ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3126/20 от 04.10.2021 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0024-01-2020-003780-07

Дело № 2а-742/2021

мотивированное решение изготовлено 04.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горчаковой Светланы Николаевны к УГИБДД УМВД России по Ярославской области, Главному Управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России о возложении обязанности по внесению изменений в государственный реестр транспортных средств, паспорт транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Горчакова С.Н. обратилась в суд с иском к УГИБДД УМВД России по Ярославской области о возложении обязанности по внесению изменений в государственный реестр транспортных средств в части грузовой газели марки НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, принадлежащий Горчаковой Светлане Николаевне, выдаче нового регистрационного паспорта транспортного средства.

В обоснование административных исковых требований указала, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА приобрела для личного пользования по договору купли-продажи НОМЕР транспортное средство: грузовая газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР, кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, идентификационный номер (VIN) НОМЕР, изготовленное в 2007 году ООО «АвтоМаш», одобрение типа ТС № НОМЕРФИО1 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

При постановке на учет автомобиля по своему прежнему месту жительства в УГИБДД УМВД России по Архангельской области выдано свидетельство о регистрации транспортного средства НОМЕРНОМЕР, регистрационный знак НОМЕР. При постановке транспортного средства на учет сомнений у сотрудников Госавтоинспекции относительно подлинности паспорта транспортного средства не возникло, автомобиль допущен к участию в дорожном движении.

В сентябре 2019 года административный истец при принятии решения о продаже указанного транспортного средства столкнулась с проблемой его реализации в связи с выявленным совпадением по идентификационному номеру (VIN) с другим транспортным средством, при обращении к информационной базе Госавтоинспекции история регистрационных действий выдается смешанной по двум транспортным средствам. Причиной дублирования идентификационного номера явились технические неполадки в работе программного обеспечения завода-изготовителя.

В дальнейшем административный истец уточнила административные исковые требования, просила возложить обязанность на надлежащего ответчика по внесению изменений в государственный реестр транспортных средств в части добавления добавочного идентификационного номера (VIN) первоначального производителя ГАЗ НОМЕР на грузовой газели марки НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, принадлежащий Горчаковой Светлане Николаевне, внести соответствующие изменения в паспорт транспортного средства.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное Управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, в качестве заинтересованного лица Роскомнадзор, Минпромторг России.

Административный истец Горчакова С.Н., представитель административного истца по ордеру адвокат Падалка Н.Г. в судебное заседание явились, административные исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, пояснили суду, что ошибочное указание одного и того же номера VIN на разных автомобилях внесено в базу регистрационных данных и владению автомобиля не препятствует в связи с произведенными отметками в ПТС, но препятствует его продаже, поскольку потенциальные покупатели при вводе указанного номера VIN получают информацию об ином транспортном средстве и отказываются от покупки, что препятствует в полном объеме реализации правомочий собственника ТС.

Представитель административного ответчика УГИБДД УМВД России по Ярославской области по доверенности Барсукова Ю.А. в судебное заседание явилась, в удовлетворении административных исковых требований возражала, дала пояснения согласно тексту возражений.

Административный ответчик Главное Управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменную позицию по делу.

Представители заинтересованных лиц ООО «АвтоМаш», УГИБДД УМВД России по Архангельской области, УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, Минпромторга России, Роскомнадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регулируются Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о регистрации транспортных средств), Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 (далее – Правила), Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о регистрации транспортных средств идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).

Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: 1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ (свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) (ст. 14 Закона о регистрации транспортных средств).

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о регистрации транспортных средств идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов.

В силу п. 18 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – технический регламент), каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением № 7 к настоящему техническому регламенту.

Пунктом 1.1 приложения № 7 к техническому регламенту определено, что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.

Идентификационный номер транспортного средства относится к регистрационным данным транспортного средства (п. 5 ч. 2 ст. 11 Закона о регистрации транспортных средств).

