ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-312/2023 от 01.09.2023 Островского районного суда (Костромская область)

ДЕЛО № 2а-312/2023

УИД: 44RS0014-01-2023-000320-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Островское

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Масловой О.В.,

с участием: помощника прокурора Островского района Жукова Д.И.,

представителя административного ответчика -главы администрации Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области Никешина О.В.,

представителя заинтересованного лица- Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы (Судиславского и Островского районов) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области Суворова А.В.,

при секретаре Пронозиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Островского района Костромской области, выступающего в интересах Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоздании вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров,

установил:

Прокурор Островского района, выступающий в интересах Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Островский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к администрации Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоздании вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, обязании создать вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Административный иск мотивирован тем, что в апреле 2023 года прокуратурой Островского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах на территорий Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.

В ходе указанной проверки установлено, что в собственности Адищевского сельского поселения имеются территории (земельные) участки, прилегающие к лесу - земли сельскохозяйственного назначения.

Так, на территории Адищевского сельского поселения имеются 27 земельных участков общей площадью 2 399,36 гектаров, в том числе в районе русинского поля д. Рыжевка, д. Акулово, д. Монастырское, д. Ширяево, с. Покровское, ур. Твёрдово и т.п., которые прилагают к лесному массиву.

Выявлено, что очистка перечисленных участков от сухой травянистой растительности, обустройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра не проводилась в связи с отсутствием подходящей техники, также не заключен договор на проведение опашки земельных участков в районе с. Покровское.

На основании изложенного, в связи с приближением пожароопасного периода, на основании пункта 2 статьи 22, статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», глава Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 11.04.2023 года предостережен о недопустимости нарушений законности в сфере пожарной безопасности, а также последнему разъяснено, что в случае невыполнения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в лесах, он может быть привлечен к установленной законом ответственности.

В рамках контроля за исполнением предостережения, объявленного главе Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, а также во исполнение поручения прокуратуры Костромской области от 19.04.2023 № 7-12-2023, прокуратурой района проведена проверка законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации указанного сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Адищевского сельского поселения Островского муниципального района не в полной мере осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта с. Адищево.

В силу части 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных)пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима

Согласно пункту 417 Правил перечень населенных пунктов, подверженныхугрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров и началопожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актомсубъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 Постановления Администрации Костромской области«О начале пожароопасного сезона в 2023 году» от 20.03.2023 № 87-а началопожароопасного сезона на территории Костромской области установлено с16.04.2023 года.

В соответствии с пунктом 181 Приложения № 1 ПостановленияАдминистрации Костромской области «О перечнях населенных пунктов,территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводстваили огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных(природных) пожаров» от 20.03.2023 № 88-а к населенным пунктам Костромскойобласти, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных)пожаров в 2023 году, относится с. Адищево Адищевского сельского поселенияОстровского муниципального района.

Так, территориальным отделением надзорной деятельности ипрофилактической работы Судиславского и Островского районов 20.04.2023 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения первичных мер пожарной безопасности в деятельности администрации Адищевского сельского поселения.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры вокруг территории с. Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района отсутствуют.

С целью устранения выявленных нарушений закона главе Адищевского сельского поселения 20.04.2023 года внесено представление с требованием создать вокруг территории с. Адищево противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В прокуратуру района 25.05.2023 поступил ответ от администрации Адищевского сельского поселения, в соответствии с которым администрацией Адищевского сельского поселения рассмотрено представление от 20.04.2023.

Исполнительным органом власти местного самоуправления направлен запрос в ООО «ГаличЛес» (арендатор лесных участков). Получен ответ от арендатора, в силу которого последний готов на безвозмездной основе провестиопашку населенного пункта с. Адишево Адищевского сельского поселения впервой декаде 2023 года. При проведении опашки в адрес прокуратуры районадополнительно будет направлен информация.

В прокуратуру района 31.05.2023 поступила информация главы Адищевскогосельского поселения, согласно которой 29 и 30 мая 2023 года при помощиарендатора ООО «ГаличЛес» проведена опашка населенного пункта с. АдищевоОстровского района Костромской области.

В ходе проверки устранения нарушений прокуратурой района совместно с территориальным отделением надзорной и профилактической работы Судиславского и Островского районов Костромской области 31.05.2023 организована проверка соблюденияуказанного законодательства в деятельности администрации Адищевскогосельского поселения Островского муниципального района.

