ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3124/2021 от 17.01.2022 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-36/2022

УИД 33RS0002-01-2021-004016-04

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 января 2022 года г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Авдеевой Н.В.,

при секретаре Гуровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Владимира об обязании разработать проект и построить дорогу,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Владимира об обязании разработать проект и построить дорогу с твердым покрытием от <...><...> (300 метров) в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование искового заявления указано, что ФИО1 является собственником домовладения ### по <...><...>. Дом является последним на указанной улице. Асфальтовой дороги у дома ФИО1 нет, она заканчивается в центре улицы. Дорога грунтовая, поэтому половина <...> - это постоянная грязь и пыль. На протяжении длительного времени ФИО1 пишет и ходит на прием к должностным лицам местной администрации по вопросу устройства дороги на <...><...>. Однако результата нет, дорога не построена.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Владимира об обязании разработать проект и построить дорогу по правилам административного судопроизводства в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении иска по доводам, в нем изложенным. Пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года обращался во всевозможные инстанции для решения вопроса, однако участок дороги так и не был сделан. В ДД.ММ.ГГГГ году была насыпана асфальтная крошка, однако ямы на дороге остались.

Представитель административного ответчика администрации г. Владимира и заинтересованного лица УЖКХ администрации г. Владимира ФИО3, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований ФИО1 Пояснила, что постановлением администрации г.Владимира от 09.02.2017 № 335 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Владимир и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. В данный перечень включена дорога по <...>, данной дороге присвоена 3 категория. Согласно п.4.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части дороги 3 категории может иметь капитальный и облегченный тип дорожной одежды. Участок автодороги до <...> имеет асфальтобетонное покрытие. До <...> участок дороги имеет облегченный вид покрытия – асфальтобетонная крошка, каменные материалы. Согласно «ГОСТ Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» дорожная одежда облегченного типа: дорожная одежда с покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах категорий 3-5, имеющая пониженные по сравнению с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности. Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### утвержден порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г.Владимир. Согласно п.5.1. порядка работы по содержанию автомобильных дорог осуществляются систематически (с учетом сезона года) на всем протяжении автомобильной дороги по всем ее элементам и дорожным сооружениям. Согласно п.5.3. порядка обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог по муниципальным контрактам, заключаемым с управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, либо в рамках муниципального задания, установленного МКУ «ЦУГД». В соответствии с постановлением главы г. Владимира от 19.07.2011 № 1533 определена основная цель создания данного учреждения: надлежащее эффективное содержание и уборка в установленном порядке объектов внешнего благоустройства, управление городским транспортом и развитие дорожной инфраструктуры хозяйства, а также содействие реализации управленческих функций управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира. МКУ «Центр управления городскими дорогами» как юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам. Приказом УЖКХ ежегодно утверждается муниципальное задание для МКУ «ЦУГД», доводятся лимиты бюджетных обязательств. Приведенные обстоятельства дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание участка дорог допущено не администрацией города. Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ «ЦУГД», которому переданы соответствующие полномочия. Содержанием работ согласно заданию является выполнение работ в соответствие с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402. Работы по содержанию спорного участка дороги проводятся постоянного, по мере необходимости и выявления устраняются дефекты. Неоднократно проводился ремонт дефектов дорожного покрытия МКУ «ЦУГД» струйно-инъекционными методами, планировка участка дороги с добавлением лома асфальтобетона. Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обследования участка автомобильной дороги по <...> в районе домом ###-### участок имеет ровное покрытие, что соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, повреждений и дефектов более допустимых параметров по ГОСТ не выявлено. Спорный участок дороги имеет протяженность не 300 м., а 120 метров. Кроме того, лица осуществляющее дорожную деятельность самостоятельно определяет способы приведения в соответствие с требованиями ГОСТ дорожного покрытия - капитальный ремонт, ремонт или содержание дороги. Таким образом, в рамках контрольных функций в адрес МКУ «ЦУГД» неоднократно давались, в том числе дополнительные поручения по проведению работ по содержанию автомобильной дороги по <...>, в том числе устранение дефектов дорожного полотна. Также структурным подразделением на регулярной основе проводится содержание данного участка дороги.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Благоустройство» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения административного искового заявления. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года МКУ «Благоустройство» не занимается содержанием автомобильных дорог, содержание автомобильных дорог закреплено за МКУ «ЦУГД» по муниципальному заданию. МКУ «Благоустройство» согласно муниципальному заданию занимается организаций благоустройства и озеленения, организацией и содержанием мест захоронения, ремонтом электрического оборудования.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее участвовавший представитель в судебном заседании просил в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку спорный участок дороги организован согласно ГОСТ из асфальтового и щебеночного покрытия, по заявлению истца на данном участке дороги были устранены дефекты – ямы.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Центр управления городскими дорогами» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее участвовавший представитель в судебном заседании, просил в удовлетворении требований административного истца отказать, пояснив, что указанный участок дороги содержится в надлежащем виде и по мере необходимости производится ямочный ремонт, а также очистка данной дороги.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Для признания решений, действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ст.13 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в местного значения в границах городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.7 вышеприведенной правовой нормы владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

По смыслу п. 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, в соответствии с которым дорога V категории имеет одну полосу движения шириной 3,5- 4,5м, шириной обочины не менее 1-1,75м, отсутствие разделительной полосы.

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 утвержден "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", согласно п. 3.93а которого твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Пунктом 8.1 Свода правил предусмотрено, что дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции для дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой, и типов укреплений обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.

Согласно п.8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:

1. Капитальные:

- цементобетонные монолитные;

- железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные;

- асфальтобетонные.

2. Облегченные:

- асфальтобетонные;

- из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими материалами.

3. Переходные:

- щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.

