Дело № 2а-310/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2019 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № по <адрес> обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что в соответствии со ст. 19, 23 п. 1 НК РФ ФИО1 ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является налогоплательщиком имущественных налогов и согласно ст. 45 НК РФ обязана ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки.
По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу за 2017 год и налогу на имущество за 2017 год, согласно налоговому уведомлению № 55426695 от 28.08.2018 года.
Расчет (перерасчет) налога: «Налоговый период», «Налоговая ставка», «Количество месяцев», за которые производится расчет, перерасчет к году - указаны в налоговом уведомлении.
Расчет налога на имущество произведен в следующей последовательности: налоговая база (кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость) умножена на ставку налога, разделена на количество месяцев в году и умножена на количество месяцев владения.
Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Начисление пеней произведено в следующем порядке, сумма неуплаченного налога, умножена на ставку рефинансирования установленную Центральным банком РФ и умножена на количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов (дни исчисляются с установленного срока уплаты по дату направления требования).
Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пеней явилось основанием для направления в адрес ФИО1 в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени № 2112 от 30.01.2019 года в котором налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до 13.03.2019 года.
В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления, требование ответчиком не исполнено, задолженность по налогу и пени на имущество физических лиц, земельному налогу составила 92886 рублей 26 копеек.
Просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2017 год в сумме 91420 рублей 00 копеек и пени 1336 рублей 26 копеек, всего 92756 рублей 26 копеек; задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 130 рублей 00 копеек.
Административные истец и ответчик о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на административный иск ответчик ФИО1 указала, что ей не ясно за какое имущество необходимо уплатить налог, не указан кадастровый номер, площадь и объект имущества. Полагает, что административный истец, не учитывая имущественное и материальное положение должника, предпринимает действия по взысканию налогов, чем злоупотребляет своим правом и ухудшает её положение. Её ежемесячный доход с учетом нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка составляет менее установленной величины прожиточного минимума, использовать находящееся в собственности имущество, она не может, ввиду наложения на него судебным приставом-исполнителем запрета на совершение действий по регистрации. В связи с чем, она находится в трудной жизненной ситуации и не в состоянии оплачивать налоги. Просила в удовлетворении административного иска отказать, дело рассмотреть в её отсутствие.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом, их явка в судебное заседание обязательной судом не признана, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4).
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренныхзаконодательством РФо налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу ч.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 2 ст.409 НК РФ налог на имущество физических лиц, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Судом установлено, что на имя ответчика ФИО1 зарегистрировано следующее имущество: объект незавершенного строительства с кадастровым номером 28:11:011260:235 (водозаборная скважина), адрес места нахождения: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером 28:11:011201:7, адрес места нахождения: <адрес>; жилое помещение с кадастровым номером 28:11:000000:2647, адрес места нахождения: <адрес>; жилое помещение с кадастровым номером 28:11:000000:2645, адрес места нахождения: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером 28:11:011201:13, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером 28:11:000000:2169, расположенный по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером 28:11:000000:2646, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с налоговым законодательством ответчик ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно налоговому уведомлению № 55426695 от 28.08.2018 ФИО1 выставлены к уплате в срок до 03.12.2018: земельный налог за 2017 год в размере 91420 рублей; налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 130 рублей.
Списком почтовых отправлений № 69440 от 25.09.2018 подтверждено, что административному ответчику по адресу места жительства было направлено налоговое уведомление на уплату налогов.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 363 НК РФ ФИО1 была уведомлена о необходимости оплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц. Доказательств оплаты данных налогов материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с тем, что административным ответчиком ФИО1 обязанность по уплате земельного налога самостоятельно исполнена не была, 19.02.2019 года в адрес налогоплательщика ФИО1, МИФНС направлено требование № 2112 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 30.01.2019 года: по земельному налогу за 2017 год в размере 91420 рублей 00 копеек и суммы начисленных на основании ст. 75 НК РФ пеней за несвоевременную уплату налога в размере 1336 рублей 26 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 130 рублей 00 копеек, со сроком погашения задолженности до 13 марта 2019 года.
Данное требование административным ответчиком не исполнено.
Определением мирового судьи Амурской области по Бурейскому районному судебному участку № 1 от 20 июня 2019 года, судебный приказ № 2а-1014/19 от 05 июня 2019 года о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 2 по Амурской области задолженности по налогам в сумме 92886 рублей 26 копеек, отменен, так как от должника поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.
Представленные административным истцом в подтверждение требований доказательства суд находит достаточными, достоверными, а расчет взыскиваемых сумм обоснованным. Доказательств уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц административным ответчиком ФИО1 суду не представлено.
Предусмотренный ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом соблюден.
С учетом вышеизложенного, суд находит требования административного истца о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц законными и подлежащими удовлетворению и полагает необходимым взыскать с ответчика земельный налог за 2017 год в размере 91420 рублей 00 копеек и суммы начисленных на основании ст. 75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога в размере 1336 рублей 26 копеек, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 130 рублей 00 копеек.
