ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-311/2023 от 23.03.2023 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-311/2023

УИД- 49RS0008-01-2023-000416-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Палатка

Магаданской области 23 марта 2023 г.

Хасынский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Бадулиной Ю.С.,

при секретаре Касауровой А.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Слащилина Б.В.,

представителя административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа Сологуб О.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в помещении Хасынского районного суда в пос. Палатка административное дело по административному иску прокуратуры Хасынского района Магаданской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хасынского района Магаданской области обратился в Хасынский районный суд с административным иском к комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа (далее КУМИ, КУМИ Хасынского муниципального округа) о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Хасынского района проведена проверка исполнения комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа законодательства об охране окружающей среды законодательства в сфере содержания гидротехнических сооружений на территории Хасынского района Магаданской области, по результатам которой установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского района от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Хасынский район» является собственником хвостохранилища Карамкенского ГМК. Согласно информации Северо-Восточного управления Ростехнадзора данное хвостохранилище в установленном законом порядке не ликвидировано, то есть является действующим. По результатам проведенного мониторинга Регистра гидротехнических сооружений сайта www.waterinfo.ru установлено, что администрацией Хасынского городского округа в нарушение требований законодательства в указанный Регистр до настоящего времени не внесены сведения о гидротехническом сооружении - хвостохранилище Карамкенского ГМК, декларация безопасности в отношении указанного объекта не разработана. Выявленные нарушения явились основанием для внесения и.о. прокурора района ДД.ММ.ГГГГ представления главе Хасынского городского округа, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа и отклонено, действенных мер, направленных на устранение нарушений законодательства, до настоящего времени не принято. Ссылаясь на ч.2 ст. 7 от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 3, 8, 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1892, Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1893, п. п. 8, 11 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просят признать незаконным бездействие КУМИ по непринятию мер по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища, предоставлении необходимых сведений в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений в отношении гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и представить в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Слащилин Б.В. исковые требования поддержал, обосновав их доводами административного иска.

Представитель административного ответчика КУМИ Хасынского муниципального округа Сологуб О.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, пояснила, что хвостохранилище представляет собой накопитель отходов обогащения Карамкенского ГМК, расположено в нижнем течении руч. Туманный, правого притока р. Хасын. В 2009 г. ограждающая и разделительная дамбы в результате аварии были разрушены и утратили функции гидротехнического сооружения. В настоящее время бывшая ограждающая дамба представляет собой грунтовую насыпь, а хвостохранилище – отвал твердых минеральных отходов 5 класса опасности. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ, по своим свойствам складированные отходы не относятся к веществам, перечисленным в таблицах 1, 2 приложения Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с чем рекультивируемое хвостохранилище не относится к категории опасных производственных объектов. Как следует из письма Департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, Карамкенское хвостохранилище относится к объектам накопительного экологического ущерба и не включено в перечень гидротехнических сооружений, поднадзорных Северо-Восточному управлению Ростехнадзора, подлежащих декларированию безопасности на территории Магаданской области. Таким образом, Карамкенское хвостохранилище не относится к гидротехническим сооружениям. В настоящее время заключен договор на передачу объекта для выполнения работ по ликвидации и рекультивации от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ измененный дополнительным соглашением, согласно которым КУМИ передал Карамкенское хвостохранилище обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, значит, последнее является эксплуатирующей организацией, которой в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо составить и представить в орган государственного надзора декларацию безопасности, соответственно, КУМИ указанной обязанностью не наделен. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Северо-Восточного управления Ростехнадзора) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменные объяснения и дополнения к ним, в которых указал, что в соответствии с п. 4 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, к каковым относится по своему назначению, общим признакам и объектам, входящим в его состав, Карамкенское хвостохранилище. Все сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в Ростехнадзор в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности, после чего ФГБУ «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений» вносит сведения в Регистр, и Ростехнадзор производит государственную регистрацию гидротехнического сооружения. КУМИ ХМО не в полном объеме реализует положения ст. ст. 8, 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» в части представления деклараций безопасности и внесения в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, поскольку сведения о гидротехническом сооружении в Регистр не внесены, декларация безопасности в Управление не представлена. Считает, что Карамкенское хвостохранилище относится к гидротехническим сооружениям по тем основаниям, что хвостохранилище используется для складирования производственных отходов (хвостов) Карамкенской золото-извлекательной фабрики ОАО «Карамкенского ГМК», то есть непосредственно используется для хранения жидких отходов промышленности и является объектом, предназначенным для предотвращения негативного воздействия жидких отходов. Кроме того, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, в состав хвостохранилища входят дамбы, руслоотводные каналы и дренажная галерея. В соответствии с ГОСТ Р 70214-2022 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» дамба – это гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонения потока воды, ограждения хранилищ жидких отходов. В соответствии с ГОСТ Р 70214-2022 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» хранилище (накопитель) жидких отходов – это гидротехническое сооружение, предназначенное для накопления и/или хранения жидких отходов, поступающих в виде пульпы. Также Северо-Восточное управление Ростехнадзора ежегодно направляет информацию о всех гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Магаданской области в государственный водный реестр, в том числе и сведения о гидротехническом сооружении «хвостохранилище Карамкенского ГМК».

