ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3112/2023 от 28.07.2023 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 июля 2023 года г.Рязань

Московский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующей судьи Сазоновой Л.Б.,

с участием помощника прокурора Московского района г.Рязани Кабочкиной И.Н.,

при секретаре Комаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску № 2а-3112/2022 (УИД: 62RS0002-01-2023-002503-67) прокурора Московского района г.Рязани, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства города Администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Московского района г.Рязани, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к Управлению благоустройства города Администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в частности паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В ходе проведения проверки установлено, что управление благоустройства города администрации г. Рязани не осуществляет оценку технического состояния и проведение паспортизации и оформления технического паспорта, являющегося единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений и необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138).

Отсутствие изготовленного кадастрового и технического паспорта на автомобильную дорогу, искусственную неровность создает угрозу безопасности дорожного движения.

Таким образом, административным ответчиком нарушаются требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Оценка технического состояния автомобильной дороги создаст условия, обеспечивающие достойную жизнь жителей города Рязани, решит множество проблем, даст преимущественное право пешеходам, заставит водителей ограничить скорость движения, тем самым избежать дорожно-транспортные происшествия, в том числе с несовершеннолетними, которые с каждым годом увеличиваются.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Управления благоустройства города Администрации г.Рязани, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138); обязать Управление благоустройства города Администрации г.Рязани провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138); в соответствии со ст. 187 КАС РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Рязани Кабочкина И.Н. административные исковые требования поддержала и просила обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 01.01.2024 года.

Представитель административного ответчика - Управления благоустройства города Администрации г.Рязани в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил суд установить срок для проведения паспортизации дороги - до 01.01.2024 года, просил рассмотреть дело без его участия.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора Московского района г.Рязани Кабочкину И.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административной судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст.ст.45, 46 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.

В силу ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года, № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию преводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, на собственниках автомобильных дорог лежит обязанность по производству их паспортизации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст введен в действие «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», действие которого распространяется на автомобильные дороги общего пользования, устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.

В силу п.п. 4.2.1, 4.2.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Техническая инвентаризация автомобильных дорог проводится с целью учета всех капитальных и некапитальных объектов, элементов дорожной инфраструктуры и зеленых насаждений для последующей паспортизации объекта дорожного хозяйства. На основании собранных в ходе инвентаризации сведений изготавливается паспорт объекта дорожного хозяйства (далее - ОДХ).

Инвентаризация дорог местного значения в регионах проводится согласно Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтрансстроя от 2 августа 1982 г. № 181.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.

Постановлением администрации города Рязани от 29.11.2016 № 5187 утвержден уточненный перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования -городской округ город Рязань, в который входит улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138).

Согласно «Положению об управлении благоустройства города администрации города Рязани», утв. решением Рязанской городской Думы от 26.03.2015 № 72-П, в г. Рязани осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; организация содержания, ремонта, строительства объектов внешнего благоустройства города относится к полномочиям управления благоустройства города администрации города Рязани, которое обладает правами юридического лица.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в частности паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138).

В ходе проведения проверки установлено, что управление благоустройства города администрации г. Рязани не осуществляет должного контроля по несению бремени содержания вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования местного значения, в том числе путем оценки технического состояния и проведения паспортизации и оформления технического паспорта, являющегося единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений и необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения.

Стороной административного ответчика данные обстоятельства не оспаривались и подтверждаются копией ответа начальника Управления благоустройства города администрации г. Рязани от 26.06.2023 года.

Как следует из материалов дела, оценка технического состояния и проведение паспортизации и оформления технического паспорта дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138) административным ответчиком не устранены до настоящего времени.

Оценивая в совокупности указанное выше, суд приходит к выводу, что административный ответчик - Управление благоустройства города Администрации города Рязани осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения с нарушением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Невыполнение вышеперечисленных требований законодательства может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц. Отсутствие изготовленного кадастрового и технического паспорта на автомобильную дорогу, искусственную неровность создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни, здоровью, имуществу населения, ущемляет права неопределенного круга лиц на безопасные условия пользования автомобильным транспортном, представляет опасность для участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, на безопасное передвижение по данной дороге.

На улицах, по которым проходит дорога, имеются центры, образовательные учреждения, магазины, которые посещает неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что административные исковые требования прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города Администрации города Рязани законны и подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что срок исполнения указанных действий, указанный административным ответчиком – до 01.01.2024 года является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Московского района г.Рязани, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства города Администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления благоустройства города Администрации г.Рязани, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138).

Обязать Управление благоустройства города Администрации г.Рязани в срок до 01 января 2024 года провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Западная г. Рязани, протяженностью 1123 м (индикационный номер 61-401 ОП МГ 138).

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года.

Судья/подпись/

Копия верна: Судья Л.Б. Сазонова