По смыслу приведенных положений идентификационный номер (VIN) транспортного средства является индивидуальным на каждом транспортном средстве и двух одинаковых идентификационных номеров (VIN) быть не может. Идентификация транспортного средства является необходимым условием для совершения действий по государственной регистрации транспортного средства.

Из материалов дела следует, что Горчакова С.Н. является собственником транспортного средства грузовая газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, идентификационный номер (VIN) НОМЕР, номер шасси НОМЕР, изготовленного в 2007 году ООО «АвтоМаш», одобрение типа ТС № НОМЕРФИО1 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА административным истцом произведена постановка транспортного средства газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, идентификационный номер (VIN) НОМЕР, номер шасси НОМЕР, ПТС <адрес>, выданный ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «АвтоМаш», на учет по месту жительства в ОВД по Коношскому району Архангельской области с присвоением государственного регистрационного знака НОМЕР

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Горчакова С.Н. обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные указанного транспортного средства в связи с изменением адреса регистрации.

При проверке данных по Федеральной информационной системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения выявлено, что указанный автомобиль совпадает по номеру VIN НОМЕР с автомобилем НОМЕР, 2006 г.в., кузов НОМЕР, государственный регистрационный знак НОМЕР, зарегистрированным в МРЭО № 5 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Материал для проверки направлен в ОМВД России по Красноперекопскому городскому району (КУСП НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно справке об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ УМВД России по Ярославской области НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА имеющаяся маркировка на транспортном средстве газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, идентификационный номер (VIN) НОМЕР, номер шасси НОМЕР, 2007 г.в., г.р.з. НОМЕР является первоначальной, изменениям не подвергалась.

По информации, представленной ООО «АвтоМаш» НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, причиной дублирования идентификационного номера VIN автомобилей явились технические неполадки, а именно, сбой программ Microsoft Access. Выявление ошибки при присвоении идентификационного номера (VIN) транспортного средства было невозможно ввиду смены одобрения типа транспортного средства.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области в связи с изменением адреса регистрации внесены изменения в регистрационные данные транспортного средства, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства НОМЕР. В паспорт транспортного средства НОМЕР в графе «особые отметки» внесена информация о совпадении по VIN-номеру автомобиля, принадлежащего административному истцу, с автомобилем НОМЕР (оригинал ПТС НОМЕР) в связи с ошибкой в результате технического сбоя при маркировке VIN.

Вместе с тем, поскольку основным поисковым реквизитом проверки на информационных ресурсах ГИБДД является VIN-номер транспортного средства, принадлежащий одновременно двум автомобилям, история регистрационных действий этих автомобилей в органах ГИБДД выдается смешанной. Согласно пояснениям истца наличие двух транспортных средств с одинаковым идентификационным номером создает ей препятствие как собственнику транспортного средства в распоряжении своим имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что организация-изготовитель ООО «АвтоМаш» ликвидирована, дата прекращения деятельности - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В судебном заседании от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ликвидатор ООО «АвтоМаш» ФИО2 пояснил, что изменить VIN-номер на транспортном средстве Горчаковой С.Н. невозможно в связи с тем, что завод-изготовитель в настоящее время уже не существует. При этом первоначальным производителем автомобиля истца являлся ООО «Автомобильный завод ГАЗ», который при изготовлении конструктивных элементов транспортного средства указал свой VIN-НОМЕР - НОМЕР (ПТС НОМЕР), затем конечным заводом-изготовителем, осуществлявшим сборку автомобиля (ООО «АвтоМаш»), присвоен новый VIN-номер, относящийся ко всей конструкции транспортного средства и являющийся в связи с этим главным, а сведения о предыдущем идентификационном номере внесены в графу «особые отметки» ПТС. Полагал возможным разрешить возникшую проблему посредством указания в регистрационных данных транспортного средства административного истца VIN-номер первоначального производителя автомобиля.

