ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3128/2021 от 26.07.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3128/2021 по административному исковому заявлению администрации города Иркутска к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО2 , Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от 29 марта 2021 года № 5244/21/38052-ИП,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Иркутска обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО2 , Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, в котором просит освободить администрацию города Иркутска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу .

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу на администрацию города Иркутска возложена обязанность предоставить ФИО3 на состав ее семьи по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 61,5 кв.м. в пределах города Иркутска. ДД.ММ.ГГГГ межрайонным отделением судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации города Иркутска, взыскатель – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО4 , рассмотрев материалы исполнительного производства от 29.03.2021 № 5244/21/38052-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу , предмет исполнения: обязать администрацию города Иркутска предоставить ФИО3 на состав ее семьи по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 61,5 кв.м. в пределах города Иркутска, установив, что администрация города Иркутска в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнила требования исполнительного документа, постановила взыскать с администрации города Иркутска исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Администрация города Иркутска не исполнила указанное выше решение Кировского районного суда г. Иркутска в предусмотренный частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок в виду следующих объективных причин. Во исполнение решения Кировского районного суда города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3 было предложено для заселения жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО3 дала согласие на заселение в предложенную квартиру после проведения капитального ремонта. Приказом начальника департамента жилищной политики администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, одним из мероприятий которого является проведение капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>. В настоящее время проводятся мероприятия по согласованию сметы локального ресурсного сметного расчета для последующего заключения муниципального контракта на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения. После проведения капитального ремонта квартиры по адресу: <адрес>ФИО3 будет заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Таким образом, администрацией города Иркутска предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, однако в пятидневный срок исполнить решение суда не представляется возможным ввиду указанных выше причин. Кроме того, судебный пристав-исполнитель не принял во внимание отсутствие реальной возможности предоставления жилого помещения в пятидневный срок ввиду значительных временных затрат на процедуру оформления договора социального найма жилого помещения.

В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО5 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ, указав, что судебным приставом-исполнителем регулярно направляются требования об исполнении решения суда и предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в адрес администрации города Иркутска. Статья 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает вынесение исполнительского сбора в отношении юридического лица в размере 50 000 рублей. Данная санкция является правовосстановительной и применяется в случае, если должник имел возможность исполнить, но не предпринял необходимые возможные действия.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, не явились.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № 5244/21/38052-ИП от 29.03.2021, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу требований части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО3 к администрации города Иркутска о предоставлении жилого помещения вне очереди требования истца удовлетворены. На администрацию города Иркутска возложена обязанность предоставить ФИО3 отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в границах г. Иркутска общей площадью не ФИО1 66,1 кв.м., вне очереди.

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Кировским районным судом г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации города Иркутска, взыскатель – ФИО3 Предметом исполнения в рамках данного исполнительного производства является: обязать администрацию города Иркутска предоставить ФИО3 отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в границах г. Иркутска общей площадью не мене 66,1 кв.м., вне очереди. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (пункт 2 резолютивной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства).

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с администрации города Иркутска взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ должником администрацией города Иркутска в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области в адрес администрации г. Иркутска направлено требование о подписании предупреждения мэру г. Иркутска об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

На требование от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> даны письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ о причинах неисполнения вышеуказанного судебного акта, которыми являются согласие ФИО3 на заселение в предложенную квартиру по адресу: <адрес> после проведения капитального ремонта жилого помещения, проведение мероприятий по согласованию сметы локального ресурсного сметного расчета для последующего заключения муниципального контракта на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В подтверждение отсутствия вины и злостного умысла в нарушении сроков для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на то, что ФИО3 было предложено для заселения жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО3 дала согласие на заселение в предложенную квартиру после проведения капитального ремонта. Приказом начальника департамента жилищной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, одним из мероприятий которого является проведение капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>. В настоящее время проводятся мероприятия по согласованию сметы локального ресурсного сметного расчета для последующего заключения муниципального контракта на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения. После проведения капитального ремонта квартиры по адресу: <адрес>ФИО3 будет заключен договор социального найма указанного жилого помещения.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы административного дела письменными доказательствами, а именно заявлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на вселение в предоставленную квартиру по адресу: <адрес> после проведения капитального ремонта указанной квартиры, приказом начальника департамента жилищной политики администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, планом мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нарушение административным истцом срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда обусловлено объективными причинами (отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда; необходимость проведения капитального ремонта предоставляемого жилого помещения ФИО3 с соблюдением процедур, установленных законом).

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обязательство по предоставлению взыскателю ФИО3 жилого помещения по договору социального найма было нарушено администрацией города Иркутска при наличии вины, суд не установил.

Принимая во внимание, что предоставление жилых помещений гражданам осуществляется при наличии свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, в случае отсутствия таковых приобретение жилья гражданам осуществляется в пределах имеющихся у органа местного самоуправления на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства администрации города Иркутска не представлялось возможным по объективным причинам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое требование администрации города Иркутска - удовлетворить.

Освободить администрацию города Иркутска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Иркутска по делу .

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 02.08.2021.