ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3120/2015 от 17.12.2015 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-3120/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 17 декабря 2015 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Чуешковой В.В.,

при секретаре Доценко О.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности,

представителя административных ответчиков - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО4, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе продлить договор аренды земельного участка, об обязании продлить договор аренды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе продлить договор аренды земельного участка и об обязании продлить срок действия договора аренды на 25 лет, мотивировав заявленные требования следующим.

На основании постановления главы администрация Осинореченского сельского муниципального образования от 27.12.2001г. ФИО3 в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 25000 кв.м, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный на острове Большой <адрес>. Заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор аренды).

В настоящее время сведения о данном земельном участке учтены в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 27:17:0500201:1. что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 30.04.2002г. .

Право аренды земельного участка зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем сделана соответствующая запись от 18.07.2002г. , что подтверждается отметкой на договоре аренды и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2014г.

Письмом от 27.06.2014г. ФИО1 обращался в Администрацию Хабаровского муниципального района с заявлением о продлении Договора аренды сроком на 25 лет. Письмом <адрес> от 30.07.2015г. № ДД.ММ.ГГГГ/2760 в продлении договора аренды отказано.

По мнению Администрации Хабаровского муниципального района, правовым основанием для отказа в продлении действующего договора аренды является концепция проекта «Комплексного развития острова Большой Уссурийский (2010 - 2016 годы), утвержденная постановлением <адрес> от 31.12.2010г. -пр.

С указанным отказом ФИО1 не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права по следующим обстоятельствам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения, личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании ст. 4 указанного Федерального закона, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Согласно ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время является действующим.

На основании п. 3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции в период возникновения правоотношений), по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Аналогичные нормы предусмотрены и п. 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В настоящее время порядок заключения договоров аренды урегулирован Земельным Кодексом РФ. В соответствии с частью 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов.

Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ был заключен без проведения торгов, при этом пунктом 19 частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Учитывая изложенное, проведение каких либо публичных процедур (в том числе торгов) при продлении срока действия Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на новый срок не требуется.

Аналогичная правовая позиция изложена в Информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Учитывая правовую позицию, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продлении договора аренды после окончания первоначального срока аренды отношения сторон фактически регулируются новым договором аренды.

При этом указанный в заявлении срок заключения (продления) договора аренды (25 лет) не превышает предельные сроки возможного предоставления земельного участка, предусмотренные п. 11 пункта 8 ст. 39.8 ЗК РФ.

Истец ФИО1 просит признать незаконным отказ Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в продлении аренды земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> продлить срок действия Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на 25 (двадцать пять) лет.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены - Управление архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и администрация Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, доверил представлять его интересы ФИО2 по доверенности.

Представитель административного ответчика администрации Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с учетом мнения представителя административного истца и представителя административных ответчиков, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил приобщить к материалам дела выписку из Росреестра и кадастровую выписку, которые подтверждают, что земельный участок числится на кадастровом учете до настоящего времени. Почему в выписке указано в скобках про субаренду, ему не известно. Дополнительно пояснил, что Договор аренды с ФИО1 заключен в ДД.ММ.ГГГГ до Реформы, значит, границы спорного земельного участка были определены. Определение границ – право, а не обязанность ФИО1 Считает, концепцию развития территорий, не законной и отказ в продлении договора аренды администрации Хабаровского района, со ссылкой на концепцию, не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем ФИО1 обязаны предоставить земельный участок в аренду сроком на 25 лет.

