ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3119/18 от 22.10.2018 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело № 2а-3119/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2018 г. город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Кочкарова О.Р.,

при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И.,

с участием:

представителей административного истца Поповой Н.А. и Шебзуховой М.Х.,

представителя административного ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по КЧР» Магулаевой Б.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Карачаево-Черкесской Республике» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости, о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР обратилось в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и просит: признать незаконным и отменить решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР от 04 мая 2018 г. об отказе административному истцу в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР принять решение по предоставлению административному истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, и тем самым устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; отменить регистрацию Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 14 декабря 2010 г. как не основанную на законе и нарушающую права, свободы и законные интересы административного истца. При этом административный истец ссылается на то обстоятельство, что в августе 2004 года в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми государственный санитарно-эпидемиологический контроль был возложен на органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему, включающую в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществить государственный санитарно-эпидемиологический контроль в Российской Федерации; территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического контроля в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического контроля в Российской Федерации. Правительством Российской Федерации были созданы территориальные органы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В результате проведенной реорганизации были созданы: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», - которые представляют собой самостоятельные юридические лица, расположенные по одному и тому же адресу: <адрес>. Распоряжениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25 ноября 2006 г. № 150 и от 12 декабря 2007 г. № 114 произведено перезакрепление имущества, находящегося в федеральной собственности, на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР». Право оперативного управления недвижимым имуществом прошло государственную регистрацию в установленном порядке. Общая площадь зданий и сооружений, переданных Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, составила 1653,1 квадратных метров. Общая площадь зданий и сооружений, переданных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», составила 1184,7 квадратных метров. Постановлениями администрации города Черкесска от 22 августа 2005 г. № 4361 и от 31 марта 2006 г. № 1053 Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 0,2277 га, расположенный по адресу: <адрес>. Аналогичное распоряжение вынесено Министерством имущественных отношений КЧР 13 сентября 2010 г. № 2729, но размер земельного участка был указан следующий: 2329,4 квадратных метров. Постановлениями Главы города Черкесска от 22 августа 2005 г. № 4361 и от 31 марта 2006 года № 1053 земельный участок площадью 0,2123 га, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в постоянное бессрочное пользование без раздела на местности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР». Общая площадь земельного участка, на котором расположены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», составляет 4400 квадратных метров. В марте 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 2329,4 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>. Рассмотрение заявления было приостановлено по тем основаниям, что в связи с внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации изменениями государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на часть земельного участка как объект недвижимого имущества не предусмотрена. Кроме того, выяснилось, что в Единый государственный реестр недвижимости с 1999 года внесена запись о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 4400 квадратных метров, расположенным по адресу: <адрес>, зарегистрированным за ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР». В связи с изложенным, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР лишено возможности выполнить установленную законом обязанность по осуществлению государственной регистрации земельного участка, выделенного на праве постоянного бессрочного пользования без раздела на местности. Согласно законодательству Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР должно иметь земельный участок в силу того, что имеет имущество на праве оперативного управления и это имущество внесено в реестр недвижимости КЧР. В силу того, что за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР закреплены на праве оперативного управления помещения с наибольшей площадью, оно должно иметь в постоянном бессрочном пользовании земельный участок площадью 4400 квадратных метров. Административный истец обратился в Территориальное управление Росимущества в КЧР с письмом о предоставлении указанного земельного участка, в чем было отказано. Отказ в предоставлении земельного участка является незаконным. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР имеет в оперативном управлении федеральную собственность площадью 1653,1 квадратных метров, но не имеет земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором это имущество расположено. Административный истец считает действия административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР незаконными и нарушающими его права и законные интересы в силу того, что в нарушение требований закона Управление внесло в Единый государственный реестр недвижимости запись о правообладателе земельного участка площадью 4400 квадратных метров по проспекту Ленина 136 в городе Черкесске - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», о чем административному истцу стало известно только 13 марта 2018 г.

По инициативе суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР».

Представителем административного истца подано заявление об изменении предмета административного иска, в соответствии с которым административный истец просит: аннулировать запись Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 14 декабря 2010 г. .1,20.03.1999 года о государственной регистрации права, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости за на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 09:04:0101226:31 общей площадью 4400 квадратных метров в городе Черкесска по <адрес> за ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», как нарушающую права, свободы и законные интересы административного истца и противоречащие статье 35, пункту 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 268 Гражданского кодекса Российской Федерации; решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР от 04 мая 2018 г. № 582 об отказе административному истцу в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, - признать незаконным и отменить; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР принять решение по вопросу предоставления административному истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, - и тем самым устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

По инициативе суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Представителем административного ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» поданы письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которым административный ответчик административные исковые требования не признал и просит отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что 30 марта 1999 г. было зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» земельным участком. До настоящего времени ни Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, ни собственником спорного земельного участка не было принято решение о его передаче административному истцу. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» оплачивало земельный налог по спорному земельному участку и в случае аннулирования записи о регистрации постоянного бессрочного пользования соответствующие траты по уплате земельного налога будут признаны нецелевым использованием бюджетных средств. Имущественное и финансовое обеспечение административного истца и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» осуществляет их учредитель и для разрешения спора достаточно совместного обращения учреждений к учредителю с обоснованием требований имущественного характера.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители административных ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили и не просили о рассмотрении административного иска в их отсутствие, хотя были уведомлены о времени и месте проведения слушания. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав в судебном заседании участвующих в административном деле лиц, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из предоставленного суду Кадастрового паспорта земельного участка от 28 апреля 2018 г. , земельный участок мерою 4400 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГУЗ «Центр госсанэпидемнадзора в КЧР».

