РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г. Рязань
Московский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующей судьи Сазоновой Л.Б.,
при секретаре Комаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-370/2021 (62RS0002-01-2021-004227-04) по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области о признании задолженности по налогу и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и о понуждении произвести доплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России №1 по Рязанской области о признании задолженности по налогу и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и о понуждении произвести доплату.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 19.11.2015 года по 24.02.2016 года ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП <***>. После прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 был начислен торговый сбор, уплачиваемый на территории городов федерального значения в размере 30 000 рублей со сроком уплаты 25.04.2016 года.
ФИО1 указывает, что уведомление и требование об уплате указанного сбора она не получала, о задолженности не знала и оплата ею не производилась.
В июне 2021 года ФИО1 обратилась в МИФНС России №1 по Рязанской области с заявлением о получении налогового вычета за 2020 год в сумме 11 069 рублей. Однако налоговым органом был возвращен НДФЛ частично, в размере только 9 541 рубль 50 копеек.
16.06.2021 года ФИО1 обратилась к административному ответчику с требованием о разъяснении неполного возврата НДФЛ.
Как следует из сообщения начальника МИФНС России №1 по Рязанской области ФИО2 от 18.06.2021 года, налоговым органом было принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней в сумме 1 527 рублей 50 копеек.
Только после получения указанного ответа административный истец узнала о наличии задолженности.
12.07.2021 года ФИО1 обратилась в МИФНС России №1 по Рязанской области с требованием о возврате суммы недоплаченного НДФЛ в размере 1 527 рублей 50 копеек в связи с незаконным зачетом указанной суммы.
Согласно ответу налогового органа от 12.07.2021 года возврат налогоплательщику сумм излишней уплаченного налога при наличии у него недоимки возможен только после зачета суммы излишне уплаченного налога.
17.08.2021 года ФИО1 обратилась в ФНС России с заявлением о признании задолженности по торговому сбору и пени безнадежными ко взысканию и о возврате денежных средств в размере 1 527 рублей 50 копеек.
ФИО1 было отказано в признании задолженности безнадежной ко взысканию и возврате денежных средств и было рекомендовано обратиться в суд с иском о признании задолженности по налогу и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию.
Кроме того, как следует из справки №44254 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на 25.10.2021 года, ФИО1 начислены пени в размере 13 218 рублей 50 копеек за неуплату вышеуказанного торгового сбора. Однако какого-либо уведомления и требования об уплате сбора административный истец не получала.
Административный истец полагает, что в настоящее время административным ответчиком утрачена возможность взыскания в судебном порядке торгового сбора и пени в связи с истечением предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей, однако задолженность, несмотря на неоднократные обращения к административному ответчику, за ней (ФИО1) числится, в результате чего она не имеет возможности получить налоговый вычет в полном объеме.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать задолженность по торговому сбору за 1 квартал 2016 года, уплачиваемому на территории городов федерального значения, в размере 30 000 рублей и по пени в сумме 13 218 рублей 50 копеек безнадежной ко взысканию, обязав административного ответчика списать указанную сумму с лицевого счета налогоплательщика ФИО1; обязать административного ответчика произвести ФИО1 доплату по налоговому вычету при покупке жилья за 2020 год в размере 1 527 рублей 50 копеек; взыскать с административного ответчика в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей 00 копеек.
Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела от нее не поступало, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного ответчика МИФНС России №1 по Рязанской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России №24 по г.Москве, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме, представил письменный отзыв, согласно которому налоговым органом своевременно были приняты меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ, в связи с чем сумма торгового сбора за 1 квартал 2016 года в размере 30 000 рублей и соответствующие ей пени в размере 13 218 рублей 50 копеек (по состоянию на 25.01.2022 года – 13 937 руб.) не подлежат списанию на основании ст.59 НК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что административный иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 этого пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)», утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 411 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала (пункт 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При этом вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин, его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Наряду с этим, как установлено статьей 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
В то же время статьями 87, 88 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе проводить мероприятия налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
В судебном заседании установлено, что 07.06.2021 года ФИО1 в МИФНС России №1 по Рязанской области была подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ от 15.02.2021 года за 2020 год о возврате из бюджета сумм налога, согласно которой сумма налогового вычета составляет 85 145 рублей 66 копеек, сумма, подлежащая возврату из бюджета – 11 069 рублей 00 копеек.
По результатам налоговой камеральной налоговой проверки налоговым органом подтверждена сумма заявленного налогового вычета и сумма, подлежащая возврату из бюджета в размере 11 069 рублей.
16.06.2021 года МИФНС России №1 по Рязанской области принято решение о возврате суммы излишне уплаченного налога «налог на доходы физических лиц» №12856 в размере 9 541 рубль 50 копеек.
Также 16.06.2021 года МИФНС России №1 по Рязанской области принято решение №12855 о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, в размере 1 527 рублей 50 копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией налоговой декларации от 15.02.2021 года, копией решений о возврате и зачете суммы излишне уплаченного налога от 16.06.2021 года и не оспаривалось сторонами.
16.06.2021 года ФИО1 обратилась в МИФНС России №1 по Рязанской области с заявлением о разъяснении неполного возврата НДФЛ.
Как следует из сообщения начальника МИФНС России №1 по Рязанской области ФИО2 от 18.06.2021 года, налоговым органом было принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней в сумме 1 527 рублей 50 копеек, начисленных на неуплаченный ФИО1 торговый сбор на территории городов федерального значения.
Согласно административному иску, после получения указанного ответа ФИО1 стало известно о наличии у нее задолженности по торговому сбору за первый квартал 2016 года в размере 30 000 рублей и пеней в размере 1 527 рублей 50 копеек. Ранее уведомлений и требований об уплате указанной задолженности ей не поступало.
