ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-311/2023 от 14.08.2023 Таштыпского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-311/2023

Номер

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 августа 2023 г.

Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петраковой Э.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Широковым Д.Н.,

с участием представителя административного истца отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> Кызынгашева Е.В.,

административного ответчика Кызынгашевой Г.А.,

помощника прокурора <адрес> Тихановича А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Кызынгашевой Галины Анатольевны,

У С Т А Н О В И Л:

отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее – Отд МВД России по <адрес>) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Кызынгашевой Г.А., мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Кызынгашева Г.А. освобождена из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 8 месяцев 12 дней, назначенного приговором Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Аскизском межмуниципальном филиале ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>, снята ДД.ММ.ГГГГ с учета по отбытию наказания. Учитывая, что Кызынгашева Г.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, то в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ), имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений, предусмотренных законом.

В судебном заседании представитель административного истца Кызынгашев Е.В., действующий на основании доверенности, требования полностью поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил установить административный надзор в отношении Кызынгашевой Г.А., поскольку, не смотря на проводимую профилактическую работу, в целях совершения преступлений и правонарушений, Кызынгашева Г.А. на путь исправления не встала, характеризуется отрицательно, не работает, неоднократно привлекалась к административной ответственности.

Административный ответчик Кызынгашева Г.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, против их удовлетворения не возражала, суду пояснила, что в настоящее время зарегистрирована и фактически проживает по адресу в <адрес>

Участвующий в деле прокурор Тиханович А.В. полагал, что имеются основания для установления административного надзора и требуемых административных ограничений в отношении Кызынгашевой Г.А.

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не допускают ограничение со стороны публичных властей права на уважение личной и семейной жизни граждан, их жилища и корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ следует, что административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Часть 2 статьи 272 КАС РФ предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1), либо преступления при рецидиве преступлений (пункт 2) или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (пункт 3).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 выше поименованного федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, административный надзор устанавливается, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Исходя из разъяснений в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. 22.12.2022) (далее - (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15) лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.

Анализ выше приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления. Установление административного надзора не ухудшает положение лица, как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту его жительства.

Лицо, отбывающее наказание, либо освобожденное из мест лишения свободы, при совершении проступков и правонарушений, должно осознавать возможные негативные последствия в виде установления ограничений прав и свобод, предусмотренные законом, действовавшим на момент их совершения.

Указанные административным истцом ограничения не могут рассматриваться как несоразмерное ограничение прав. Такие ограничения не нарушают принцип равенства всех перед законом и судом, прав свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на отдых, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, право на судебную защиту и других прав.

Основания и порядок установления административного надзора закреплены в главе 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и в Федеральном законе от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Из представленных суду материалов дела следует, что приговором Таштыпского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Кызынгашева Г.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (<данные изъяты>

Постановлением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Кызынгашева Г.А. освобождена от отбывания наказания условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 8 месяцев 12 дней, помимо этого постановлением вышеуказанного суда на Кызынгашеву Г.А возложены обязанности в течение 3-х дней после освобождения из мест лишения свободы встать на учет и не реже одного раза в месяц являться для регистрации в органы внутренних дел по месту жительства; не менять постоянного места жительства без уведомления данного органа <данные изъяты>

Кызынгашева Г.А. ДД.ММ.ГГГГ освобождена из мест лишения свободы <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Кызынгашева Г.А. снята с учета Аскизского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> по отбытию наказания <данные изъяты>

В силу статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Кызынгашевой Г.А., предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений и направлено против жизни и здоровья.

В силу пункта «д» части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания, т.е. судимость Кызынгашевой Г.А. по приговору Таштыпского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ будет погашена ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленным материалам дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кызынгашева Г.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности (<данные изъяты> Совершенные неоднократно Кызынгашевой Г.А. административные правонарушения относятся к категории административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также против порядка управления.

За освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, на что прямо указано в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15.