Право постоянного бессрочного пользования ФГУЗ «Центр госсанэпидемнадзора в КЧР» было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 февраля 2016 г.

В результате реорганизации ФГУЗ «Центр госсанэпидемнадзора в КЧР», приказами руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: от 20 декабря 2004 г. № 35 - созданы территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; от 18 января 2005 г. № 5 - учреждены федеральные государственные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека.

На основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, вместе с прочим имуществом, закреплен за ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР».

Постановлением Главы города Черкесска от 22 августа 2005 г. земельный участок площадью 0,4400 га по проспекту Ленина 136 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР.

Постановлением Главы города Черкесска от 31 марта 2006 г. земельный участок площадью 0,2123 га по проспекту Ленина, 163 изъят без раздела на местности из землепользования Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, с оставлением в постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка площадью 0,2277 га в связи с перераспределением помещений, в том числе без раздела на местности: - площадью 0,1062 га пропорционально площади помещений административного здания, переданных в оперативное управление; - площадью 0,1215 га пропорционально площади помещений хозблока, переданных в оперативное управление. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование часть земельного участка по проспекту <адрес> площадью 0,1215 га пропорционально площади помещений административного здания, преданных в оперативное управление, без раздела на местности.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений от 13 сентября 2010 г. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен часть земельного участка без раздела на местности площадью 2329,4 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, - пропорционально площади помещений административных зданий и гаражей, предоставленных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР на праве оперативного управления.

01 июля 2010 г. между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» заключено соглашение, по условиям которого, согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР подлежит передаче в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2329,4 квадратных метров, а ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», согласно пункту 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит передаче в ограниченное пользование земельный участок площадью 2070,6 квадратных метров.

14 декабря 2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок мерою 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>.

1 марта 2018 г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на часть земельного участка мерою 2329,4 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>.

13 марта 2018 г. государственным регистратором в адрес административного истца составлено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрации права постоянного бессрочного пользования на часть земельного участка.

3 апреля 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР обратилось в Территориальное Управление Росимущества в КЧР с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

30 июля 2018 г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР направило в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» проект соглашения, по условиям которого право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком мерою 4400 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, - переходит от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР.

7 августа 2018 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР направлено письмо, из содержания которого следует, что главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» отказался подписывать вышеуказанное соглашение.

Между тем, в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из доводов административного искового заявления и представленных суду материалов следует, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322).

Согласно Уставу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», утвержденному приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека от 21 марта 2011 г. № 283, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты право потребителей и благополучия человека по КЧР (пункт 1). Функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (пункт 5). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в территориальных органах Федерального казначейства, счет по учету средств в иностранной валюте, открываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7). Имущество Бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Бюджетного учреждения является Российская Федерация. Земельный участок, необходимый для выполнения Бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 25).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, является государственный регистратор прав (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432).

Из установленных в судебном заседании обстоятельств дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГУЗ «Центр госсанэпидемнадзора в КЧР». В результате проведенной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека реорганизации было учреждено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР», за которым распоряжением учредителя был закреплен на праве постоянного бессрочного пользования спорный земельный участок. Административный истец представляет собой территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По смыслу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находятся вопросы материального обеспечения своих территориальных органов и учрежденных организаций (в рассматриваемом случае ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР»).

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный земельный участок закреплен за ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» по инициативе и на основании постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действия административного истца, направленные на приобретение права постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок, как минимум, расходятся с позицией ее вышестоящей организации - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Административным истцом не приведены необходимые доводы и не представлены соответствующие доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемая им запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком была совершена с нарушением установленной законом процедуры и, как следствие, влечет нарушение прав и законных интересов заявителя. По результатам рассмотрения административного дела таковые основания судом не усматриваются.

Административным истцом не приведены необходимые доводы и не представлены соответствующие доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемое решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР принято с нарушением установленной законом процедуры и, как следствие, влечет нарушение прав и законных интересов заявителя. По результатам рассмотрения административного дела таковые основания судом не усматриваются.

Кроме того, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР обязанности о принятии решения по вопросу предоставления административному истцу в постоянное бессрочное пользование спорного земельного участка, поскольку, как было указано выше, инициатива по перезакреплению земельного участка принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и производится в предусмотренном законом порядке, и суд не может своим решением подменить установленный законом административный порядок разрешения спорного вопроса.

Довод административного истца о том, что спорный земельный участок должен быть предоставлен ему на праве постоянного бессрочного пользования в связи с тем, что в его оперативном управлении находится наибольшая часть зданий и сооружений, расположенных на этом земельном участке, отклоняется судом как не основанный на конкретных нормах права.

Таким образом, из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела следует, что оспариваемыми действиями (бездействием) права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, административному истцу не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, на административного истца не возложены незаконно какие-либо обязанности, следовательно, совокупность условий, необходимых для удовлетворения административного иска отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Карачаево-Черкесской Республике» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости, о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 29 октября 2018 г.

Судья

Черкесского городского суда КЧР О.Р. Кочкаров