ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3114/2018 от 11.05.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-3114/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан 11 мая 2018 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

Судьи Моркеля А.С.,

при секретаре Астанаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Козлов И.А. к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска о признании решения муниципального органа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Козлов И.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> о признании решения муниципального органа незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец лично обратился в муниципальный орган с письменным заявлением о предоставлении в аренду за плату следующих земельных участков: расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый квартал , южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; РХ, <адрес>, рп. Черемушки, кадастровый квартал , южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал , севернее земельного участка с кадастровым номером и южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал , севернее земельного участка с кадастровым номером и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта». К данным заявлениям административный истец приложил все необходимые копии документов и выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта».ДД.ММ.ГГГГ муниципальный орган вынес решение по результатам рассмотрения заявлений административного истца, которым возвратил поданное заявление и указал, что заявление не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, а также не приложены к заявлениям документы, предоставляемые в соответствии с п.2 данной статьи. Данное решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушающим права и интересы административного истца, поскольку административный истец обратился в муниципальный орган в порядке ст.39.18 ЗК РФ, а не по ст. 39.17 ЗК РФ. Сам административный истец в своих заявлениях указал, что обращается с заявлениями о предоставлении участков в аренду, при этом правовое основание указал как ЗК РФ, в данных заявлениях нигде и слова нет о том, что административный истец намеревался получить испрашиваемые земельные участки без проведения торгов. Заявитель считает, что оснований к отказу в предоставлении испрашиваемых земельных участков, предусмотренных п.8 ст.39.15 или ст.39.16 ЗК РФ, в настоящем случае не имеется. Просит признать решение Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное ответом с незаконным. В целях устранения нарушений законодательства обязать Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска повторно рассмотреть по существу и направить письменные ответы на четыре заявления о предоставлении земельных участков Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ в 10-дневный срок.

Административный истец Козлов И.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания. В адрес суда представлен письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, административный иск поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г.Саяногорска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется расписка. Ранее представила письменные возражения, в которых указала, что во первых административный истец в своих заявлениях не указал норму Земельного кодекса РФ, в рамках которой ему бы хотелось получить в аренду земельный участок, а во вторых если заявитель подразумевал ст.39.18 ЗК РФ, то заявления должны были быть поданы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Полагает заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в дела, явка которых в суд обязательной не признана.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Ч. 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает решение о ДД.ММ.ГГГГ. В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.

Следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для оспаривания решения государственного органа, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).

В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пп. 15 п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам.

Согласно п. 1 указанной выше статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Пунктом 7 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно подп. 6 п. 2.1 Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска», утверждённого постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) одной из основных задачам Департамента является распоряжение земельными участками на территории муниципального образования г. Саяногорск в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Республики Хакасия, нормативными актами органов местного самоуправления.

Департамент осуществляет функции распоряжения объектами, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, в том числе, передаёт объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в аренду, в концессию, безвозмездное пользование и заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и концессионные соглашения в отношении объектов, находящимися в муниципальной собственности, в том числе земельных участков (подп. 4 п. 2.4 приведённого Положения).

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлениями о предоставлении в аренду за плату следующих земельных участков: расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый квартал , южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал , южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал , севернее земельного участка с кадастровым номером и южнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта»; <адрес>, кадастровый квартал , севернее земельного участка с кадастровым номером и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 1000 кв.м., вид разрешенного использования: ИЖС, согласно прилагаемой выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта».

К заявлениям в подтверждение местоположения испрашиваемых земельных участков приложены выкопировки с портала «Публичная кадастровая карта», в подтверждение статуса – копии паспорта, СНИЛС, ИНН.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное руководителем ДАГН г.Саяногорска ФИО3, Козлов И.А. возвращены его заявления о предоставлении земельных участков на основании п.3 ст.39.17 ЗК РФ, поскольку данные заявления не соответствуют положениям п.1 ст. 39.17 ЗК РФ, а также к заявлениям не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 данной статьи.

Обобщая приведённые нормы права, обстоятельства дела, суд полагает, что решение о возврате заявлении принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Оспариваемое решение административного ответчика о возврате заявлении сторона истца ссылается на то, что административный истец обратился в муниципальный орган в порядке ст.39.18 ЗК РФ, а не по ст. 39.17 ЗК РФ, о чем свидетельствует отсутствие в заявлениях указания на то, что административный истец намеревался получить испрашиваемые земельные участки без проведения торгов.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи, в частности в заявлении должны быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

В представленных заявления Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ нет ссылки на то, что он просит предоставить земельные участки без проведения торгов, то есть в порядке ст.39.17 ЗК РФ. Таким образом, ссылка административного ответчика на данную норму является необоснованной.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что у ДГАН <адрес> отсутствовали основания для возврата заявлении, предусмотренные п.3 ст. 39.17 ЗК РФ и следовательно данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в заявлениях административного истца от ДД.ММ.ГГГГ не указана норма Земельного кодекса, в рамках которой подано заявление и если заявитель подразумевал ст. 39.18 ЗК РФ, то заявления должны были быть поданы о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не состоятелен, поскольку в заявлениях административного истца отсутствуют указания о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, в нем указано - ИЖС, а так же содержит другую требуемую законом информацию.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Козлов И.А. к Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска о признании решения муниципального органа незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате заявлении Козлов И.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду за плату земельных участков.

Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, рассмотрев заявление административного истца в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Судья Моркель А.С.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 16 мая 2018 года.