Дело № 2а-3113/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Бирюк О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
23 сентября 2019 года
административное дело по административному иску ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска к Лихоткину Игорю Александровичу о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска обратился в суд с административным иском к административному ответчику Лихоткину И.А., указав, что ответчик является плательщиком транспортного налога, также налога на доходы физических лиц. Административный ответчик не исполнил свою обязанность по оплате транспортного налога за 2016 г. в размере 1635 руб. и в связи с несвоевременной уплатой налога были начислены пени в размере 30,84 руб. Также административный истец указал, что Лихоткин И.А. в 2017 году получил доход от прощенного долга по кредиту, выданному <данные изъяты> что явилось основанием для начисления ему налога на доходы физических лиц в размере 5293 руб. Кроме того, в отношении Лихоткина И.А. имеется решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.12.2016 г., назначен штраф в размере 1000 руб., который также не оплачен.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 02.08.2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 1635 руб., со сроком оплаты до 01.12.2017 г., однако Лихоткин И.А. добровольно налог не уплатил.
По состоянию на 12.02.2018 г. было выставлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 1635 руб., пени в размере 30,84 руб., в срок до 03.04.2018 г.
Кроме того, по состоянию на 06.12.2018 г. было выставлено требование № об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 5293 руб., в срок до 26.12.2018 г.
Также, по состоянию на 23.01.2017 г. было выставлено требование № об уплате штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 1000 руб., в срок до 10.02.2017 г.
Добровольно недоимки не погашены.
Ранее выданный судебный приказ от 07.03.2019 г. о взыскании с Лихоткина И.А. указанных сумм, отменен определением мирового судьи от 08.04.2019 года.
Административный истец просит взыскать с Лихоткина И.А. недоимку по транспортному налогу за 2016 г. в размере 1635 руб., пени в размере 30,84 руб., недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 5293 руб., штраф в размере 1000 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Асланян Л.Н. (по доверенности) доводы административного иска поддержала.
Административный ответчик Лихоткин И.А. в судебном заседании также участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с административным иском не согласился, указав, что считает незаконным привлечение его к ответственности за налоговое правонарушение, т.к. по вызову в налоговый орган в качестве свидетеля он не явился в связи с занятостью на работе, об уважительной причине инспекцию не уведомил. Также пояснил, что решением суда от апреля 2015 г. на автомобиль, за который выставляется транспортный налог за 2016 г., было обращено взыскание за долги перед <данные изъяты>), автомобиль был реализован в декабре 2017 г., однако после вынесения решения суда у него транспортное средство забрали, следовательно, транспортный налог платить не должен. Также указал, что он брал кредит в <данные изъяты>», не рассчитался своевременно, взыскана ли с него задолженность перед кредитной организацией, не знает, его никто не беспокоит. Считает незаконным взыскание с него налога на доходы физических лиц, т.к. в любое время <данные изъяты>» может взыскать с него долг.
Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица <данные изъяты>, своего представителя в суд не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменном ответе на запрос суда представитель заинтересованного лица Антонов В.Г. указал, что на данный момент <данные изъяты>» осуществляется передача аннулирующих справок 2-НДФЛ, копии которых будут направлены в адрес суда после получения подтверждения из ИФНС. Направление декларации в налоговый орган о наличии у Лихоткина И.А. дохода было ошибочным.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон судебного разбирательства.
Исследовав имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ; в силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пункты 1, 7, 9).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ «О транспортном налоге» уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В судебном заседании установлено, что Лихоткин И.А. до 12.12.2017 г. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, что подтверждается сведениями МОТН и РАС ГИБДД о транспортных средствах, соответственно, является плательщиком транспортного налога за 2016 г.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 224 п. 2 абз. 3 предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов: …процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 настоящего Кодекса.
Размер материальной выгоды будет определяться как превышение суммы процентов за пользование кредитными средствами, исчисленными исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, от суммы процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Возникновение налогооблагаемого дохода (в виде материальной выгоды) накладывает на административного ответчика обязательства по уплате налога на НДФЛ в соответствии со ст. ст. 228, 229 НК РФ.
В данной ситуации выступает в качестве налогового агента по правилам, установленным п. 1 ст. 24 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, от которых или в результате отношения с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Судом установлено, что об исчисленной, но не удержанной сумме налога с суммы списанного долга, <данные изъяты>», в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ, было направлено соответствующее уведомление в налоговый орган, а также справка о доходах физического лица за 2017 г. с указанием кода дохода «2611» - сумма списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации (Приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов") и исчисленной суммы налога в размере 5293 руб.
