ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3134/18КОПИ от 23.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3134/2018 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2018 года город Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе судьи Плешивцева С.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нытвенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Прокурор Нытвенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее по тексту – Управление Роскомнадзора по Пермскому краю) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте с адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что на вышеуказанных интернет-сайтах размещена информация о предоставлении услуг по фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Указанные предложения исходят от владельцев сайтов. Данные сайты содержат сведения о возможности регистрации в Перми, расценках такой регистрации, о её положительных сторонах и других сведениях. Из контактов представителя таких услуг указан только адрес электронной почты. На интернет-сайте отсутствует какая-либо иная информация или реклама других услуг. При этом отсутствуют сведения о юридических лицах или ИП, предоставляющих указанные услуги, их местонахождение, место регистрации, также отсутствуют сведения о возможности фактического проживания в жилых помещениях. Таким образом данные сайты созданы исключительно для размещения предложений о фиктивной регистрации и прописки в населенных пунктах РФ, в частности <Адрес> и <Адрес>. Характер, изложенной на сайтах информации, свидетельствует об осуществлении регистрации или прописки людей в городах России фиктивно, т.е. без фактического предоставление жилья. Отсутствуют сведения о наличии возможности фактически проживать в помещениях, в которых осуществляется регистрация или прописка. Данное свидетельствует о распространении информации регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрации по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания, что подпадает под понятие фиктивная регистрация и способствует незаконной регистрации граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Информация доступна в сети Интернет неограниченному кругу лиц, распространение указанной информации в силу действующего законодательства подлежит запрету.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.

Письменных пояснений по административному иску от административного истца не поступало.

Административный ответчик представил письменный отзыв относительно административного иска /л.д.21-22/, из которого следует, что Управление Роскомнадзора по <Адрес> против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 6 ст. 10, ч. 5 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9).

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. ч. 1, 6 ст. 10).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15).

В соответствии со ст. 15.1 Федеральный закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч.5 ст. 15.1 Федеральный закон № 149-ФЗ к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего, относится вступившее в законную силу решение суда о признании, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 10, п.11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Статьёй 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

Статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Статья 19.15.2 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Судом установлено, что прокуратурой <Адрес> проведена проверка исполнения миграционного законодательства, в ходе которой, установлены факты размещения в сети Интернет запрещенной информации.

В результате проведенного помощником прокурора <Адрес>Т осмотра ресурса в сети интернет (сайта) по адресам <данные изъяты>, при помощи персонального компьютера, установлено, что на данных сайтах размещена информация с предложениями услуг по оформлению фиктивной регистрации и прописки в <Адрес> и <Адрес>, в т.ч. иностранных граждан. Указанные предложения исходят от владельцев сайтов. Данные сайты содержат сведения о возможности регистрации в Перми, расценках такой регистрации, о её положительных сторонах и других сведения. Из контактов представителя таких услуг указан только адрес электронной почты. На рассматриваемом интернет-сайте отсутствует какая-либо иная информация или реклама других услуг. При этом отсутствуют сведения о юридических лицах или ИП, предоставляющих указанные услуги, их местонахождение, место регистрации, также отсутствуют сведения о возможности фактического проживания в жилых помещениях. Таким образом данные сайты созданы исключительно для размещения предложений о фиктивной регистрации и прописки в населенных пунктах РФ, в частности <Адрес> и <Адрес>. Характер изложенной на сайтах информации свидетельствует об осуществлении регистрации или прописки людей в городах России фиктивно, т.е. без фактического предоставление жилья. Отсутствуют сведения о наличии возможности фактически проживать в помещениях, в которых осуществляется регистрация или прописка. Отсутствуют сведения об юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, предоставляющих указанные услуги, их местонахождение или контактные телефоны. Данное свидетельствует о распространении информации регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрации по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания, что подпадает под понятие фиктивная регистрация и способствует незаконной регистрации граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Беспрепятственный доступ к интернет-сайтам способствует незаконной регистрации граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, распространение указанной информации в силу действующего законодательства подлежит запрету, в соответствии с ч.1, ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Названные обстоятельства подтверждаются актом осмотра интернет-сайта от 11.06.2018г. (л.д.5-6) скриншотами с Интернет-сайта (л.д. 7-13).

Таким образом, наличие информации, размещенной на сайтах с адресами: <данные изъяты> о предоставлении услуг по фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, носит противоправный характер, нарушает установленные законом ограничения, нарушает основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Для признания информации, связанной с осуществлением о предоставлении услуг по фиктивной регистрации граждан, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Учитывая, что в судебном заседании установлено обстоятельство, свидетельствующее о наличии на страницах на сайтах с адресами: <данные изъяты> информации о предоставлении услуг по фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора <Адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <Адрес> о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию о предоставлении услуг по фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на всей территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий подпись С.И.Плешивцев

Копия верна:

Судья