В ходе проверки произведен осмотр территории с. Адищево Адищевскогосельского поселения, примыкающего к лесному массиву. Факт проведения опашки с. Адищево Адищевского сельского поселения Островскогомуниципального района не подтвердился.

Обращаясь с заявлением о признании незаконным бездействияадминистрации Адищевского сельского поселенияОстровского муниципального района и возложении на администрацию поселения обязанности проведения опашки населенного пункта, прокурор выступает винтересах Адищевского сельского поселения Островского муниципальногорайона, поскольку отсутствие минерализованной полосы создает угрозураспространения природных пожаров на территории населенного пункта, а такжеопасность возникновения лесных и иных природных пожаров, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, тем самым нарушает права и законные интересы жителей с. Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района и неопределенного круга лиц.

Помощник прокурора Островского района Жуков Д.И. в судебном заседании 01.09.2023 года представил уточненные исковые требования И.о. прокурора Островского района, согласно которым И.о.прокурора просил обязать администрацию Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области создать вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Помощник прокурора Островского района Жуков Д.И. в судебном заседании уточненные исковые требования И.о. прокурора Островского района от 01.09.2023 года поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика- глава Адищевского сельского поселения Никешин О.В. уточненные административные исковые требования прокурора от 01.09.2023 года признал, вместе с тем, пояснил, что исполнить решение суда немедленно –оборудовать минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вокруг всей территории с.Адищево в настоящее время не представляется возможным, поскольку в заречной части поселка, с западной части с.Адищево, земли лесного фонда находятся в непосредственной близости от жилых домов граждан, где отсутствует возможность оборудования минерализованной полосы или иного противопожарного барьера без перевода земель лесного фонда в фонд земель населенных пунктов. Перевод земель из одной категории в другую займет продолжительное время, собственники земельных участков, прилегающих к лесу, также будут возражать против проведения опашки и создания минерализованных полос. На вопросы суда пояснил, что администрация поселения не бездействовала, предпринимала меры к созданию противопожарных барьеров вокруг с.Адищево. За период с сентября 2021г. до 2022г. администрацией поселения опашка проводилась в отдаленных населенных пунктах - д.Твердово, д. Ширяево. Решением Совета депутатов Адищевского сельского поселения от 28.12.2022г. №124 в бюджете Адищевского сельского поселения на противопожарные мероприятия в среднем предусмотрено 31 000. Эти средства были использованы на содержание пожарных водоемов в зимний период. Больше денежных средств на эти цели в бюджете Адищевского сельского поселения не заложено. В начале апреля 2023г. в администрации Островского муниципального района состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на которой он пояснил, что оборудовать минерализованные полосы шириной 10 м. вокруг с.Адищево невозможно, так как дома, хозпостройки, приусадебные хозяйства, картофельники вплотную примыкают к лесу. На некоторых участках границы с. Адищево имеются иные барьеры, препятствующие распространению огня, например, бетонная дорога на подъезде к с.Адищево, а также просека вдоль ЛЭП, которая ведет к АЗС бывшего совхоза и спускается к реке Сендега. Эти сооружения можно рассматривать как противопожарные барьеры. Линия ЛЭП проходит через реку и переходит на заречную часть с.Адищево, которая называется «Фабричной». В этой части с. Адищево поля могут являться противопожарными барьерами, так как на них ничего не растет. С западной стороны с.Адищево по направлению к д.Долгово находятся дома, хозпостройки, огороды, сады, примыкающие непосредственно к лесу. Население с.Адищево будет против сооружения минерализованных полос на частных приусадебных участках. Также в конце мая 2023 года арендатором лесного участка для заготовки древесины ООО «ГаличЛес» на безвозмездной основе была произведена опашка населенного пункта с.Адищево, т.е. создана противопожарная минерализованная полоса шириной около 2-х метров. Кроме того, в августе 2023 года по его заявке отделом строительства администрации Островского муниципального района подготовлена сметная документация на опашку с.Адищево по периметру шириной 10 м и протяженностью 7 км, общая стоимость работ составляет около 132 000 рублей. В бюджете поселения таких средств не имеется, запланировано обращение в Собрание депутатов Островского муниципального района о выделении указанных средств.