В материалы дела представлен ПТС НОМЕР, выданный ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАФИО3», а также информация ФИО3», согласно которой ПТС НОМЕР выдавался заводом-изготовителем на транспортное средство газ-НОМЕР, VIN НОМЕР, двигатель НОМЕР кузов НОМЕР, т.е. на транспортное средство, принадлежащее в настоящее время административному истцу.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 10 Закона о регистрации транспортных средств к регистрационным действиям относятся, в том числе внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.

Аналогичное положение содержится в п. 51 Правил.

Согласно п. 129 Административного регламента при внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных транспортного средства выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1 - 61.8 пункта 61 Административного регламента.

При этом п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона о регистрации транспортных средств, п. 92.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в совершении регистрационных действий: невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства; замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства; снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации; несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов; наличие сведений о нахождении транспортного средства или основного компонента транспортного средства в розыске; неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с регистрацией транспортных средств; обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять; непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт; непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона о регистрации транспортных средств; наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, наличие двух транспортных средств с одним идентификационным номером не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями п.п. 80 - 90 Административного регламента.

При этом согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о регистрации транспортных средств государственному учету подлежит либо сам идентификационный номер транспортного средства, либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства.

Установлено, что автомобиль модели НОМЕР, двигатель НОМЕР кузов НОМЕР, шасси (рама) НОМЕР, 2007 года выпуска, принадлежащий Горчаковой С.Н., и автомобиль модели НОМЕР, двигатель НОМЕР кузов НОМЕР, шасси отсутствует, 2006 года выпуска, имеют одинаковый идентификационный номер (VIN) НОМЕР вследствие технической ошибки, допущенной заводом-изготовителем. Признаков изменения первоначальной маркировки указанных транспортных средств не установлено.

При данных обстоятельствах, исходя из системного анализа приведенных положений, принимая во внимание то, что идентификационный номер транспортного средства представляет собой постоянный, уникальный номер, необходимый для идентификации автомобиля, и сведения о данном номере в едином реестре транспортных средств внесены в отношении двух транспортных средств, что является технической ошибкой, нарушающей права истицы как собственника автомашины и препятствует правомочию по распоряжению автомашиной неограниченному кругу лиц в настоящее время, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований истца, следующим образом.

Государственный реестр транспортных средств - федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Закона о регистрации транспортных средств).

В соответствии с п. 2 Правил ведения государственного реестра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1874, ведение государственного реестра осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в электронной форме путем формирования или изменения реестровых записей, содержащих сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационных данных транспортных средств и иных данных. Последовательная совокупность реестровых записей образует государственный реестр.

Согласно информации УГИБДД УМВД России по Ярославской области администратором онлайн-ресурса «Проверка автомобиля» на интернет-сайте Госавтоинспекции «ГИБДД.РФ» является Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

В соответствии с п. 11.19 Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16.06.2011 № 678, к основным функциям ГУОБДД МВД России относится, в том числе организация выполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей по созданию, обеспечению функционирования, ведению информационных банков (баз) данных и предоставлению содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на ГУОБДД МВД России обязанность по внесению изменений в государственный реестр транспортных средств посредством указания добавочного идентификационного номера (VIN) первоначального производителя транспортного средства ФИО3 - номера шасси спорного автомобиля НОМЕР, который является единственным уникальным идентификационным номером в отношении транспортного средства грузовая газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, собственником которого является Горчакова С.Н., а также внести соответствующие изменения в паспорт транспортного средства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Горчаковой Светланы Николаевны удовлетворить.

Обязать Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации внести изменения в государственный реестр транспортных средств и паспорт транспортного средства НОМЕР, выданный ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ООО «АвтоМаш», посредством указания добавочного идентификационного номера (VIN) - НОМЕР в отношении транспортного средства грузовая газель марка НОМЕР категории B, модель двигателя НОМЕР кузов НОМЕР, цвет кузова Балтика, мощность двигателя 2464 куб.см., тип двигателя бензиновый, собственником которого является Горчакова Светлана Николаевна.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Ивахненко