В соответствии ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями ст. 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 26 марта 2022 г.) «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Как следует из ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06 февраля 2023 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункты 8, 11 части 1).

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Согласно статье 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании соответствующих требований, в частности на основании представленной деклараций безопасности гидротехнических сооружений с установлением критериев их безопасности, оснащением гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

В силу статьей 9 Федерального закона 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности, установлены Положением «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 г. № 1303, согласно которому декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию (п. 7 Положения); орган государственного надзора в день принятия решения об утверждении декларации безопасности вносит сведения о ней в реестр деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее - реестр деклараций), декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений (п. 11 Положения).

В Положении о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892, установлены аналогичные Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нормы права, в соответствии с которыми обязанность совершения вышеуказанных действий делегирована собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (пункт 4).

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1893 утверждены «Правила формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», согласно п. п. 4, 5 которых государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (п. 4); сведения об эксплуатируемом гидротехническом сооружении вносятся в Регистр после утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора), декларации безопасности гидротехнического сооружения (далее - декларация безопасности).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Хасынского района Магаданской области проведен мониторинг соблюдения администрацией Хасынского городского округа требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства в сфере содержания гидротехнических сооружений на территории Хасынского городского округа, по результатам которого установлено, что в собственности муниципального образования «Хасынский городской округ» находятся два гидротехнических сооружения: водоограждающая дамба на р. Хасын в п. Палатка, хвостохранилище Карамкенского ГМК. Согласно информации Северо-Восточного управления Ростехнадзора указанные гидротехнические сооружения в установленном законом порядке не ликвидированы, т.е. являются действующими. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по результатам проведенного мониторинга Регистра гидротехнических сооружений сайта www.waterinfo.ru установлено, что администрацией Хасынского городского округа в нарушение требований законодательства в указанный Регистр до настоящего времени не внесены сведения о гидротехническом сооружении - хвостохранилище Карамкенского ГМК, декларация безопасности в отношении указанного объекта не разработана. Данные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации Хасынского городского округа своих должностных обязанностей, а также отсутствия контроля со стороны руководства. В связи с изложенным ДД.ММ.ГГГГ главе Хасынского городского округа прокуратурой Хасынского района Магаданской области внесено представление с требованием в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин условий, им способствующих (л.д. 33-36).