Представитель Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы (Судиславского и Островского районов) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области Суворов А.В. полагал, что требования прокурора являются законными и обоснованными. На вопросы суда пояснил, что в ходе выездного обследования 09.08.2023 года территории с.Адищево на предмет наличия противопожарных барьеров установлено, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта села Адищево отсутствуют, обязанность Адищевского сельского поселения по созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта на сегодняшний день не выполнена. Отсутствие минерализованной полосы создает угрозураспространения природных пожаров на территории населенного пункта, а такжеопасность возникновения лесных и иных природных пожаров, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Пожароопасный сезон на территории Костромской области сохраняется в настоящее время.

Представитель ОГКУ «Островское лесничество» -государственный инспектор по охране леса Ногтев В.Г. о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен, в судебное заседание после перерыва 01.09.2023 года не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее участвуя в судебном разбирательстве, пояснил, что требования прокурора законны и обоснованны. В настоящее время в с.Адищево частично произведена опашка территории населенного пункта шириной 2 метра при помощи тракторного ножа (плуга). Минерализованные полосы возможно оборудовать при помощи тракторного плуга путем снятия плодородного слоя почвы. В полях, расположенных у с.Адищево, не имеется препятствий для создания минерализованной полосы шириной 10 метров. Вокруг с.Адищево расположена зеленая зона. В лесу эти полосы провести затруднительно, для этих целей нужно убирать лес на нужную ширину. Ширина канавы должна быть от 1,5 метров, а глубина - 20 - 50 см. Плуг проходит клином, поэтому борозда к глубине сужается, плодородный слой оказывается внизу, а минерализованный слой сверху. Такой вид противопожарного барьера не способствует переходу огня. Но у администрации Адищевского сельского поселения из-за наличия лесных насаждений, с северной и западной стороны вплотную подходящих к с.Адищево, нет возможности провести полосу шириной 10 метров на данных участках. Арендатором лесных участков является ООО «ГаличЛес». Между ООО «ГаличЛес» и Департаментом лесного хозяйства Костромской области заключен договор аренды леса на 25 лет. На вопросы суда пояснил, что в ходе выездного обследования 09.08.2023 года территории с.Адищево на предмет наличия противопожарных барьеров установлено, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта села Адищево отсутствуют, имеются противопожарные барьеры шириной около 2-х метров, которые заросли растительностью. Проведенная опашка не может считаться минерализованной полосой. Минерализованная полоса обычно производится бульдозером, чтобы снять плодородный слой почвы, убрать ветки, листву, все, что может гореть. Минерализованные полосы обязательно необходимо увеличить по ширине до 10 метров и поддерживать в надлежащем состоянии, т.е. окашивать, снимать растительность до сплошного минерального слоя почвы. Чтобы соорудить минерализованную полосу шириной 10 метров, нужно несколько раз проехать трактором с плугом.Отсутствие минерализованной полосы создает угрозу распространения природных пожаров на территории поселка.

Определением суда от 18.07.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Островского муниципального района и Главное управление МЧС России по Костромской области, представители которых о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Из отзыва главы Островского муниципального района Плуталова С.А. от 15.08.2023 года следует, что территорию Островского муниципального района составляют территории входящих в него сельских поселений, в том числе, Адищевское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области, административный центр - село Адищево (пункт 3 статьи 3 Устава). Межселенные территории на территории Островского муниципального района Костромской области отсутствуют. В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта с. Адищево является обязанностью администрации Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области. 16.03.2023 года Костромской областной Думой принят закон Костромской области от 20.03.2023 N 347-7-ЗКО "О преобразованиимуниципальных образований, входящих в состав Островского муниципальногорайона Костромской области, и внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Костромской области", который вступил в силу 01.04.2023 года. Со дня вступления в силу вышеуказанного Закона и до 1 января 2024 годаустанавливается переходный период, в течение которого в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области осуществляется формирование органов местного самоуправления Островского муниципального округа Костромской области (ч. 1, п.п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона).

Изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, выслушав специалиста, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).

Из содержания статей 10 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В силу пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов.

Из Устава муниципального образования Адищевское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области, принятого решением Совета депутатов Адищевского сельского поселения № 18 от 21.10.2010 г.( в редакции от 04.07.2017 г. № 115) следует, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. (п.10 ст.7 Устава)

Правилами противопожарного режима в РФ (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу абзаца 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Согласно пункту 417 Правил противопожарного режима перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 Постановления Администрации Костромской области«О начале пожароопасного сезона в 2023 году» от 20.03.2023 № 87-а началопожароопасного сезона на территории Костромской области установлено с16.04.2023 года.

