ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3123/2016 от 22.03.2017 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-504/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 марта 2017 года п. ЛениноЛенинский районный суд Республики Крым в составе :

председательствующей судьи Украинец Л.И.

при секретаре: Султановой А.Р.

с участием прокурора-представителя административного истца Никоновой А.И.,

представителя административного ответчика Сакун Г.Д.

заинтересованного лица Руденок М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда п. Ленино административное дело по административному иску Прокуратуры Ленинского района Республики Крым, в интересах: неопределенного круга лиц, к Ильичевскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Руденок М.С. о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского обратился в суд с исковым заявлением к Ильичевскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Руденок М.С. о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения, мотивируя требования тем, что проведённой проверкой прокуратурой Ленинского района установлено, что Руденок М.С., избранный главой муниципального образования Ильичевское сельское поселение Ленинского района Республики Крым решением 1 сессии 1 созыва Ильичевского сельского совета Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ участвовал лично в рассмотрении гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО1, третье лицо администрация Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности в качестве представителя третьего лица в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не уведомил комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возможном конфликте интересов по указанному делу, так как истец ФИО2 является его родным братом. По факту выявленного нарушения прокурором внесено представление ДД.ММ.ГГГГ за исх. в адрес Ильичевского сельского совета об устранении нарушений путём вынесения на рассмотрении сессии сельского совета Ильичевского сельского поселения на Ленинского района Республики Крым вопроса об освобождении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района РК Руденок М.С. с муниципальной должности в связи с утратой доверия. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ 25 сессии 1 созыва Ильичевского сельского совета принял решение отказал в досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения Администрации Ильичевского сельского поселения Руденок М.С. Прокурор считает оспариваемое решение незаконным, принятым в нарушение требований ч.7.1 ст. 40,п.10 ч.10 ст. 40,ч.10.1 ст. 40 ФЗ от 6.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ так как допущенные нарушения свидетельствуют о намеренном игнорировании требований Федерального Закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции», нарушающим интересы неопределённого круга лиц. В связи с чем просит суд признать действия Ильичевского сельского совета выразившиеся в принятии решения сельского совета от 16 ноября 2016г. №132 об отказе в досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения Руденок М.С. незаконными и обязать Ильичевский сельский совет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Администарции Ильичевского сельского поселения Руденок М.С.

В судебном заседании представитель прокуратуры Никонова А.И. иск поддержала по изложенным в нём доводам.

Представитель ответчика Ильичевского сельского совета Сакун Г.Д. с иском не согласилась, просит в его удовлетворении отказать, так как конфликта интересов в споре по гражданскому делу по иску ФИО2 к ФИО3 о признании права собственности на квартиру отсутствует. ФИО2 представил интересы третьего лица администрации Ильичевского сельского поселения и интереса которого на предмет спора не было.

Заинтересованное лицо Руденок М.С. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что он выполнял должностные обязанности в соответствии с должностными обязанностями Главы администрации и Устава Ильичевского сельского поселения представлял интересы третьего лица привлечённого судом к участию в деле и никаких личных интересов в споре по иску его брата к ФИО1 не имел, так как предметом спора было имущество, принадлежащее на праве частной собственности ФИО4

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 в судебном заседании суду подтвердила, что она является председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Администрации Ильичевского сельского поселения и одновременно с ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации Ильичевского сельского поселения. На момент предъявления иска ФИО2 и получения администрацией Ильичевского сельского поселения повестки в суд, она находилась в отпуске, поэтому в августе и сентябре не могла участвовать в качестве представителя третьего лица, интереса Ильичевского сельсовета и самого Главы администрации, в данном деле не было. В данном споре интерес Ильичевского сельского совета не затрагивался, Руденок М.С. обратился с заявлением о возможности возникновения конфликта интересов по гражданскому делу по иску ФИО2 после подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ, но комиссия посчитала действия главы администрации объективными и беспристрастными, которые не влияют и не могут повлиять на должное исполнение своих должностных обязанностей и рекомендовала главе администрации до окончания разбирательства в отношении административных требований Прокуратуры Ленинского района передать полномочия по вопросу представительства Администрации сельского поселения в суде в отношении исковых требований ФИО2

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно подпунктов «а, б» пункта 2; пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ«О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона, под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Таким образом, конфликт интересов это ситуация, имеющая имущественную составляющую, при которой личные интересы муниципального служащего, не совпадают с целями государства. Как правовой институт конфликт интересов является элементом антикоррупционного механизма, цель предотвращения которого - недопущение причинения вреда интересам государства и общества.

Статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», установлено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18, 46 и 133 Конституции Российской Федерации).

Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами".

Согласно исследованных в судебном заседании доказательств, установлено следующее. Решением 1 сессии 1 созыва Ильичевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГРуденок М.С., принят на должность главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района РК (л.д.26). Согласно п.2.3. должностной инструкции главы Ильичевского сельского поселения Глава администрации принимает меры по обеспечению и защите интересов сельского поселения в суде, арбитражном суде, а также в государственных органах, в соответствии с п. 2.27 должностной инструкции Глава сельского поселения подконтролен и подотчётен населению и Совету поселения. ИЗ п.3.2 указанной должностной инструкции усматриваются полномочия главы без доверенности действовать от имени сельского поселения (л.д.27-28).

Как установлено в судебном заседании на основании осмотренного в судебном заседании гражданского дела г. Руденок М.С. участвовал лично в рассмотрении гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО1, третье лицо администрация Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности в качестве представителя третьего лица в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.14-15,16,17,18-19,20). Предметом спора является <адрес> за куплю-продажи которой ФИО2- истец по делу, оплатил стоимость собственнику квартиры ФИО4, за которым право собственности на спорную квартиру было признано решением Ленинского райсуда АРК от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно осмотренных материалами гражданского дела указанное решение отменено и постановлено новое решение по которому за ФИО6 Ириной признано право собственности на ? долю спорной квартиры как на долю в совместно нажитом имуществе супругов. Поскольку продавец квартиры умер, истцом в качестве ответчика в иске указана наследник ФИО1, а третьим лицом администрация Ильичевского сельского поселения.

Истцом ДД.ММ.ГГГГ за исх. в адрес Ильичевского сельского совета внесено представление «Об устранении нарушений путём вынесения на рассмотрении сессии сельского совета Ильичевского сельского поселения на Ленинского района Республики Крым вопроса об освобождении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района РК Руденок М.С. с муниципальной должности в связи с утратой доверия в виде не уведомления Руденок М.С. о возможном конфликте интересов по делу (л.д.8-10). Ответчик ДД.ММ.ГГГГ решением 25 сессии 1 созыва Ильичевского сельского совета отказал в досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения Администрации Ильичевского сельского поселения Руденок М.С. Данное решение, по мнению суда, принято в соответствии с ч.7.1 ст. 40,п.10 ч.10 ст. 40,ч.10.1 ст. 40 ФЗ от 6.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ так как действия Руденок М.С. в качестве представителя третьего лица в деле не свидетельствуют о намеренном игнорировании требований Федерального Закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» и не нарушает интересов неопределённого круга лиц.

Так, третьи лица участвуют в гражданском процессе для защиты своих прав и охраняемых законом интересов, которые не совпадают с интересами истца и ответчика, поскольку решение суда, вынесенное по спору между первоначальными сторонами, может затронуть в той или иной мере права и интересы этих лиц.

В случае участия третьих лиц в процессе, суд сталкивается с несколькими материальными правоотношениями, находящимися в неразрывной связи и взаимозависимости.

Субъекты этих материальных правоотношений вступают в начатый процесс для защиты своих интересов. В данном случае в интересах Ильичевского сельского поселения.

Закон предусматривает возможность участия в гражданском процессе двух видов третьих лиц: третьи лица, заявляющие самостоятельные относительно предмета спора (ст. 42 ГПК РФ), и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ).

Вступление третьих лиц в процесс осуществляется, как правило, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Вместе с тем закон допускает возможность вступления в дело третьих лиц до принятия судом первой инстанции.

Как при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно спора, так и при вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, рассмотрение дела происходит с самого начала (ч. 2 ст. 42 и ч. 2 ст. 43 ГПК РФ).

Закон предоставляет любому гражданину или юридическому лицу, чьи права и законные интересы нарушены или оспорены, право на судебную защиту. Такая защита может быть осуществлена как путем возбуждения гражданского дела в суде и участия заинтересованных лиц в качестве сторон (соучастников) по делу, так и путем вступления (привлечения) заинтересованного лица в уже начавшийся процесс и участия в нем в качестве третьего лица. Третье лицо с самостоятельными требованиями и третье лицо без самостоятельных требований являются предполагаемыми участниками иного материального правоотношения, связанного с правоотношением между сторонами. Помимо обеспечения судебной защиты субъекту, не являющемуся стороной по делу, участие третьих лиц позволяет объединить в одном деле все доказательства, способствует экономии процесса, предотвращает вынесение судом противоречивых решений.

