момент принятия оспариваемого решения. Положения ст. 19 Устава не оспорены, не признаны недействительными в установленном порядке. Таким образом, решение Совета депутатов Толмачевского сельсовета о назначении выборов было вынесено в соответствии с вышеуказанным Уставом и соответствует Закону.

Оценка соответствия Устава Толмачевского сельсовета Закону не входит в компетенцию районного суда, и потому не может служить в данном споре обстоятельством, подлежащим установлению.

Оснований для внесения каких-либо изменений в Устав не было.

Как следует из полученного ответа из органа статистики, информация о численности населения имеется на официальном сайте Новосибирскстата. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о численности населения в количестве, о котором говорит прокурор, не имеется.

Согласно Федеральному закону от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения является Всероссийская перепись населения, которая согласно Постановлению Правительства РФ № 1608 от 07.12.2019 (в ред. от 27.06.2020) состоится в период с 1 по 30 апреля 2021 г.

Все остальные сведения о численности населения являются расчетными и примерными, т.е. не обладают свойствами достоверной официальной информации.

На сайте Росстата опубликован бюллетень "Численность населения РФ по муниципальным образованиям на 01.01.2020", согласно которому численность населения в сельском поселении Толмачевский сельсовет составляет 10 392 человека. В предисловии к бюллетеню указано, что в нем "приведены данные оценки численности постоянного населения на 1 января 2020 года. Оценка численности населения - примерное определение числа жителей территории в период между переписями населения". (Выписка из бюллетеня прилагается)

Следовательно, содержащиеся в нем сведения не могут явиться основанием для внесения изменений в Устав Толмачевского сельсовета.

Полагает, что оспариваемое решение не нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, и оснований, предусмотренных ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, для удовлетворения рассматриваемого иска не имеется.

Административный ответчик – глава администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Захаров Н.Н., который подписал оспариваемое решение, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причине неявки не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Представители заинтересованных лиц- Избирательной комиссии Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области фио 5, Территориальной избирательной комиссии фио 2 согласились с административными исковыми требованиями по основаниям, указанным прокурором Новосибирского района Новосибирской области.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации; законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения; в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании; законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Численность депутатов представительного органа поселения, городского округа, муниципального района согласно частям 6 и 7 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного данным федеральным законом, с учетом численности населения муниципального образования.

Так, численность депутатов представительного органа поселения, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее, в том числе, 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек. (часть 6 статьи 35 названного Федерального закона).

Таким образом, в частях 2 и 3 статьи 23, частях 6-8 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержатся отсылки к уставу муниципального образования, в котором предусматриваются сроки назначения представительным органом местного самоуправления муниципальных выборов, устанавливается количество депутатов представительного органа и та избирательная система, которая применяется при проведении выборов этого органа в данном муниципальном образовании.

Статьей 19 Устава Толмачевского сельсовета, принятого Решением 42-ой сессии Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области пятого созыва от 22.03.2019 № 185, установлено, что представительным органом сельского поселения является Совет депутатов, численность депутатов которого составляет 10 человек, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание 51-й сессии совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на котором принято оспариваемое решение №... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва», в соответствии с которым на ДД.ММ.ГГГГг. назначены муниципальные выборы по избранию шестого созыва депутатов Толмачевского сельсовета в количестве 10 депутатов по трем избирательным округам: двум одномандатным избирательным округам, одному восьмимандатному избирательному округу.

Такая численность депутатов соответствует положениям ст.19 Устава Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Решение принято Советом депутатов по предмету ведения органа местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством.

Соблюдение формы, процедуры принятия оспариваемого решения, правил введения его действие административным истцом не оспаривались. Судом процедурных нарушений не установлено.

При таких обстоятельствах решение является законным.

Доводы административного иска о том, что указанная норма Устава (ст.19) не соответствует положениям статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", юридического значения для настоящего спора не имеют.

Вопросы законности Устава предметом настоящего иска не являются.

Изменение численности населения муниципального образования в соответствии с официальными статистическими данными может являться юридическим фактом, дающим основание для внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования, но не является основанием для изменения нормы представительства при назначении выборов, которая подлежит определению в соответствии с Уставом. Поскольку изменения в статью 19 Устава на момент принятия оспариваемого решения внесены не были, положения Устава в этой части не оспорены, недействительными не признаны, оснований для вынесения решения о назначении выборов в количественном составе депутатов 15 человек, а не 10, как предусмотрено Уставом, не имелось.

Доводы административного истца о том, что в Новосибирском областном суде оспаривается законность статьи 19 Устава о количественном составе депутатов, также не влияют на существо рассматриваемого дела. Согласно ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Таким образом, даже в случае внесения в устав сельского поселения изменений, касающихся количества депутатов, применяться они до окончания полномочий действующего представительного органа муниципального образования не смогут, и не повлияют на назначенные действующим в настоящее время представительным органом выборы.

В силу ч.1 ст.61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу требований части 1 статьи 62 КАС РФ административный истец по делам о защите избирательных прав обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, поскольку иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам этой категории не предусмотрен названным кодексом.

Суд считает, что административным истцом не приведено доказательств нарушения административными ответчиками принятием оспариваемого решения избирательных прав неопределенного круга лиц, так как это решение принято в соответствии с положениями Устава, определяющего численность депутатов на выборах. Данные статотчетности, свидетельствующие об увеличении численности населения на момент, предшествующий выборам, без внесения изменений в Устав, не влияют на пропорцию представительства на выборах, а, как уже было указано выше, могут явиться только основанием для внесения изменений в Устав.

В связи с изложенным, оснований, предусмотренных ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, для удовлетворения рассматриваемого иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 239 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 5 дней с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2020.

Судья- О.Г.Семенихина