В соответствии с пунктом 181 Приложения № 1 ПостановленияАдминистрации Костромской области «О перечнях населенных пунктов,территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводстваили огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных(природных) пожаров» от 20.03.2023 № 88-а к населенным пунктам Костромскойобласти, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных)пожаров в 2023 году, относится с. Адищево Адищевского сельского поселенияОстровского муниципального района.

Из материалов дела следует, что в апреле 2023 года прокуратурой Островского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах на территорий Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.

В ходе указанной проверки установлено, что в собственности Адищевского сельского поселения имеются территории (земельные) участки, прилегающие к лесу - земли сельскохозяйственного назначения.

Так, на территории Адищевского сельского поселения имеется 27 земельных участков общей площадью 2 399,36 гектаров, в том числе д. Рыжевка, д. Акулово, д. Монастырское, д. Ширяево, с. Покровское, ур. Твёрдово и другие, которые прилегают к лесному массиву.

Из объяснения главы Адищевского сельского поселения Никешина О.В. от 11.04.2023 года следует, что очистка перечисленных участков от сухой травянистой растительности, обустройство противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра не проводилась в связи с отсутствием подходящей техники, также не заключен договор на проведение опашки земельных участков в районе с. Покровское. Выполнить работы до 16.04.2023 года не представится возможным, ликвидация сухой растительности не планируется.

На основании пункта 2 статьи 22, статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» глава Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 11.04.2023 года предостережен (вынесено предостережение) о недопустимости нарушений закона в сфере пожарной безопасности, а также последнему разъяснено, что в случае невыполнения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в лесах, он может быть привлечен к установленной законом ответственности.

С предостережением глава Адищевского сельского поселения ознакомлен 11.04.2023 года.

В рамках контроля за исполнением предостережения, объявленного главе Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 11.04.2023 г., а также во исполнение поручения прокуратуры Костромской области от 19.04.2023 № 7-12-2023, прокуратурой Островского района в апреле 2023 г. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Адищевского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Адищевского сельского поселения Островского муниципального района не в полной мере осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта с. Адищево.

20.04.2023 года ТО надзорной деятельности и профилактической работы Судиславского и Островского районов проведена внеплановая выездная проверка соблюдения первичных мер пожарной безопасности в деятельности администрации Адищевского сельского поселения, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры вокруг территории с.Адищево отсутствуют.

20.04.2023 года в адрес главы Адищевского сельского поселения прокурором Островского района внесено представление с требованием принять исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и в установленный законом месячный срок принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, а именно: создать вокруг территории с. Адищево противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Из ответа администрации Адищевского сельского поселения от 25.05.2023 г. следует, что администрацией Адищевского сельского поселения рассмотрено представление прокурора от 20.04.2023.

Исполнительным органом власти местного самоуправления направлен запрос в ООО «ГаличЛес» (арендатор лесных участков). Получен ответ от арендатора, из которого следует, что ООО «ГаличЛес» (арендатор лесных участков) готов на безвозмездной основе провести опашку населенного пункта с. Адишево Адищевского сельского поселения впервой декаде июня 2023 года. При проведении опашки в адрес прокуратуры районадополнительно будет направлена информация.

В прокуратуру района 31.05.2023 поступила информация главы Адищевскогосельского поселения Никешина О.В., согласно которой 29 и 30 мая 2023 года при помощиарендатора ООО «ГаличЛес» проведена опашка населенного пункта с. АдищевоОстровского района Костромской области.

Прокуратурой Островского района совместно с территориальным отделением надзорной деятельности и профилактической работы Судиславского и Островского районов Костромской области 31.05.2023 организована проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности в деятельности администрации Адищевскогосельского поселения Островского муниципального района.

Согласно заключению инспектора ТО надзорной деятельности и профилактической работы Судиславского и Островского районов Суворова А.В. от 31.05.2023 года в с. Адищево Адищевскогосельского поселения в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта не создана до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, что является нарушением п.70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479.