12.07.2021 года ФИО1 обратилась в МИФНС России №1 по Рязанской области с заявлением о возврате суммы недоплаченного налога в размере 1 527 рублей 50 копеек.
В ответе на обращение ФИО1, врио начальника МИФНС России №1 по Рязанской области №2.7-25/07558@ от 30.07.2021 года указано, что в соответствии с п.6 ст.78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). К ответу приложены сообщения о принятых решениях о зачете/возврате.
В рамках досудебного порядка урегулирования спора, ФИО1 17.08.2021 года обратилась в УФНС России по Рязанской области с жалобой, просила признать безнадежной ко взысканию и списать задолженность по торговому сбору в размере 30 000 рублей, списать пени, начисленные за неуплату указанного налога, вернуть сумму НДФЛ в размере 1 527 рублей 50 копеек.
В ответ на указанное обращение указано, что в связи с истечением срока исполнения ФИО1 требования об уплате налога №16974 от 11.05.2016 года, ИНФС России №24 по г.Москве 06.12.2016 года было вынесено решение о взыскании задолженности за счет имущества №13408. Таким образом, поскольку налоговым органом были приняты меры к принудительному взысканию задолженности, то МИФНС России №1 по Рязанской области принято обоснованное решение о зачете пеней по торговому сбору в размере 1 527 рублей 50 копеек, а также решение о возврате на сумму 9 541 рубль 50 копеек. Также административный истец была проинформирована о том, что списание безнадежной ко взысканию задолженности возможно только в судебном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями обращений ФИО1, копиями ответов на обращения ФИО1 из МИФНС России №1 по Рязанской области от 18.06.2021 года, 30.07.2021 года, копией ответа на обращение ФИО1 из УФНС России по Рязанской области от 30.08.2021 года.
Судом также установлено, что ФИО1 в период с 19.11.2015 года по 24.02.2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>), что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 16.11.2021 года.
В 2016 году ФИО1 состояла на учете в ИНФС России №24 по г.Москве как плательщик торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения.
ФИО1 был исчислен торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения, за 1 квартал 2016 года в размере 30 000 рублей и сформировано требование №16974 по состоянию на 11.05.2016 года об уплате указанного налога в срок до 31.05.2016 года.
25.07.2016 года ИНФС №24 по г.Москве было сформировано решение №34600 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов) в размере 30 000 рублей за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств ФИО1
Согласно ответу на запрос суда из ИФНС России №24 по г.Москве от 08.02.2022 года требование №16974 от 11.05.2016 года и решение №34600 от 25.07.2016 года были направлены по адресу регистрации ФИО1, однако представить документ, подтверждающий направление указанных документов не представляется возможным, так как в соответствии с Приказом ФНС России от 15.02.2012 г. №ММВ-7-10/88@ срок хранения почтовых отправлений составляет 2 года.
Также в ответе указано, что инспекцией на основании ст.47 НК РФ было сформировано решение о взыскании за счет имущества №13408 от 06.12.2016 года, но не направлено в ФССП, в связи с тем, что налогоплательщик 24.02.2016 года снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя как плательщик торгового сбора.
Как следует из справки №44254 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на 25.10.2021 года ФИО1 начислены пени за неуплату торгового сбора в размере 13 218 рублей 50 копеек.
В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу п.3 ст.46 НК РФ решениеешение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно абз.3 п.1 ст.47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая, что срок исполнения требования №16974 истек 31.05.2016 года, решение №34600 вынесено 25.07.2016 года, суд приходит к выводу, что в отношении спорной задолженности истекли предусмотренные законом сроки для ее взыскания в принудительном порядке. Налоговый орган не обращался в суд с требованием о ее взыскании и о восстановлении пропущенного срока не ходатайствовал.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом право на принудительное взыскание задолженности по торговому сбору за 1 квартал 2016 года и по соответствующим ей пеням в размере 13 218 рублей 50 копеек, явно утрачено в связи со значительным пропуском предусмотренного законом срока для ее взыскания.
Поскольку налоговый орган имел объективную возможность принимать предусмотренные законом меры к ее взысканию в принудительном порядке, однако к таким мерам не прибегнул, то суд считает допустимым признание указанной налоговой задолженности безнадежной ко взысканию,
Административным ответчиком, вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ, не представлены допустимые и достоверные доказательства соблюдения процедуры взыскания вышеуказанной задолженности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия административного истца о зачете суммы излишне уплаченного налога в размере 1 527 рублей 50 копеек в счет погашения задолженности по пеням по торговому сбору, а также по не перечислению ФИО1 суммы излишне уплаченного налога, в связи с предоставлением налогового вычета по НДФЛ за 2020 года, в размере 1 527 рублей 50 копеек, является необоснованными, поскольку по результатам камеральной налоговой проверки право налогоплательщика на указанный вычет в размере 11 069 рублей подтверждено.
В силу вышеизложенных обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 КС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административным истцом при подаче административного искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 600 рублей 00 копеек, что подтверждается квитанцией от 17.11.2021 года, которая в силу ч.1 ст.111 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области о признании задолженности по налогу и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и о понуждении произвести доплату – удовлетворить.
Признать задолженность ФИО1 по торговому сбору за 1 квартал 2016 года, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, в размере 30 000 рублей, а также задолженность по пени по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения, в сумме 13 218 рублей 50 копеек безнадежной ко взысканию, обязав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика ФИО1.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области произвести выплату ФИО1 по налоговому вычету при приобретении жилья за 2020 год в размере 1 527 рублей 50 копеек.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28 апреля 2022 года.
Судья/подпись/
Копия верна: Судья Л.Б. Сазонова