В соответствии с письмом комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеуказанного представления прокурора сообщено, что хвостохранилище - это накопитель отходов обогащения Карамкенского ГМК, которое расположено в нижнем течении ручья Туманный, правого притока р. Хасын. В результате аварии, которая произошла в 2009 г., ограждающая и разделительная дамба были разрушены и утратили функции гидротехническою сооружения (акт осмотра комплекса ГТС Карамкенского хвостохранилища от ДД.ММ.ГГГГ). В последствие разрушений в комплексе гидротехнических сооружений Карамкенского хвостохранилища сохранились: верхний пруд объемом 300 тыс. куб м.; головная дамба № 1 высотой 5,0 м.; головная дамба № 2 высотой 9,5 м.; руслоотводный канал № 1 длиной 480 м.; руслоотводный канал № 2 длиной 1360 м. В настоящее время бывшая ограждающая и разделительная дамба представляет собой грунтовую насыпь. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Учитывая то, что хвостохранилище - это отвал твердых минеральных отходов 5 класса опасности, оно не является эксплуатируемым гидротехническим сооружением. На поименованный объект ПС законодательством декларация безопасности, не предусмотрена. Согласно со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Дополнительно сообщено о том, что подтверждающая информация от Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области о включении указанных мероприятий в государственную программу «Природные ресурсы и экология Магаданской области» (далее - Программа) для планирования со финансирования из бюджета области по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений водоограждающеи дамбы на реке Хасын в пос. Палатка, поступила. Соглашение о предоставлении финансовых средств бюджету муниципального образования «Хасынский городской округ» на реализацию вышеуказанной программы находится в разработке (л.д. 37-38).

По сообщению Северо-Восточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ на территории Хасынского района находятся два гидротехнических сооружения, одним из которых является хвостохранилище Карамкенского горно-металлургического комбината. На ГТС хвостохранилища Карамкенского горно-металлургического комбината в соответствии со ст.10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года №117-ФЗ требуется разработка декларации безопасности ГТС на ликвидацию хвостохранилища. КУМИ ежегодно должен быть разработан, согласован и представлен в Управление план-график проведения визуального контроля состояния ГТС хвостохранилища Карамкенского ГМК. Данные мероприятия следует проводить вплоть до полного выполнения мероприятий, предусмотренных декларацией безопасности по ликвидации ГТС. (л.д.39-40), хвостохранилище Карамкенского горно-металлургического комбината в настоящее время находится в стадии ликвидации (информация от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42).

Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32) и выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Карамкенское хвостохранилище представляет собой нежилое здание, в состав которого входят: головная дамба № 1, головная дамба № 2, разделительная дамба, оградительная дамба, руслоотводный канал № 1, руслоотводный канал № 2, дренажная галерея, собственником хвостохранилища является муниципальное образование «Хасынский район».

По сообщению Северо-Восточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ хвостохранилище Карамкенского ГМК по своему назначению, общим признакам и объектам, входящих в его состав, отнесено к гидротехническим сооружениям по следующим признакам: по информации имеющейся в Управлении хвостохранилище Карамкенского ГМК используется для складирования производственных отходов (хвостов) Карамкенской золото-извлекательной фабрики ОАО «Карамкенского ГМК», то есть непосредственно используется для хранения жидких отходов промышленности и является объектом, предназначенным для предотвращения негативного воздействия жидких отходов. Вместе с тем, в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в состав объекта права «Карамкенское хвостохранилище» входят: Головная дамба № 1, Головная дамба № 2, Разделительная дамба, Оградительная дамба, Руслоотводной канал № 1, Руслоотводной канал № 2, Дренажная галерея. В соответствии с ГОСТ Р 70214-2022 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» дамба это - гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонения потока воды, ограждения хранилищ жидких отходов. В соответствии с ГОСТ Р 70214-2022 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» хранилище (накопитель) жидких отходов — это гидротехническое сооружение, предназначенное для накопления и/или хранения жидких отходов, поступающих в виде пульпы. Кроме того, в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253, и Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219, Северо-Восточное управление Ростехнадзора ежегодно направляет информацию о всех гидротехнических сооружениях расположенных на территории Магаданской области в государственный водный реестр, в том числе и сведения о гидротехническом сооружении «хвостохранилище Карамкенского ГМК».

В связи с изложенным, доводы представителя административного ответчика о том, что Карамкенское хвостохранилище не является гидротехническом сооружением, суд признает надуманными и необоснованными.