В объяснении от 02.06.2023 года глава Адищевского сельского поселения Никешин О.В. указал, что самостоятельной возможности провести опашку населенного пункта с.Адищево у администрации Адищевского сельского поселения нет возможности, в связи с чем в адрес арендатора лесных участков ООО «ГаличЛес» 17.04.2023 года им было направлено письмо с просьбой провести опашку на территории с.Адищево. Арендатором лесных участков ООО «ГаличЛес» сообщено овозможности оказать помощь в проведении опашки указанного населенногопункта. 29 и 30 мая 2023 года совместно с ООО «ГаличЛес» проведена опашка населенного пункта с.Адищево, а именно: опахано при въезде в с. Адищево от дороги на север в два плуга, расстояние в два километра по направлению на север до карьера и от въезда в с. Адищево по высоковольтной линии понаправлению юг-юго-запад до кладбища и до р. Сендега, примерное расстояние- 2 километра. На заречной части с. Адищево по северной сторонеопахано в один плуг, расстояние в 1 км по кромке леса. По западной части с. Адищево опахано по квартальной просеке в 1 плуг расстояние 2,5 км. Произвести опашку по западной стороне с. Адищево не представляется возможным, т.к. там находятся картофельники, дома, огороды, примыкающие к краю леса. Иных возможностей опахать территорию вокруг с. Адищево у сельского поселения не имеется в связи с отсутствием денежных средств.

Согласно статье 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона (п.1)

В соответствии со статьей 59 указанного Федерального закона ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:1) устройство противопожарных преград;2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности или высоты зданий и сооружений;3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; 4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; 5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;6) применение установок пожаротушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 37 указанного Закона противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы:1) противопожарные стены;2) противопожарные перегородки;3) противопожарные перекрытия;4) противопожарные разрывы;5) противопожарные занавесы, шторы и экраны (экранные стены);6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы; 8) зона, свободная от пожарной нагрузки.

В пункте 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Пунктом 4.14 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, предусмотрено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Указанные расстояния допускается уменьшать до 15 м, если примыкающая к лесу застройка (в пределах 30 м) выполнена с наружными стенами, включая отделку, облицовку (при наличии), а также кровлей из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 суду пояснил, что работает <данные изъяты> 29 мая 2023 года директором ему было дано задание провести опашку населенного пункта с.Адищево Островского района.29.05.2023 года он опахал территорию вокруг поселка по периметру в одну сторону до карьера, а 30.05.2023 года опахивал в другую сторону. Ширина плуга у трактора 2-3 метра, такую ширину полосы он и делал. О том, что ширина минерализованной полосы должна быть не менее 10 метров, ему никто не говорил. Территория села была опахана по периметру полностью. Некоторые жители с.Адищево препятствовали опашке, выходили из домов и перегораживали дорогу, говорили, что опашка портит подъезд к их домам. Повторно провести опашку, убрать растительность Никешин О.В. не просил.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14 суду пояснил, что занимает должность <данные изъяты> Администрацией Адищевского сельского поселения не выполнены требования пункта 70 (абзац 2) Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479, согласно которому в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных)пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются)противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров илииные противопожарные барьеры. Минерализованная полоса создается путем снятия плодородного слоя почвы до минерализованного слоя в местах примыкания лесного массива к территориям населенных пунктов. Полоса должна быть очищена от веток, травы. Администрация Адищевского сельского поселения должна оборудовать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров, потому что с.Адищево - населенный пункт, и в соответствии с ПостановлениемАдминистрации Костромской области от 20.03.2023 № 88-а с. Адищево Адищевского сельского поселения относится к населенным пунктам Костромской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году. У поселения имеется фактическая возможность удалить кустарники и расширить имеющуюся полосу до необходимых размеров. Нужно на местности наглядно обозначить периметр и расширить полосы. Минерализованную полосу нужно оборудовать срочно, так как угроза лесных пожаров остается и, учитывая близость расположения домов в с.Адищево к лесной зоне, пожар легко перекинется с леса на жилую зону.