С учетом выше сказанного имеются достаточные основания для установления административного надзора в отношении Кызынгашевой Г.А., поскольку она имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение особо тяжкого преступления (часть 1 статьи 105 УК РФ) по приговору Таштыпского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, после освобождения совершила административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ) и против порядка управления (глава 19 КоАП РФ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную, либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Исходя из приведенных норм закона, срок административного надзора в отношении Кызынгашевой Г.А. подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 обращено внимание на то, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости), на что прямо указано в пункте 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, в соответствии с которой в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны содержаться - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.

Кроме того, в выше указанном пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 разъяснено, что если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.

Согласно разъяснений пункта 39 выше названного Постановления Пленума указано, что согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.

При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения. Помимо этого, необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, указанным в части 2.1 статьи 3 Закона.

Так, из справки ст. УУП ОУУП и ПДН Отд МВД России следует, что Кызынгашева Г.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> фактически проживает по адресу: <адрес> проживает одна, состоит на профилактическом учете в Отд МВД России по <адрес>, как лицо формально подпадающее под административный надзор, по месту жительства характеризуется с неудовлетворительной стороны, неоднократно привлекалась к административной ответственности, несовершеннолетние дети Кызынгашевой Г.А. помещены в реабилитационный центр для несовершеннолетних в <адрес> Республики Хакасия <данные изъяты>

Согласно справке на физическое лицо Кызынгашева Г.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности <данные изъяты>

Из пояснений представителя административного истца, материалов дела, следует, что помимо правонарушений, имеющихся в материалах дела, Кызынгашева Г.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности.

В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16 мая 2017 г. обращено внимание на то, что истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).

Помимо этого, необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ), что в свою очередь указано в пункте 36 выше указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом установленных сведений, характеризующих поведение административного ответчика Кызынгашевой Г.А., её поведения после отбытия наказания, её отношения к труду, а также учитывая характер совершенных административных правонарушений, суд полагает, установить срок административного надзора на три года.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года предусматривает административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, при этом данная норма содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Согласно разъяснений в пункте 30 выше поименованного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Кроме того, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.

С учетом образа жизни Кызынгашевой Г.А., обстоятельств совершения ею преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.

Представленные суду постановления по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что правонарушения административным ответчиком были совершены в состоянии алкогольного опьянения, кроме того постановления, в установленном законом порядке не отменены, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено (л.д. 25, 26, 27).

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 обращено внимание на то, что в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства, пребывания или фактического нахождения лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).

Кроме того, частью 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ установлено, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (пункт 1 часть 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ).

Исходя из представленных административным истцом доказательств, положений Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 16.05.2017 года № 15, обстоятельств, которые должны учитываться при установлении срока административного надзора и видов административных ограничений, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца в части установления в отношении Кызынгашевой Г.А. административного надзора, срока административного надзора надлежащим образом обоснованы, подтверждаются представленными доказательствами и подлежат удовлетворению.

Также суд приходит к выводу о том, что предложенные административным истцом административные ограничения не носят произвольного характера, отвечают обстоятельствам и степени общественной опасности совершенного административным ответчиком Кызынгашевой Г.А. преступления, относящегося к категории особо тяжких, способствуют предупреждению совершения ею преступлений и других правонарушений, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, вследствие чего данные требования административного истца подлежат удовлетворению.

Таким образом, с учетом целей административного надзора, сведений об образе жизни и поведении Кызынгашевой Г.А., суд приходит к выводу о необходимости установления административного надзора сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости, в отношении административного ответчика Кызынгашевой Г.А. и установлении заявленных административных ограничений.

Руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Кызынгашевой Галины Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> удовлетворить.

Установить в отношении Кызынгашевой Галины Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, административный надзор сроком на 3 (три) года, но не свыше срока погашения судимости по приговору Таштыпского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ

Установить Кызынгашевой Галине Анатольевне административные ограничения в виде:

запрещения пребывания в барах, ресторанах, питейных заведениях, клубах, кафе;

запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов до 06 часов;

обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Разъяснить административному ответчику Кызынгашевой Г.А., что в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица, либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Таштыпский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Э.В. Петракова

Мотивированное решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Э.В. Петракова