Дело № 2а-3114/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 11 мая 2018 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
Судьи Моркеля А.С.,
при секретаре Астанаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Козлов И.А. к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска о признании решения муниципального органа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Козлов И.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> о признании решения муниципального органа незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец лично обратился в муниципальный орган с письменным заявлением о предоставлении в аренду за плату следующих земельных участков: расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый квартал №, южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; РХ, <адрес>, рп. Черемушки, кадастровый квартал №, южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал №, севернее земельного участка с кадастровым номером № и южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал №, севернее земельного участка с кадастровым номером № и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта». К данным заявлениям административный истец приложил все необходимые копии документов и выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта».ДД.ММ.ГГГГ муниципальный орган вынес решение № по результатам рассмотрения заявлений административного истца, которым возвратил поданное заявление и указал, что заявление не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, а также не приложены к заявлениям документы, предоставляемые в соответствии с п.2 данной статьи. Данное решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим права и интересы административного истца, поскольку административный истец обратился в муниципальный орган в порядке ст.39.18 ЗК РФ, а не по ст. 39.17 ЗК РФ. Сам административный истец в своих заявлениях указал, что обращается с заявлениями о предоставлении участков в аренду, при этом правовое основание указал как ЗК РФ, в данных заявлениях нигде и слова нет о том, что административный истец намеревался получить испрашиваемые земельные участки без проведения торгов. Заявитель считает, что оснований к отказу в предоставлении испрашиваемых земельных участков, предусмотренных п.8 ст.39.15 или ст.39.16 ЗК РФ, в настоящем случае не имеется. Просит признать решение Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное ответом с № незаконным. В целях устранения нарушений законодательства обязать Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска повторно рассмотреть по существу и направить письменные ответы на четыре заявления о предоставлении земельных участков Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ в 10-дневный срок.
Административный истец Козлов И.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания. В адрес суда представлен письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, административный иск поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г.Саяногорска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется расписка. Ранее представила письменные возражения, в которых указала, что во первых административный истец в своих заявлениях не указал норму Земельного кодекса РФ, в рамках которой ему бы хотелось получить в аренду земельный участок, а во вторых если заявитель подразумевал ст.39.18 ЗК РФ, то заявления должны были быть поданы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Полагает заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в дела, явка которых в суд обязательной не признана.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Ч. 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает решение № о ДД.ММ.ГГГГ. В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для оспаривания решения государственного органа, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пп. 15 п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам.
Согласно п. 1 указанной выше статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Пунктом 7 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно подп. 6 п. 2.1 Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска», утверждённого постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) одной из основных задачам Департамента является распоряжение земельными участками на территории муниципального образования г. Саяногорск в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Республики Хакасия, нормативными актами органов местного самоуправления.
Департамент осуществляет функции распоряжения объектами, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, в том числе, передаёт объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в аренду, в концессию, безвозмездное пользование и заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и концессионные соглашения в отношении объектов, находящимися в муниципальной собственности, в том числе земельных участков (подп. 4 п. 2.4 приведённого Положения).
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлениями о предоставлении в аренду за плату следующих земельных участков: расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый квартал №, южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал №, южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал №, севернее земельного участка с кадастровым номером № и южнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал №, севернее земельного участка с кадастровым номером № и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта».
К заявлениям в подтверждение местоположения испрашиваемых земельных участков приложены выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта», в подтверждение статуса – копии паспорта, СНИЛС, ИНН.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное руководителем ДАГН г.Саяногорска ФИО3, Козлов И.А. возвращены его заявления о предоставлении земельных участков на основании п.3 ст.39.17 ЗК РФ, поскольку данные заявления не соответствуют положениям п.1 ст. 39.17 ЗК РФ, а также к заявлениям не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 данной статьи.
Обобщая приведённые нормы права, обстоятельства дела, суд полагает, что решение о возврате заявлении принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Оспариваемое решение административного ответчика о возврате заявлении сторона истца ссылается на то, что административный истец обратился в муниципальный орган в порядке ст.39.18 ЗК РФ, а не по ст. 39.17 ЗК РФ, о чем свидетельствует отсутствие в заявлениях указания на то, что административный истец намеревался получить испрашиваемые земельные участки без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи, в частности в заявлении должны быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
В представленных заявления Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ нет ссылки на то, что он просит предоставить земельные участки без проведения торгов, то есть в порядке ст.39.17 ЗК РФ. Таким образом, ссылка административного ответчика на данную норму является необоснованной.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что у ДГАН <адрес> отсутствовали основания для возврата заявлении, предусмотренные п.3 ст. 39.17 ЗК РФ и следовательно данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в заявлениях административного истца от ДД.ММ.ГГГГ не указана норма Земельного кодекса, в рамках которой подано заявление и если заявитель подразумевал ст. 39.18 ЗК РФ, то заявления должны были быть поданы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не состоятелен, поскольку в заявлениях административного истца отсутствуют указания о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в нем указано - ИЖС, а так же содержит другую требуемую законом информацию.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Козлов И.А. к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска о признании решения муниципального органа незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате заявлении Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду за плату земельных участков.
Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, рассмотрев заявление административного истца в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Судья Моркель А.С.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 16 мая 2018 года.