Инспектор Территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы (Судиславского и Островского районов) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области ФИО5, допрошенный 18.07.2023 года в качестве свидетеля, пояснил, что в апреле-мае 2023 года совместно с прокуратурой Островского района он проводил осмотр с. Адищева. В ходе осмотра установлено, что вокруг территории населенного пункта не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, минерализованные полосы сделаны частично, ширина их (развал земли) не превышает 2-х метров, т.е. населенный пункт не огражден от леса и пожаров. В апреле 2023 года на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации Островского муниципального района главам сельских поселений разъяснялись требования пункта 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479. Глава поселения при необходимости должен осуществить перевод земель из лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Там, где проходит бетонная дорога, должно быть расстояние 10 метров. Если дорога шириной 6 метров, то надо добавить не менее 4-х метров опашки, чтобы получилось не менее 10 метров ширины. Пожароопасный сезон на территории Костромской области сохраняется в настоящее время, угроза пожара и перехода его на жилую зону в с.Адищево остается.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника инженерно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Костромской области ФИО10 суду пояснил, что администрацией Адищевского сельского поселения не выполнены требования абз.2 пункта 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479, так как не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Проведенная поселением в мае 2023 года опашка территории поселка Адищево исходя из представленных фототаблиц не соответствует установленным требованиям, так как ширина проведенной полосы составляет везде менее 10 метров. Для предотвращения распространения огня убирается трава, деревья, если есть дорога шириной не менее 10 метров, то она тоже может считаться противопожарным барьером, которую необходимо своевременно очищать от травы. Положениями ГОСТ Р 57972-2017 в данном случае руководствоваться нельзя, так как он относится к обеспечению пожарной безопасности земель лесного фонда. Требования пожарной безопасности к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других природных пожаров, сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (Правила противопожарного режима), Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", где указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений. Противопожарный разрыв от территории населенных пунктов до границы леса должен составлять до лиственных деревьев 50 метров, до хвойных 100 метров. Вокруг с.Адищево такие разрывы практически отсутствуют, приняты меры по организации опашки территории населенного пункта – установление искусственного противопожарного разрыва между лесом и населенным пунктом, но они выполнены не в полной мере, минерализованная полоса везде меньше 10 м. Нормативные документы не содержат требований, исключающих возможность создания минерализованной полосы меньшего размера, в том числе в местах примыкания частных угодий непосредственно к лесу. Эти земли у граждан можно изъять и предоставить земельные участки в другом месте. На противопожарном разрыве между лесом и населенным пунктом запрещено строительство и занятие сельским хозяйством. Любое исключение горючих материалов на ширине 10 метров – это минимальный разрыв для исключения перехода огня, установленный нормативными документами, который необходимо соблюдать. Иные противопожарные барьеры – это канавы, опашка шириной 1,5 метра. Правилами противопожарного режима прописано, на каких территориях проводится именно такая полоса, но для защиты населенного пункта от огня необходимо не менее 10 метров. Этим вопросом главе поселения нужно заниматься, например, менять градостроительный план, проводить повторные межевания земельных участков с учетом переноса их границ, переводить земли лесного фонда в земли населенных пунктов, вырубать лес, возможно даже с учетом организации пятидесятиметрового разрыва на будущее. Доводы представителя административного ответчика об отсутствии такой возможности носят предположительный характер. На представленных для ознакомления фототаблицах видно, что опашка везде произведена маленьким лесным плугом и полосы шириной везде менее 10 метров, хотя имеется много мест, где можно вырубить кустарник и провести полосу 10 метров шириной. В рассматриваемом случае ширина минерализованных полос и иных противопожарных барьеров должна быть не менее 10 метров. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта решение суда подлежит немедленному исполнению.

Согласно справке о результатах проверки помощника прокурора Островского района Жукова Д.И. от 09.08.2023 года с фототаблицей, прокуратурой Островского района проведено повторное обследование территории с. АдищевоОстровского района Костромской области с привлечением специалистовОтдела нормативно-технического УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области ФИО11, Территориального отделения надзорной и профилактической работы Судиславского и Островского районов Суворова А.В., представителя ОГКУ «Островское лесничество» Ногтева В.Г., главы Адищевского сельского поселения Никешина О.В. напредмет наличия (создания) вокруг населенного пункта с. Адищево противопожарныхминерализованных полос шириной не менее 10 метров или иныхпротивопожарных барьеров.

В ходе проверки установлено, что администрацией Адищевского сельского поселения Островского муниципального района не приняты меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта с. Адищево.

Так, ранее имевшиеся минерализованные полосы вокруг с. Адищевошириной около 2 метров заросли растительностью, минерализованные полосы или иные противопожарные барьеры шириной не менее 10 метров вокруг территории с. Адищево отсутствуют.С востока на юг с. Адищево существует возможность создания минерализованных полос, также существует возможность создания минерализованных полос по южной стороне. Вдоль северо-восточной части находится автомобильная дорогашириной 8 метров, относящаяся к иному противопожарному барьеру. Однаконеобходимо вдоль всей длины дороги по обочине дополнительнооборудовать минерализованную полосу шириной не менее 2 метров. С западной части с. Адищево земли лесного фонда находятся в непосредственной близости от жилых домов граждан, где отсутствует возможность оборудования минерализованной полосы или иногопротивопожарного барьера без перевода земель лесного фонда в фонд земель населенного пункта.

