ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3117/2023 от 04.08.2023 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3117/2023

УИД 55RS0002-01-2023-003389-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 4 августа 2023 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Чукреевой Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Некоммерческому партнерству по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» о признании некоммерческой организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском к административному ответчику, в обоснование своих требований указал, что 22.09.1998 Омской городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска Некоммерческое партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером В Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись за основным государственным регистрационным номером

В ведомственном реестре некоммерческих организаций данная организация зарегистрирована за учетным номером Адрес места нахождения организации: <адрес>

Согласно пункту 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом. Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок. Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ. Пунктом 13 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что некоммерческие организации за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Формы и сроки предоставления указанных документов определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

По правилам п. 1 ст. 28 Федерального закона № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

По сведениям, содержащимся в Уставе Некоммерческого партнерства по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» (п. 1.5), учредителями организации являются юридические лица: Общество с ограниченной ответственностью «Арт-Инвест»; Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное предприятие «Полет и К», которое прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «СЭВ», решение о ликвидации которого принято ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «Равелин», которое исключено из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «ПолигонВБ», исключенное из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «Ресойл», прекратившее свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие высшего органа организации ведет к невозможности принятия решений, отнесенных к его компетенции (в т.ч. исключительной), вследствие чего приводит к невозможности осуществления организацией деятельности по достижению уставных целей, что является грубым нарушением статей 53, 123.10, 65.3 ГК РФ, устранение которого невозможно законным способом.

В соответствии с п.п. 2 пункта 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, подп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России , п.п. 85, 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций обращаются в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

В связи с изложенным административный истец обратился с настоящим заявлением о ликвидации некоммерческой организации Некоммерческое партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

По правилам ст. 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. О месте и сроках рассмотрения дела, сроках предоставления возражений, встречных требований, стороны уведомлены надлежаще. Информация о сроках и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Куйбышевского районного суда <адрес> в сети Интернет.

Участвующие в деле лица (в том числе представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и административный ответчик Некоммерческое партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер») не выразили возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с п. 1, подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также подп. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Омской городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации <адрес> партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером . В ведомственном реестре некоммерческих организаций данная организация зарегистрирована за учетным номером . Адрес места нахождения организации: <адрес>

В соответствии с нормами, закрепленными в ст. ст. 123.10, 65.3 ГК РФ, высшим руководящим органом корпорации является общее собрание участников (членов), которое осуществляет функции по управлению организации, в том числе данными нормами определены вопросы, решения по которым принимаются исключительно высшим руководящим органом, (назначение руководителя организации, создание коллегиальных органов управления, принятие решений о реорганизации и ликвидации организации).

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Пунктом 5.1 Устава организации предусмотрено, что общее собрание учредителей является высшим органом управления организации. К исключительной компетенции Общего собрания членов отнесено решение следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в устав организации; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; назначение исполнительного директора и досрочное прекращение его полномочий; утверждение годового отчета и годового баланса организации; утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств; принятие решений об участии в других организациях; реорганизация и ликвидация организации.

Согласно сведениям, содержащимся в Уставе организации (п. 1.5), ее учредителями являются юридические лица: Общество с ограниченной ответственностью «Арт-Инвест» (ОГРН <***>) по сведениям ЕГРЮЛ сведения недостоверны, принято решение о предстоящем исключении; Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное предприятие «Полет и К» (ОГРН <***>), прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ ввиду ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве); Закрытое акционерное общество «СЭВ», решение о ликвидации принято ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «Равелин» (ОГРН <***>), по решению Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> исключено из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «ПолигонВБ» (ОГРН <***>), исключено из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ; Закрытое акционерное общество «Ресойл» (ОГРН <***>), прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

В сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, указан исполнительный директор ФИО1. Однако, как следует из вступившего в законную силу заочного решения Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по иску ФИО1 к Некоммерческому партнерству по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» о признании трудовых отношений прекращенными и исключении сведений из ЕГРЮЛ заявленные исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: «Признать трудовые отношения между Некоммерческим партнерством по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» и ФИО1 прекращенными по инициативе работника (по собственному желанию) с ДД.ММ.ГГГГ Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Некоммерческого партнерства по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» (ИНН <***>, ОГРН <***>)».

Из изложенного следует, что в организации органы управления отсутствуют, что ведет к невозможности принятия решений, отнесенных к их компетенции (в т.ч. исключительной), и, как следствие, к невозможности осуществления организацией деятельности по достижению уставных целей.

Невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами, является грубым нарушением, которое в данном случае невозможно устранить законным способом.

Согласно абз. 4 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Указанные обстоятельства являются основанием для ликвидации некоммерческой организации Некоммерческое партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» и исключения данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области является уполномоченным органом и имеет правовое основание для обращения в суд с административным заявлением о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из ЕГРЮЛ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что фактически некоммерческая организация не осуществляет деятельность. При таком положении суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст. 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» (ОГРН <***>), исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о Некоммерческом партнерстве по Коммунальному обслуживанию и содержанию здания «Коммунальный партнер» за основным государственным номером

Решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Судья подпись Е.Н. Чукреева

Решение изготовлено в окончательной форме 17 августа 2023 года.

<данные изъяты>