Представитель административных ответчиков - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО4, иск не признала по доводам, изложенным в ранее представленном письменном отзыве. Представила в судебное заседание служебную записку, публичную кадастровую карту, согласно которым спорный земельный участок на них не значится, так как его границы не определены. Дополнительно суду пояснила, что договор аренды ФИО1 заключил в ДД.ММ.ГГГГ году сам с собой, когда был главой администрации Осиновореченского сельского муниципального образования, и кадастровый номер земельного участка арендованного истцом – другой. В настоящее время порядок предоставления земельных участков в аренду изменился. Испрашиваемый истцом земельный участок в натуре на местности не числится и идентифицировать его невозможно, так как его границы не определены. Согласно Акту обследования спорного земельного участка, он действительно ФИО1 используется по назначению, на нем выращиваются арбузы. Но после ревизии земли было установлено, что спорный земельный участок фактически не существует, не выделен в натуре, границы его не установлены. Приостановка договора аренды осуществлена на основании Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Отказ в продлении договора аренды считает законным и обоснованным, так как в настоящее время не представляется возможным определить земельный участок и удовлетворить заявление истца по указанным в обжалуемом ответе основаниям.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут передаваться, в том числе и земельные участки.

Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

На основании п. 3 ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

В соответствии с ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Осиновореченским сельским муниципальным образованием в лице главы администрации ФИО1 и ФИО1 , последнему был предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 10 лет земельный участок <данные изъяты> согласно экспликации земель, для ведения личного подсобного хозяйства. Сторонами были согласованы - план земельного участка и экспликация земель, предоставленных в аренду.

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ., в отношении земельного участка с кадастровым номером зарегистрировано ограничение права в виде Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на 10 лет в пользу ФИО1 .

Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ.о земельном участке с кадастровым номером граница земельного участкане установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о согласовании границ отсутствуют. Отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. Сведения о правах (обременениях) носят справочный характер. Спорный земельный участок находится в аренде (в том числе субаренда) ФИО1 Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ. Адрес (описание местоположения): <адрес>, Большой Уссурийский остров. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: Для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь: 25000 кв.м. Сведения о правах – не зарегистрированы. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.

Согласно справке администрации Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , арендная плата за земельный участок, площадью 25 000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 внесена по ДД.ММ.ГГГГ. включительно.

Комиссией в составе заместителя начальника Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района – начальника отдела землепользования ФИО5, и главного специалиста отдела землепользования Пак И.В. был составлен Акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в ходе обследования установлено, что описываемый земельный участок располагается по вышеуказанному адресу, на кадастровом учете не стоит, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью около 25000 кв.м., фактическое использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок используется ФИО1 под посадку сельскохозяйственных культур (арбуза, кабачков).

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка на срок 25 лет.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1, Управлением архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. № ДД.ММ.ГГГГ согласно которому заявителю сообщено следующее. «Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. -пр утверждена концепция проекта «Комплексного развития острова Большой Уссурийский» (ДД.ММ.ГГГГ годы). На основании вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в настоящее время схема территориального планирования и концепции экономического развития острова Большой Уссурийский находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации, рассмотреть Ваше обращение не представляется возможным, до момента утверждения вышеуказанного документа предоставление земельных участков на данной территории приостановлено. Ранее представленные документы Вы можете получить в Администрации…».

Согласно служебной записке начальника отдела по земельным отношениям и муниципальному контролю Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района ФИО6, «земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 25000 кв. метров, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для личного подсобного хозяйства, располагается в Хабаровском районе Хабаровского края, однако согласно сведений из государственного кадастра недвижимости, информация о границах вышеуказанного земельного участка отсутствует. Из чего следует, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, а именно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и отсутствуют в полном объеме. Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты о внесении изменений в земельное законодательство, в том числе в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы в администрацию сельских поселений Хабаровского муниципального района при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Дополнительно сообщено, что на территории Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района правила землепользования и застройки не утверждены.».

Судом установлено, что во исполнение п. 2 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока от ДД.ММ.ГГГГ. Минвостокразвития России, направлен для рассмотрения и согласования проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении концепции развития российской части острова Большой Уссцрийский и палана мероприятий («дорожной карты») по её реализации. Проект распоряжения учитывает в том числе, нормы ФЗ от 29.12.2014г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Согласно Распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N2193-р, утверждена Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Концепция), в которой, указано, что перспективными для формирования территорий опережающего социально-экономического развития являются российская часть о.Большой Уссурийский - туристско-рекреационная зона, Хасанский район (Приморский край) - портовая инфраструктура, Свободненский район (Амурская область) - газо- и нефтепереработка, Смидовичский район (Еврейская автономная область) - агропромышленное производство, включая создание предприятий по переработке сои и производству комбикормов.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Территория опережающего социально -экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ, на семьдесят лет и срок ее существования может быть продлен по решению Правительства РФ.

Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению Правительства РФ по предложению уполномоченного федерального органа в случае, если это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства либо если по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.

Согласно ст. 9 Указанного закона, в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Не могут быть переданы управляющей компании на праве собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и приватизация которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границы территории опережающего социально-экономического развития допускается включать земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. N390 "О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития" утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, согласно которым п. 10-13 установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующие проект межевания территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков отсутствуют, решение о передаче земельного участка принимается после его образования.

Условия договора аренды определяются сторонами договора аренды в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Договор аренды с управляющей компанией заключается на срок существования территории опережающего социально-экономического развития. Управляющая компания имеет право на преимущественное заключение договора аренды на новый срок в случае принятия решения Правительства Российской Федерации о продлении срока существования территории опережающего социально-экономического развития.

Согласно п. 15 вышеназванных Правил, в случае поступления заявления и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка, здания, строения и сооружения договор аренды или договор безвозмездного пользования земельным участком, зданием, строением и сооружением расторгается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до принятия решения о передаче земельного участка, здания, строения и сооружения в собственность или аренду управляющей компании.

Как следует из представленных стороной ответчика документов, проект развития российской части острова Большой Уссурийский, поступил в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. -ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени, сведений об утверждении данного проекта, не имеется и сторонами суду не предоставлено.

Доводы заявителя, со ссылками на ст. 621 ГК РФ и ст. ст. 39.6, 39.8 Земельного кодекса РФ, не принимаются судом во внимание, как не состоятельные и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014г. N171-ФЗ, вступившего в силу с 1 марта 2015г.), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района и т.д.

Для признания судом решений органа местного самоуправления, должностного лица и др. недействительными и незаконными, необходимо одновременно наличие таких юридически значимых обстоятельств, как несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что ФИО1 в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, в орган местного самоуправления сельского поселения с заявлением о продлении срока действия Договора аренды или заключении нового Договора аренды – не обращался. Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как и Управление архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на день предоставления заявителю оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ., полномочиями распоряжения спорным земельным участком – не обладала. Кроме того, возложение на ответчиков обязанности по судебному решению заключить с ФИО1 новый договор аренды, в установленном законом порядке, противоречит положениям ст. 421 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. При этом, материалы дела не свидетельствуют о добровольном принятии на себя ответчиком соответствующего обязательства, а действующее законодательство такой обязанности на администрацию Хабаровского муниципального района - не возлагает.

Так же судом установлено, что Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. был заключен сторонами на срок 10 лет, вступил в силу с момента его государственной регистрации, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, срок окончания данного договора – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с нормами ГК РФ, извещение об отсутствии у арендодателя намерения продолжить договорные отношения аренды земельного участка по истечении срока его действия ФИО1 не получал, решение о прекращении договора аренды в установленном законом порядке, не было принято. В связи с чем, он пролонгируется на новый срок.

Доказательств обратного сторонами в судебное заседание не представлено и судом не установлено. Напротив, факт пролангации Договора аренды на новый срок подтвержден - Справкой о внесении ФИО1 арендной платы за земельный участок по ДД.ММ.ГГГГ. включительно, сведениями из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. и кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ., которые не содержат информации о прекращении государственной регистрации указанного Договора аренды.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что права истца оспариваемым ответом Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района <адрес> «О невозможности продления аренды земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ. № - нарушены не были. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований - не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Осиновореченского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе продлить договор аренды земельного участка, об обязании продлить договор аренды - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В соответствии с ч. 2 ст. 318 КАС РФ, судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2015г.

Судья В.В. Чуешкова