ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3119/2021 от 03.06.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цыдендамбаевой И.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ об оспаривании распоряжения,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит суд отменить незаконное распоряжение администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить ее в списках состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГФИО3 по распоряжению администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в связи с выездом из местности приравненного к району Крайнего Севера с составом семьи 2 человека была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы». Однако распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека и исключена из состава участников указанной подпрограммы в связи в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Согласно распоряжению ФИО3 является членом семьи собственника жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> где на регистрационном учете значатся два человека, в связи с чем с учетом собственника жилого помещения на каждого человека приходится по <данные изъяты> кв.м. жилья, что более учетной нормы. Указанное распоряжение является незаконным, нарушающим права истца на жилье, гарантированное Конституцией РФ. ФИО3 не является членом семьи собственника указанного жилья ФИО4, которая приходится ей сестрой. Сестра зарегистрирована и проживает со своей семьей на <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержала и дала пояснения аналогичные содержанию иска, уточнив, что ФИО4 временно по договору о безвозмездном найме жилья вселила истца с ее сыном в свою квартиру по адресу: <адрес> При этом истец совместно с ФИО4 не проживает, не является членом ее семьи. ФИО4 зарегистрирована и проживает с матерью на <адрес>. Проживание истца в квартире сестры является временным, на период до приобретения жилья. Она вынуждена была зарегистрироваться в квартире сестры в связи с необходимостью получения социальных выплат по месту жительства, поскольку она является инвалидом 1 группы по зрению. Просит признать незаконным обжалуемое распоряжение и обязать ответчика восстановить ее в списках с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что ФИО1 состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека. По распоряжению администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку при проверке учетного дела и запроса в Управление информатизации выявлено, что ФИО4 заявила о регистрации в ее квартире сестры и племянника, следовательно, они являются членами семьи. На регистрационном учете в квартире по указанному адресу значится истец с ее сыном, с учетом собственника жилья на каждого человека приходится по <данные изъяты> кв.м., что больше учетной нормы, следовательно, истец имеет право пользования квартирой, исходя из площади которой у истца отсутствует нуждаемость в жилом помещении. Просит отказать в удовлетворении требований.

Суд, выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В силу ст. 1 названного Закона, право на получение субсидии имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Таким образом, по общему правилу право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее пятнадцати календарных лет), отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 10 указанного Закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения.

К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.

По смыслу приведенных норм граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получения социальных выплат для приобретения жилья в г. Улан-Удэ.

Распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним- инвалиды», с составом семьи 2 человека.

Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека и исключена из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы».

Судом по делу установлено и не оспариваются сторонами время прибытия ФИО3 в районы Крайнего Севера (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) и продолжительность ее стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее пятнадцати календарных лет), дающих право на получение жилищной субсидии. По сведениям из адресной справки МП отделения МВД России по Муйскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 состояла на регистрационном учете в Муйском районе РБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По данным о стаже, выданным Управлением ПФР а г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность стажа работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет <данные изъяты> год.

Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения явилось то, что в процессе проверки административным ответчиком учетного дела выявлено наличие статуса члена семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., где на регистрационном учете в квартире значится истец и ее сын, с учетом собственника жилого помещения на каждого человека приходится по <данные изъяты> кв.м., что более учетной нормы.

Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МКУ «Управление информатизации информационных ресурсов» Администрации г. Улан-Удэ, на регистрационном учете по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ значатся ФИО1 и ФИО5, другие лица с ДД.ММ.ГГГГ г. на указанной площади на регистрационном учете не значатся.

Собственником указанного жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м является ФИО4, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснила, что ФИО1 приходится свидетелю сестрой, является инвалидом первой группы по зрению. Сестра в ДД.ММ.ГГГГ г. выехала с несовершеннолетним сыном ФИО5 из <адрес> РБ в <адрес>. В отсутствие у сестры жилья в г. Улан-Удэ свидетель временно по договору безвозмездного найма вселила сестру с племянником в свою квартиру по адресу: <адрес>. Она позволила проживание сестры с сыном в квартире временно, до улучшении жилищных условий. Свидетель зарегистрирована и проживает вместе с матерью в квартире по адресу: <адрес>. ФИО1, будучи ее сестрой, не является членом ее семьи, совместно с ней не проживает, в связи с чем не ведет общего хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

По смыслу приведенной нормы другие родственники собственника жилого помещения, кроме супруга, детей и его родителей, могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов своей семьи для совместного проживания.

Таким образом, ФИО4 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, она вселила ФИО1 с ее сыном в квартиру по адресу: <адрес> они совместно не проживают, не ведут общего хозяйства, поэтому не могут быть признаны членами семьи. Указанное обстоятельство, имевшее место при постановке ФИО1 на учет, не изменилось на день вынесения распоряжения о снятии истца с учета нуджающихся. ФИО3 какое-либо жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не приобреталось, место регистрации и состав ее семьи также не изменялся.

Отнесение ФИО4 к составу семьи ФИО1 ничем объективно не подтверждено. Факт родственных отношений между Д-выми, наличие у родственников жилья, не являющихся членами семьи лица, правомочного на получение социальных льгот, не может служить основанием для ограничения прав последнего в отсутствие на то законных оснований.

Определение нуждаемости ФИО1 в жилом помещении, исходя из площади квартиры, принадлежащей другому лицу, и снятие ее с учета нуждающихся в жилом помещении является незаконным. ФИО3 по обстоятельствам установленным судом имеет право состоять с составом семьи два человека в соответствующей очереди, с даты первичной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным распоряжение о снятии с учета ФИО1 нуждающихся в жилых помещениях является незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2015-2020 г.».

Обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ восстановить ФИО1 в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: А.Д. Бунаева