Довод административного ответчика ФИО1 о том, что налоговым органом не указано за какое имущество необходимо уплатить налог, не указан кадастровый номер, площадь и объект имущества, суд находит несостоятельным. Поскольку, как следует из налогового уведомления № 55426695 от 28.08.2018 в нем содержится информация о видах налога, подлежащего оплате, расчет по каждому из видов налога, а также сведения об имуществе, облагаемом налогом, в том числе кадастровый номер и кадастровая стоимость, налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, количество месяцев владения имуществом и сумма исчисленного налога.
Из доводов административного ответчика следует, что ФИО1 не в состоянии оплачивать земельный налог, поскольку на имущество, ей принадлежащее, постановлением судебного пристава-исполнителя наложен запрет на совершение действий по регистрации, в связи с чем она ограничена в праве свободного использования имущества и получения каких-либо доходов от его использования. При таких обстоятельствах, она, по мнению административного ответчика, находится в трудной жизненной ситуации и не может оплачивать налоги.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области от 01.02.2017, в отношении должника ФИО1 по сводному исполнительному производству (задолженность по кредитным платежам) объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении: земельного участка с кадастровым номером 28:11:011201:13, расположенного в <адрес>; земельного участка с кадастровым номером 28:11:011201:7, расположенного в <адрес>; объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 28:11:000000:1233, расположенного в <адрес>; объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 28:11:011260:235, расположенного в <адрес>; земельного участка с кадастровым номером 28:11:000000:2169, расположенного по адресу <адрес>.
В качестве обоснования доводов административного ответчика о нахождении её в тяжелом материальном положении ФИО1 приобщены к материалам дела: справка МКУ Центра ГО ЧС Бурейского района № 96 от 31.07.2019 о том, что она работает в должности оператора (диспетчер) системы «112» Единой дежурно-диспетчерской службы с 24.04.2019 по настоящее время, по постановлению об обращении взыскания на заработную плату к ИП № 4987/16/28006-СД от 06.11.2018 за период с апреля 2019 по июль 2019, удержанные денежные средства составляют 17760,50 рублей; справка о среднем совокупном доходе в месяц № 13 от 31.07.2019, который составляет 16698,17 рублей; справка о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год; справка администрации Малиновского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о гражданах зарегистрированных совместно с административным ответчиком (дочь ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения); заявление об уменьшении размера удержаний из заработной платы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов.
Предусмотренное указанными статьями правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
Судом установлено, что земельные участки, принадлежащие административному ответчику на праве собственности, не подлежат исключению из объектов обложения земельным налогом, поскольку не являются изъятыми из оборота в соответствии со ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации и признаются объектом обложения земельным налогом.
По земельному налогу с налогового периода 2017 года введена федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться землевладельцы следующих категорий: пенсионеры, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик ФИО1 к землевладельцам, обладающим льготой по земельному налогу, не относится, соответствующих доказательств материалы дела не содержат. С соответствующим заявлением о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в налоговый орган не обращалась.
Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, лица, обладающие земельными участками, на которые введен запрет регистрационных действий, в данный перечень не включена.
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, представляющая собой исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, которые вытекают из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, а их введение относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и др.). При этом налогоплательщик не может произвольно применять налоговую ставку (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 372-О-П).
При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на тяжелое материальное положение, а также на невозможность использования земельных участков ввиду наложения на них запрета на регистрационные действия и как следствие неполучение прибыли, как на основание освобождения от уплаты имущественных налогов, являются несостоятельными, административный ответчик не вправе претендовать на освобождение от уплаты налога.
Довод административного ответчика ФИО1 о том, что административный истец не учитывая имущественное и материальное положение должника, предпринимает действия по взысканию налогов, чем злоупотребляет своим правом и ухудшает её положение, суд находит необоснованным.
Право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога и пеней, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотрено ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что административный ответчик не исполнила, в установленный законом срок, обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, МИФНС России № 2 по Амурской области правомерно подано настоящее административное заявление. При таких обстоятельствах, злоупотребления правом со стороны административного истца не установлено.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы.
При подаче в суд данного административного иска, истец – налоговый орган на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины. С учетом удовлетворения иска в полном объеме, учитывая, что ответчик ФИО1 не освобождена от уплаты государственной пошлины, то с нее надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2986 рублей 58 копеек, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, от уплаты, которой истец был освобожден.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области задолженность по земельному налогу за 2017 год в сумме 91420 рублей 00 копеек и пени в сумме 1336 рублей 26 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 130 рублей 00 копеек, всего налогов и пени на сумму 92886 (девяносто две тысячи восемьсот восемьдесят шесть) рублей 26 копеек.
Перечисления производить по реквизитам: № 40101810000000010003 в БИК: 041012001 Отделение Благовещенск, УФК по Амурской области (Межрайонная ИФНС РФ № 2 по Амурской области ИНН <***>)
для земельного налога КБК 18210606043101000110, код ОКАТО (ОКТМО) 10615432;
для пени по земельному налогу КБК 18210606043102100110, код ОКАТО (ОКТМО) 10615432;
для налога на имущество физических лиц КБК 18210601030101000110, код ОКАТО (ОКТМО) 10615432.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Бурейского муниципального района судебные расходы, - государственную пошлину в размере 2986 (две тысячи девятьсот восемьдесят шесть) рублей 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха