ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3120/19 от 18.10.2019 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-3120/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд в составе:

председательствующего судьи Утянского В.И.,

рассмотрев 18 октября 2019г. в г. Ухте Республики Коми в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Исмаилову С.С. оглы о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, единому налогу на вмененный доход и пени,

у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требований заявитель указал, что ответчик состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов, 27.12.2017г. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За ответчиком числилась задолженность по единому налогу на вмененный доход, страховым взносам. Административный истец просит взыскать с ответчика единый налога на вмененный доход за 2017г. в размере 9261 руб. и пени за период с 12.11.2017г. по 14.12.2017г., с 23.12.2017г. по 09.02.2018г., с 21.12.2017г по 09.02.2018г., с 06.02.2018г. по 20.08.2018г., с 07.02.2018г. по 20.08.2018г. в размере 6911,67 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.): налог за 2017г. в размере 23148,39 руб., пени 1581,04 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии – пени в размере 1101,73 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, до 01.01.2017г.: пени 567,99 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г. – налог за 2017г. в размере 4540,65 руб. и пени 310,13 руб., восстановив пропущенный срок на обращение в суд.

Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ранее действовавшей ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В связи с изложенным, исковое заявление о взыскании задолженности за указанный период могло быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Из материалов дела следует, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по 27.12.2017г., имеет непогашенную задолженность.

Ответчику направлены требования: №18486 от 14.12.2017г. об оплате пени по страховым взносам в ПФ РФ в размере 354,71 руб. (со сроком оплаты до 11.01.2018г.), №16534 от 14.12.2017г. об оплате пени по ЕНВД и страховым взносам на общую сумму 1334,99 руб., №1567 от 30.01.2018г. об оплате страховых взносов в ПФ РФ 23148,39 руб., страховых взносов в ФОМС на сумму 4540,65 руб. и пени 114,45 руб. (со сроком оплаты до 19.02.2018г.), №3969 от 09.02.2018г. об оплате единого налога на вмененный доход в размере 9261 руб., пени по ЕНВД и страховым взносам 1267,10 руб. (со сроком оплаты до 02.03.2018г.), №8128 от 20.08.2018г. об оплате пени по страховым взносам 7236,69 руб. (со сроком до 07.09.2018г.), №12867 от 19.10.2018г. об оплате недоимки по страховым взносам в ПФ РФ 23148,39 руб., в ФОМС – 4540,65 руб., пени по страховым взносам 421,58 руб. (со сроком оплаты до 31.10.2018г.).

Определением мирового судьи Седьюского судебного участка г. Ухты от 05.04.2019г. отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ЕНВД в связи с пропуском срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а также отказано в восстановлении срока на подачу судебного приказа.

При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в иске, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд. Так, в требовании №3969 сумма недоимки по ЕНВД превысила 3000 руб. и срок выполнения был установлен до 02.03.2018г., в требовании №1567 сумма недоимки по страховым взносам в ПФ РФ и ФОМС превысила 3000 руб. и срок выполнения был установлен до 19.02.2018г., в требовании №8128 сумма пени превысила 3000 руб. и срок выполнения был установлен до 07.09.2018г., требование №12867 со сроком выполнения до 31.10.2018г. по суммам дублирует требование №1567. В силу изложенного, налоговый орган был вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства путем обращения в суд до 02.09.2018г., 19.08.2018г., 07.03.2019г., 31.03.2019г., тогда как административное исковое заявление поступило в суд только 05.09.2019г.

Суд при этом учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что с силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Положение п. 1 ст. 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.

Суд не находит подлежащим удовлетворению ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока в силу следующего.

В нарушение норм КАС РФ заявителем в материалы дела не представлены достоверные доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

В административном исковом заявлении административным истцом не приведены доводы о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с исковым заявлением (административным исковым заявлением) о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу и пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Поскольку налоговый орган пропустил срок, установленный для обращения в суд с соответствующим заявлением о взыскании страховых взносов, а исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 177-179 КАС РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Исмаилову С.С. оглы о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, единому налогу на вмененный доход и пени – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.И. Утянский

11RS0005-01-2019-004607-45