Как следует из сообщения, представленного Северо-Восточным управлением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1893 (далее - Правила), формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр) осуществляет подведомственное Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральное государственное учреждение - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений» (далее - Учреждение). В соответствии с пунктом 4 Правил государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Сведения об эксплуатируемом гидротехническом сооружении вносятся в Регистр после утверждения Ростехнадзором декларации безопасности гидротехнического сооружения. Все сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в Ростехнадзор в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности. Порядок внесения таких сведений определен разделом III Правил. Ростехнадзор в течение 3 дней со дня утверждения декларации безопасности направляет в Учреждение сведения о гидротехническом сооружении. Учреждение в течение 20 дней со дня поступления сведений рассматривает их и вносит в Регистр или направляет в орган государственного надзора замечания по ним. При государственной регистрации гидротехническому сооружению присваивается регистрационный код. Информация о гидротехнических сооружениях, содержащаяся в Регистре, предоставляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе посредством обеспечения доступа к основной информации о гидротехническом сооружении через официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» всем заинтересованным лицам без ограничения и регистрации. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа не в полном объеме реализуются положения статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части представления деклараций безопасности и внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. До настоящего времени сведения о вышеуказанном сооружении в Регистр не внесены, декларация безопасности в Управление не представлена.

Таким образом, судом установлено, что в собственности муниципального образования «Хасынский городской округ» находится гидротехническое сооружение - хвостохранилище Карамкенского ГМК, на которое в установленном законом порядке декларация безопасности в отношении указанного объекта не разработана, в Регистр гидротехнических сооружений до настоящего времени не внесены сведения об указанном гидротехническом сооружении - хвостохранилище Карамкенского ГМК. В связи с чем суд приходит к выводу, что допущено бездействие по непринятию достаточных мер по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища, предоставлении необходимых сведений в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений в отношении гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя административного ответчика о том, что между КУМИ Хасынского муниципального округа и ООО <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ), в дальнейшем с ООО <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ) заключен договор на передачу объекта для выполнения работ по ликвидации и рекультивации, соответственно, последнее, как эксплуатирующая организация, несет обязанности по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения, суд признает необоснованными, поскольку в указанном договоре ООО <данные изъяты>, в последствии ООО <данные изъяты>, обязуется выполнить работы по ликвидации с последующей рекультивацией, а не эксплуатировать указанное хвостохранилище по назначению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленное бездействие по непринятию достаточных мер по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища, по предоставлению необходимых сведений в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений в отношении гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища является незаконным, а заявленные требования административного иска подлежат удовлетворению.

Определяя надлежащего административного ответчика по делу суд исходит из того, что Карамкенское хвостохранилище является собственностью муниципального образования «Хасынский район», при этом КУМИ Хасынского муниципального округа согласно Положения, утвержденного решением Собрания представителей Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, представляет интересы собственника муниципального имущества – муниципального образования «Хасынский муниципальный округ Магаданской области», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий (п. 1.1), действует от имени муниципального образования (п. 1.2). КУМИ Хасынского муниципального округа наделено правами юридического лица, выступает от своего имени в качестве истца, ответчика либо третьего лица в судах общей юрисдикции (пункт 1.4), что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Соответственно, обязанность по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения, а также предоставления необходимых сведений в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора для внесения в Российский регистр гидротехнических лежит на КУМИ Хасынского муниципального округа.

При таких обстоятельствах надлежащим административным ответчиком по делу является КУМИ Хасынского муниципального округа, а требования административного иска, предъявленные к КУМИ Хасынского муниципального округа, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по оспариванию бездействия указывается срок устранения нарушений.

С учетом разумности и справедливости суд устанавливает, что требование прокуратуры об обязании административного ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в течение и 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным.

Согласно пп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокуратуры Хасынского района Магаданской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить определённые действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа (ИНН 4907007580) по непринятию мер по разработке и предоставлению в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища (кадастровый номер ), предоставлении необходимых сведений в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений в отношении гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища (кадастровый номер ).

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа (ИНН 4907007580) обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и представить в Северо-Восточное Управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения – Карамкенского хвостохранилища (кадастровый номер ).

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа (ИНН 4907007580) сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу - прокуратуре Хасынского района Магаданской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 31 марта 2023 г.

Председательствующий Ю.С. Бадулина