По результатам обследования установлено, что в нарушениетребований законодательства о пожарной безопасности в лесах,противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метровили иные противопожарные барьеры вокруг территории с. АдищевоОстровского муниципального района отсутствуют.

Из представленных главой Адищевского сельского поселения видеоматериалов и просмотренных в судебном заседании, следует, что по периметру территории с.Адищево в некоторых местах визуально определяется противопожарная минерализованная полоса шириной до двух метров, в настоящее время полоса поросла травянистой растительностью, в актуальном состоянии не поддерживается.

Согласно заключению главного специалиста отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управленияМЧС России по Костромской области ФИО11, участвовавшего в выездномобследовании территории села Адищево Островского муниципального районаКостромской области на предмет наличия противопожарныхминерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта, на территории села Адищево Островского района Костромской области отсутствует минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры шириной не менее 10 метров.

В северо-западной части села Адищево визуально была определенапротивопожарная минерализованная полоса шириной до двух метров, местамиданная полоса поросла горючей травянистой растительностью (необновлялась).

Противопожарные минерализованные полосы в других направленияхсела Адищева визуально определить не представилось возможным так как они,либо отсутствовали, либо полностью заросли горючей травянистойрастительностью (не обновлялись).

В северной части села Адищева в качестве иного противопожарногобарьера была визуально обследована дорога. Так, по всей ширине дорогипожарная нагрузка отсутствует, данную дорогу можно определить, как инойпротивопожарный барьер. Однако ширина данного противопожарного барьерасоставляет менее 10 метров, обочины поросли горючей травянистойрастительностью ( не обновлялись).

В ходе выездного обследования представителем Адищевского сельского поселения документов, подтверждающих объективную невозможность создания и обновления противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта предоставлено не было.

Таким образом, в ходе обследования установлено, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта села Адищево отсутствуют. Действия Адищевского сельского поселения по созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее 10 метров вокруг территории населенного пункта являются недостаточными. Обязанность Адищевского сельского поселения по созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее 10 метров вокругтерритории населенного пункта не выполнена.

Таким образом, обстоятельства дела, установленные судом на основании оценки всей совокупности представленных доказательств, подтверждают отсутствие создания администрацией Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров в соответствии с абзацем 2 пункта 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования прокурора с учетом приведенного правового регулирования, суд исходит из того, что спорные требования по созданию вокруг территории населенного пункта с.Адищево противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров илииных противопожарных барьеров своевременно и в полном объеме не были исполнены администрацией Адищевского сельского поселения, так как последней не обеспечено наличие противопожарной минерализованной полосы или иного противопожарного барьера шириной не менее 10 метров, в том числе на границе населенного пункта с территориями, занятыми лесным массивом, тогда как выполнение противопожарных расстояний от границ застройки сельских поселений до лесных массивов является одним из видов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения.

Учитывая, что отсутствие минерализованной полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров создает опасность возникновения лесных пожаров, угрозу распространения природных пожаров на территории населенного пункта, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также представляет реальную угрозу для жизни и здоровья людей, находящихся на объектах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора.

В части возложения данной обязанности на администрацию Адищевского сельского поселения суд находит требования прокурора основанными на законе, поскольку Адищевское сельское поселение является лицом, в обязанности которого входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, что предусмотрено статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доказательств, подтверждающих объективную невозможность создания и обновления противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров вокруг территории населенного пункта с.Адищево административным ответчиком не представлено.

Доводы главы Адищевского сельского поселения о том, что расходы на оборудование противопожарных минерализованных полос согласно локальному сметному расчету № 02-01-03 составляют 131 601,60 рублей, не предусмотрены бюджетом поселения, суд находит несостоятельными. Данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ, поскольку приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по обеспечения пожарной безопасности.

Частью 2 статьи 178 КАС РФ предусмотрено, что при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В силу ч.1 и ч.2 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Учитывая характер спорных отношений, разрешаемых судом, принимая во внимание сохранение на территории Костромской области пожароопасного периода и учитывая, что с.Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области отнесено к населенным пунктам Костромской области, подверженных угрозе лесных и природных пожаров, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта –с.Адищево, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку, по мнению суда, замедление исполнения решения в части возложения на административного ответчика обязанности по созданию минерализованной полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 187,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Островского района Костромской области удовлетворить.

Обязать администрацию Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области создать вокруг территории с.Адищево Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2023 года.

Председательствующий судья О.В. Маслова