Третьи лица без самостоятельных требований не обладают диспозитивными процессуальными правами, не являются они также и предположительными субъектами спорного материального правоотношения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, могут участвовать в процессе на стороне ответчика. Гораздо реже в судебной практике встречаются случаи участия третьих лиц на стороне истца.

- отсутствие самостоятельного требования на предмет спора;

- вступление в уже начатое по инициативе истца дело и участие в нем на стороне истца или ответчика;

- наличие материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает;

- защита третьим лицом собственных интересов, поскольку решение по делу может повлиять на его права и обязанности.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда (ч. 1 ст. 43 ГПК РФ).

Таким образом, у третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, отсутствуют диспозитивные, распорядительные права сторон. О вступлении в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, суд выносит определение, при этом рассмотрение дела в суде производится с самого начала (ч. 2 ст. 43 ГПК РФ).

Следовательно, вступление в дело на стороне истца или ответчика не создает для третьих лиц положения стороны (соучастника) по спору между истцом и ответчиком. Третье лицо не является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения и не предъявляет никаких требований на объект спора. В связи с этим закон и не предоставляет третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований, полный объем прав и обязанностей стороны. Однако, поскольку третьи лица участвуют в деле на стороне истца или ответчика, они, следовательно, содействуют защите субъективных прав и охраняемых законом интересов сторон.

Исходя из вышеизложенного доводы иска о том, что Руденок М.С. не уведомил комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возможном конфликте интересов по указанному делу, так как истец ФИО2 является его родным братом, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что интерес данном споре Ильичевского сельсовета, как третьего лица на территории которого, находится спорное жильё мог проявиться только в возможном признании спорного имущества выморочным, в случае непринятия наследства иными наследниками, что исключает какую либо-заинтересованность главы администрации, как представителя третьего лица в споре между его родным братом и ответчицей ФИО1 Факт родственных отношений с истцом ФИО2 по делу заинтересованное лицо не оспаривает.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства и оценив возникшую между сторонами ситуацию, суд приходит к выводу, что она не подтверждает возникновение между сторонами отношений конфликта интересов, то есть ситуации, при которой исходя из буквального смысла ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», какая либо личная заинтересованность Руденок М.С., влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ею должностных (служебных) обязанностей и при которой возникло противоречие между его личной заинтересованностью, правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, обществу или государству. Доводы прокурора о том, что Руденок М.С., являясь главой администрации Ильичевского сельского поселения осуществляя полномочия по представительству третьего лица, из личной заинтересованности может повлиять на мнение и соответственно на его семейном бюджете и приведет к получению доходов в виде материальной выгоды, как непосредственно для его брата и членов семьи Руденок М.С., не свидетельствуют о личной заинтересованности Руденок М.С., влияющей на объективное выполнение последним должностных обязанностей, последствием которых является возможность получения доходов при их исполнении, являются необоснованными и не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании, поскольку Руденок М.С., как муниципальный служащий, осуществляющий полномочия по руководству администрацией Ильичевского сельского поселения, не обладает организационно –распорядительными или административно- хозяйственными функциями в отношении спорного имущество, принадлежащего одной из сторон спора, не наделён полномочиями принимать обязательные для исполнения решения в отношении спорной квартиры, то есть не осуществляет функции распоряжения личной собственностью граждан; не имеет отношение к финансовому обеспечению спорной квартиры, не наделен полномочиями на исполнение каких-либо обязанностей по представительству интересов ФИО2

Осуществляет свою деятельность Главы администрации Ильичевского сельского поселения как представителя третьего лица, исключает возможный конфликт интересов, по правоотношениям, возникающим между истцом ФИО2 и ФИО1

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела прокурором в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства того, что в данной ситуации может возникнуть конфликт интересов, не приведены, как не доказано и возникновение конфликта интересов муниципальной службы, в связи с чем, основания для отстранения Руденко М.С от исполнения обязанностей главы администрации Ильичевского сельского поселения, отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора не подлежат удовлетворению. Поэтому в удовлетворении административного искового заявления Прокуратуры Ленинского района Республики Крым, в интересах: неопределенного круга лиц к Ильичевскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Руденок М.С. о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Прокуратуры Ленинского района Республики Крым, в интересах: неопределенного круга лиц к Ильичевскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Руденок М.С. о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий главы Администрации Ильичевского сельского поселения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 27 марта 2017 года.

Судья Л.И. Украинец