4. Низшие:

- из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: <...> жилого дома, расположенного на данном земельном участке (т.1 л.д. 78--86).

Автомобильная дорога ### протяженностью 0,510 км, расположенная в <...>, относится к дорогам 3-ей категории и включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г. Владимира, утвержденный постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.172-177).

Указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство» (л.д.87).

Согласно ответу директора департамента транспорта и дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, данного ФИО1 на его обращение на личном приеме, автомобильная дорога по <...> до мест захоронения относится к дорогам местного значения г.Владимира. Администрации г.Владимира в целях обеспечения проезда рекомендовано выполнить в текущем году необходимые работы по восстановлению покрытия указанной дороги (л.д.9).

Согласно ответа на обращение ФИО1 члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от ДД.ММ.ГГГГФИО5, он обратился к главе администрации г.Владимира ФИО6 с просьбой принять меры по благоустройству <...> (л.д.10).

Согласно ответу заместителя главы администрации г.Владимира ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1, поступившее в администрацию Владимирской области из администрации Президента Российской Федерации и прокураты Владимирской области, указанная в обращении грунтовая дорога протяженностью 350 метров, ведет к кладбищу, используется только для похоронных процессий и посещения гражданами могил родственников. Среднегодовое количество захоронений на кладбище составляет <данные изъяты> человек в год. Проектно-сметная документация на строительство указанной дороги с асфальтовым покрытием отсутствует. В рамках адресной инвестиционной программы города на <данные изъяты> и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы предусмотреть средства на проектирование и строительство данной дороги в связи с дефицитом бюджетных средств не представляется возможным (л.д.11).

Согласно ответу первого заместителя главы администрации <...>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1, проектно-сметная документация на строительство дороги в мкр.Мостостой отсутствует. Адресной инвестиционной программой города, утвержденной решением Совета народных депутатов г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### «О бюджете города на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов», средства на проектирование и строительство дороги не предусмотрены. Вопрос о выделении средств может быть рассмотрен в ДД.ММ.ГГГГ году. Дополнительно сообщено, что подведомственным администрации города учреждением выполнены работы по ремонту дефектов дорожного покрытия на участке дороги мкр.Мостострой-Владимир струйно-инъекционным методом (л.д.14).

Как следует из письма МКУ «ЦУГД» от ДД.ММ.ГГГГ учреждением выполнен ямочный ремонт участка дороги по <...> (в районе домов <...>) асфальтобетонной крошкой (л.д.71).

Согласно совместного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами УЖКХ администрации г.Владимира, с участием представителя МКУ «Благоустройство», участка автомобильной дороги по <...> в районе домов ###, покрытие дорожной одежды – асфальто-бетонная крошка. Вышеуказанный земельный участок имеет ровное покрытие, что соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2917, повреждений и дефектов более допустимых параметров не выявлено. Дорожные условия соответствуют безопасному дорожному движению (л.д.166).

Между тем, фотографий, на которых зафиксированы изложенные в акте обстоятельства, административным ответчиком и заинтересованными лицами к нему не приложено.

Вместе с тем, принимая во внимание представленные истцом фотографии (л.д.20-23), не оспоренные ответчиком, свидетельствующие об обратной ситуации на спорном участке дороги, нежели зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ, на которых имеются ямы, наполненные водой с талым снегом, и отсутствует асфальто-бетонное покрытие и асфальто-бетонная крошка, суд критически относится к представленному административным ответчиком акту осмотра спорного участка дороги.

Таким образом, административным ответчиком не опровергнуто утверждение истца об отсутствии на спорном участке дороги надлежащего качества.

Согласно комиссионному акту в составе двух должностных лиц УЖК администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, покрытие дорожной одежды спорной дороги – асфальто-бетонная крошка. На проезжей части выявлены 2 дефекта (ямы), которые будут устранены.

Между тем, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих отсыпку указанного участка дороги после указанной в акте даты, административным ответчиком суду не представлено.

Представленные МКУ «ЦУГД» акты от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по планировке дороги с добавлением лома асфальтобетона (л.д.102-103), учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, не принимаются судом во внимание. Исходя из установленных судом обстоятельств, проведенные указанные в актах работы необходимого результата не дали.

Согласно постановлению администрации г. Владимира от 09.07.2015г. №2444 «Об утверждении порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Владимир» (п.5.3) обязанность по обеспечению состояния дорог при их содержании правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог по муниципальным контрактам, заключаемым УЖКХ, либо в рамках муниципального задания, установленного МКУ г. Владимира « ЦУГД».

Вместе с тем, спорная дорога в муниципальном задании на выполнение муниципальных работ на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы согласно приказа УЖКХ администрации <...>###-п от ДД.ММ.ГГГГ для МКУ «ЦУГД» не включена (л.д.58-70).

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Соответствия спорной автомобильной дороги указанным выше требованиям ответчиками не доказано.

Одной из задач административного судопроизводства, указанной в ст.3 КАС РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку спорная автомобильная дорога является муниципальной собственностью городского поселения, и орган местного самоуправления в лице администрации города Владимира обязан своевременно принимать меры для поддержки в надлежащем состоянии дорог местного значения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об обустройстве дороги.

Вместе с тем, суд полагает требование ФИО1 о возложении обязанности на административного ответчика разработать проект дороги заявлено излишне, поскольку данная дорога существует и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Владимира об обязании разработать проект и построить дорогу удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Владимира в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству автомобильной дороги по адресу: <...> (идентификационный номер ###) в соответствии с требованиями действующего законодательства (ГОСТ Р 50597-2017).

Об исполнении решения административному ответчику сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Авдеева

Решение суда принято в окончательной форме 31.01.2022.

Судья Н.В. Авдеева