Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Качуг 19 декабря 2017 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Баршуевой В. Н., с участием прокурора- помощника прокурора Качугского района Гуковой И. С., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании устава, рассмотрев в открытом судебного заседании административное дело № по административному иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зареченского муниципального образования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения,
У С Т А Н О В И Л:
И. о. прокурора Качугского района обратился в суд с исковым требованием в порядке ст. 39 КАС РФ о признании бездействия администрации Зареченского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и возложении на администрацию Зареченского муниципального образования обязанности в срок до 1 февраля 2018 года разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Исковые требования обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки администрации Зареченского муниципального образования на предмет исполнения законодательства в сфере электроэнергетики.
Так, в результате проверки установлено, что в нарушение требований п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном образовании не принята.
В судебном заседании прокурор Гукова И. С. на исковых требованиях настаивала, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Зареченского муниципального образования, действующая на основании устава, ФИО1, с исковыми требованиями согласилась.
Суд, разрешая заявленное требование, исходит из следующего.
Согласно статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают, в том числе, полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, по организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Муниципальные программы энергосбережения и организация мониторинга их выполнения обозначены в Стратегии в качестве одной из мер государственной энергетической политики, направленной, в том числе, на создание благоприятной экономической среды, поддержку стратегических инициатив.
Повышение энергетической эффективности, энергосбережение является актуальным как для Российской Федерации в целом, так и для отдельных муниципальных образований. В частности, с учетом дотационного характера бюджета Качугского района, Зареченское сельское поселение не является исключением из названного правила.
Пунктом 12 ст. 7 Устава Зареченского муниципального образования установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения самостоятельно обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Зареченского сельского поселения не разработана и не принята муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Бездействие администрации Зареченского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, может повлечь за собой угрозу нарушения законных интересов жителей Зареченского муниципального образования, а также может стать причиной завышения расходов при наличии механизма их снижения.
Таким образом, отсутствие в Зареченском муниципальном образовании муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования, а также приведет к увеличению бюджетных обязательств в будущем.
Обращение прокурора с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд обосновано положения ст. 39 КАС РФ.
В силу ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Учитывая, что признание административным ответчиком административного иска не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, суд принимает признание иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Зареченского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, незаконным.
Обязать Зареченское муниципальное образование разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 1 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: