Дело №2а-94/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2017 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Вахтиной О.Н.,
представителя административного истца Шуйского межрайонного прокурора Эверстова А.В.,
рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и принять Административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и принять Административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения. Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальных услуг по содействию развития сельскохозяйственного производства и созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании представитель административного истца Шуйского межрайонного прокурора Эверстов А.В. поддержал заявленные исковые требования по всем доводам, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, признал исковые требования в полном объеме.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.3 ч.1 данной статьи, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.3 ст.1 ФЗ РФ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков. В соответствии с ч.1 ст.2 указанного федерального закона, участниками отношений, регулируемых данным Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с ч.1 ст.10 указанного федерального закона, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным коджексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности: крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами.
Согласно п.1 п.5 ст.3 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст.16 указанного федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.2014 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с ч.2 ст.12 указанного федерального закона, структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах, формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Также в соответствии с ч.1 ст.13 указанного федерального закона, разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. Органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст.7 ФЗ РФ от 06.10.2003 Г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Проведенной Шуйской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что до настоящее времени Администрацией муниципального образования Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области не разработан и не принят административный регламент, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения. Бездействие администрации муниципального образования ограничивает права потенциальных заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на обращение за муниципальными услугами в данной сфере. Изложенное бездействие создает «правовой вакуум» в порядке предоставления земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, что может послужить основанием к признанию договоров аренды недействительными, а равно установить неограниченный круг оснований к отказу предоставления земельных участков, что повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.
Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц.
Таким образом, факт нарушения административным ответчиком законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в судебном заседании установлен представленными материалами.
От административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения поступило заявление о признании исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст.46 КАС РФ, принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, установленных ст.39 КАС РФ.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и принять Административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по неразработке Административного регламента предоставления муниципальных услуг, устанавливающего порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, незаконным.
Обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области разработать и принять Административный регламент предоставления муниципальных услуг, устанавливающий порядок предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 15 января 2017 года.
Судья Л.В.Козлова.