ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3122/20 от 02.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2020 года

Дело № 2а-3122/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кукленко С.В.,

при секретаре Закарян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановой Татьяны Алексеевны к административному ответчику Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратилась в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что является собственником объекта недвижимого имущества: Здание. КН <данные изъяты> Площадь 770,7 кв.м. 2 эт. Назначение: жилой дом. Адрес: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ административным истцом направлено заявление о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение в порядке ст. 23 ЖК РФ посредствам МФЦ. Государственную (муниципальную) услугу по переводу жилого помещения в нежилое, осуществляет административный ответчик. Одновременно с заявлением административным истцом направлены требуемые документы, в том числе правоустанавливающие документы, план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт), поэтажный план жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием правового обоснования, а также несоблюдением требований законодательства по возврату оригиналов документов при отказе в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, административный истец направил обращение административному ответчику с целью установления точных причин отказа и возврате представленных документов. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ на обращение. В обоснование отказа, административный ответчик указал, что положениями главы 3 ЖК РФ, а также Административного регламента <данные изъяты> муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, не предусмотрен перевод жилых зданий в нежилые. Также отмечено, что ЖК РФ не содержит понятие «нежилое здание», и как следствие, данное понятие не может быть истолковано как помещение. В соответствии с нормами ЖК РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения о Департаменте архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, административный ответчик не наделен полномочиями по изменению статуса объекта капитального строительства (вида разрешенного использования объекта капитального строительства). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик конкретизировал основания отказа: п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ в части несоблюдения требований ч. 1 ст. 22 ЖК РФ. Административный истец не согласен с позицией административного ответчика, полагая, что не нарушил нормы ЖК РФ.

На основании изложенного просит признать незаконным Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение.

В судебное заседание административный истец не явился, представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.

Представитель административного истца – Косолапов Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Ивахнин А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Основанием для принятия указанного Распоряжения послужило невыполнение требований ч. 1 ст. 22 ЖК РФ.

Согласно статье 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

На основании ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества: Здание. <данные изъяты>. Площадь 770,7 кв.м. 2 эт. Назначение: жилой дом. Адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом направлено заявление о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение в порядке ст. 23 ЖК РФ посредствам МФЦ. Государственную (муниципальную) услугу по переводу жилого помещения в нежилое, осуществляет административный ответчик.

Одновременно с заявлением административным истцом направлены требуемые документы, в том числе правоустанавливающие документы, план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт), поэтажный план жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием правового обоснования, а также несоблюдением требований законодательства по возврату оригиналов документов при отказе в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, административный истец направил обращение административному ответчику с целью установления точных причин отказа и возврате представленных документов.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ на обращение. В обоснование отказа, административный ответчик указал, что положениями главы 3 ЖК РФ, а также Административного регламента <данные изъяты> муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, не предусмотрен перевод жилых зданий в нежилые. Также отмечено, что ЖК РФ не содержит понятие «нежилое здание», и как следствие, данное понятие не может быть истолковано как помещение. В соответствии с нормами ЖК РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения о Департаменте архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, административный ответчик не наделен полномочиями по изменению статуса объекта капитального строительства (вида разрешенного использования объекта капитального строительства).

В ответе от 07.09.2020 административный ответчик конкретизировал основания отказа: п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ в части несоблюдения требований ч. 1 ст. 22 ЖК РФ.

Административный истец не согласен с позицией административного ответчика, полагая, что не нарушил нормы ЖК РФ.

Частью 3 ст. 23 ЖК РФ установлен запрет органу, осуществляющему перевод помещений, требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В силу ч. 2 ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные части 1 настоящей статьи.

Перечень оснований для отказа перевода помещения из жилого в нежилое является исчерпывающим. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (часть 3 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, и судом установлено, что все необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилое, административным истцом, при обращении в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону предоставлены.

Представленное в материалы дела распоряжение ДАиГ г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> имеет ссылку на ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, но не содержит конкретных оснований отказа, предусмотренных частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела имеется ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ И.о. главного архитектора города-директора Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о причинах отказа, в котором указано, что перевод жилого объекта в нежилое, при том, что возникший объект ограничен теми же строительными конструкциями, что и до его перевода, приведет к возникновению нежилого здания. Поскольку ЖК РФ не содержит понятие нежилое здание и, как следствие, оно не может быть истолковано как помещение, положениями главы 3 Жилищного кодекса РФ и административного регламента <данные изъяты> муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, такой перевод жилых зданий не предусмотрен.

При этом, в данном ответе указано, что комплектность документов, представленных заявителем совместно с заявлением о переводе помещения, соответствует требованиям ч. 2 ст. 23 ЖК РФ и административного регламента <данные изъяты> муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Между тем, согласно положениям ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, позиция административного ответчика о том, что административному истцу надлежит обращаться с заявлением о переводе из жилых помещений в нежилые, по каждому помещению в доме (комнате) отдельно, не выдерживает критики, поскольку в жилом доме имеются помещения, которые не предназначены для проживания (туалетные комнаты, ванные комнаты, кухня).

Исходя из изложенного, суд не может согласиться с позицией административного ответчика. Так административным истцом в муниципальный орган представлены все необходимые и предусмотренные ЖК РФ документы для перевода жилого помещения в нежилое, основания, указанные административным ответчиком в оспариваемом отказе, не соответствуют нормам права.

Суд приходит к выводу, что распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> об отказе в переводе жилого помещения в нежилое на объект недвижимости – жилой лом, принадлежащий административному истцу, подлежит признанию незаконным и отмене, как несоответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающее права административного истца.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о переводе жилого помещения с КН <данные изъяты>, площадью 770,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> об отказе в переводе жилого помещения КН <данные изъяты>, площадью 770,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону повторно рассмотреть заявление Ивановой Татьяны Алексеевны о переводе жилого помещения КН <данные изъяты>, площадью 770,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Кукленко С.В.