Также установлено, что за заемщиком Лихоткиным И.А. числилась задолженность по договору займа № от 05.02.2016 г. в размере 40711 рублей 90 копеек. Задолженность в полном объеме была списана с баланса <данные изъяты>». Дата списания с баланса организации безнадежного долга физического лица признается датой получения им облагаемого НДФЛ дохода только в том случае, если эти организация и физическое лицо взаимозависимы. В настоящем случае, безнадежный долг с баланса организации по договору займа списан не по взаимозависимым лицам, т.к. ни одно условие по признанию взаимозависимости физических ли заемщиков и <данные изъяты>», согласно ст. 105.1 НК РОФ, не выполнено. На данный момент кредитной организацией осуществляется передача аннулирующих правок 2-НДФЛ.
Таким образом, оснований для направления сведений о получении Лихоткиным И.А. дохода по форме 2-НДФЛ у <данные изъяты>» не было. В связи с чем, <данные изъяты>» и направил уточненную налоговую декларацию в отношении административного ответчика.
Следовательно, в удовлетворении административного иска в части взыскания налога на доходы физических лиц с Лихоткина И.А., следует отказать.
Кроме того, право налогового органа вызвать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, установлены пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом; вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (подпункт 12 пункта 1 статьи 31, пункт 3 статьи 90 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В силу п. 10 ст. 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Так, из решения № от 23.12.2016 г. следует, что на основании поручения Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края от 16.09.2016 № о проведении допроса свидетеля Лихоткина И.А., в соответствии со ст. 90 НК РФ ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска была направлена повестка от 19.08.2016 № о вызове свидетеля для дачи показаний.
Повестка направлена по почте заказным письмом с простым уведомлением по адресу места жительства Лихоткина И.А., не получена (вернулся конверт с отметкой «истёк срок хранения»).
22.09.2016 Лихоткин И.А. о вызове 11.10.2016 к 11:00 для дачи пояснений уведомлен по телефону, что подтверждается записью в журнале регистрации телефонограмм №.
В назначенное время Лихоткин И.А. не явился и не уведомил налоговый орган об уважительных причинах неявки.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 128 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного, Лихоткиным И.А. совершено противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 128 НК РФ.
Факт нарушения законодательства о налогах и сборах выявлен 01.11.2016, Лихоткин И.А. привлечён к ответственности по ст. 128 НК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
В силу п. 2 и 3 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах…. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Пунктом 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Установлено, что Лихоткину И.А. было направлено налоговое уведомление № от 02.08.2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 1635 руб., со сроком оплаты до 01.12.2017 г. (л.д. 17), однако Лихоткин И.А. добровольно налог не уплатил.
В связи с чем, по состоянию на 12.02.2018 г. ему было выставлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 1635 руб., пени в размере 30,84 руб., в срок до 03.04.2018 г. (л.д. 14).
Кроме того, по состоянию на 23.01.2017 г. Лихоткину И.А. было выставлено требование № об уплате штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 1000 руб., в срок до 10.02.2017 г. (л.д. 21).
Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Применяя положения ст. 48 НК РФ (сумма недоимки по штрафу изначально по первому требованию № не превысила 3000 руб.; превысила сумма 3000 руб. после выставления и неоплаты по требованию № - дата оплаты до 26.12.2018 г.) налоговый орган правомерно лишь в марте 2019 г. обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа. Так, 07.03.2019 г. на основании заявления ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска был выдан судебный приказ о взыскании с Лихоткина И.А. транспортного налога, налога на доходы физических лиц, штрафа.
Определением мирового судьи судебного участка № 113 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 08.04.2019 г. судебный приказ о взыскании с Лихоткина И.А. недоимок, пени, был отменен.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган своевременно (05.07.2019 г.) обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Лихоткина И.А. задолженности.
Доказательств добровольного исполнения обязательств по уплате транспортного налога, штрафа, административным ответчиком суду не представлено.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога исполнена не была, у административного истца возникло право на начисление ответчику пени.
Проверив представленный расчет, суд, соглашается с ним, доказательств, опровергающих расчет пени, суду не представлено, возражений не заявлено.
С учетом изложенного, административное исковое заявление ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска в части взыскания с Лихоткина И.А. недоимки по транспортному налогу, пени, штрафа, подлежит удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ с ответчика Лихоткина И.А. в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лихоткина Игоря Александровича (ИНН №), проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции ФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в размере 1635 руб., пени в размере 30,84 руб., штраф в размере 1000 руб.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Лихоткина Игоря Александровича в доход бюджета города Омска госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья О.В. Котельникова