ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3135/2017 от 21.08.2017 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-3135/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» август 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

с участием адвоката Володина А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Александра Николаевича к Инспекции государственного строительного надзора по Воронежской области, о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включение в Реестр граждан, чьи денежные средства были и привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить в Реестр…,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с настоящим заявлением, указал, что он подал заявление в инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по тем основаниям, что заявитель не соответствует п.4 п.14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, так каквключению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев. При этом, истец указывает, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. отмене решение Левобережного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. и принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Попову А.Н. о применении последствий недействительной сделки, взыскании денежной суммы удовлетворены. Взыскано с Попова А.Н. в пользу ФИО1 1770000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 159919 руб. 50 коп. Решение суда им полностью исполнено, все денежные средства ФИО1 выплачены. Полагает, что он полностью соответствует п.3 ч.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ. . Просит суд признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ. и возложить обязанность на ответчика по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Административный истец Попов А.Н. и представитель административного истца по ордеру адвокат Володин А.В. поддержали административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области по доверенности Азарова Т.Е. просила в иске отказать, представила возражения, которые поддержала.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, договоров, квитанции, приказа, решений, определения, имеющихся в деле, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Агрокс 2000» и Поповым А.Н. был заключен договор на участие в строительстве жилья, предметом которого является участие в строительстве жилья в г.Воронеже по объекту – двухкомнатная квартира на 8-ом этаже в блок секции жилого дома, расположенного по адресу <адрес> проектная отапливаемая площадь 54,65 кв.м., 1/2 площадь лоджии – 5.21 кв.м., стоимостью 1300000 руб.(л.д.24-26). По квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. Поповым А.Н. была полностью оплачена стоимость долевого участия в размере 1300000 руб. ООО «Агрокс 2000», о чем так же свидетельствует справка об исполнении финансовых обязательств (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ. между Поповым А.Н. и ФИО1 был заключен договор уступки права требования к ООО «Агрокс 2000» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.31-32). Попов А.Н. уведомил ООО «Агрокс 2000» об уступке права требования по договору (л.д.28). Оплата по довору ФИО1 произведена (л.д.29), квартира была передана ФИО1 по акту приема-передачи.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. было отменено решение Центрального районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. По делу принято новое решение. За ФИО2 было признано право собственности на <адрес>. Договор на участие в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между ООО «Агрокс 2000» и Поповым А.Н., договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Поповым А.Н. и ФИО1 были признаны недействительными. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Агрокс 2000», ФИО2 о признании права собственности на <адрес> блок секции на 8 этаже жилого <адрес>, признании недействительным договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ФИО2 и ООО «ВЭМИС» - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. отменено решение Левобережного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. и принято новое решение. Исковые требования ФИО1 к Попову А.Н. о применении последствий недействительной сделки, взыскании денежной суммы удовлетворены. Взыскано с Попова А.Н. в пользу ФИО1 1770000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 159919 руб. 50 коп. Согласно копии расписки, подлинник которой был представлен суду, от ДД.ММ.ГГГГ. Попов А.Н. полностью возместил ФИО1 денежные средства в размере 2200000 руб., финансовых претензий к Попову А.Н. ФИО1 не имеет.

При обращении к административному ответчику приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Попову А.Н. отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по тем основаниям, что заявитель не соответствует п. 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приказ Министерства регионального развития РФ (Минрегион России) от ДД.ММ.ГГГГ. ), так как вследствие признания судом сделки недействительной, у Попова А.Н. не возникло право собственности на квартиру. В соответствии с п.п.1 п.14 раздела 4 Правил основанием для отказа во включении граждан в Реестр является несоответствие заявителя установленным Критериям. Следовательно, Попов А.Н. не подлежит включению в Реестр, поскольку не соответствует установленным Критериям отнесения граждан к числу пострадавших ввиду того, что принадлежащие ему денежные средства в размере 1300000 руб. были привлечены ООО «Агрокс 2000» по договору на участие в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ., признанного впоследствии судом недействительным.

В соответствии с п. 3.3.13 Положения об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009г. № 414, инспекция признает в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

В связи с указанными нормами закона инспекция государственного строительного надзора Воронежской области является органом, имеющим полномочия на принятие оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 года государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает Критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и Правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 названной статьи).

В целях реализации приведенных законоположений издан Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".

Данным Приказом утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).

В соответствии с п. 4 приведенных Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Приказу.

Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются: 1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления; 2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину; 3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); 4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; 5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; 6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; 7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими; 8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены; 9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации. Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение N 2 к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (Приложение к настоящим Правилам) (п. 9).

К заявлению прилагаются следующие документы:1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п. 10).

Основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; 3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения; 4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040); 5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п. 14).

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, является исполнение заявителем обязанности назвать фактические данные, соответствующие конкретным Критериям, перечисленным в п. 2 названного Приложения N 1, в силу которых он подлежит включению в реестр.

Кроме того, заявитель должен представить документы, указанные в п. 10 Правил ведения реестра граждан, подтверждающие соответствие его тем критериям, с которыми он связывает основания возникновения своих прав на включение в реестр.

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области, в свою очередь, согласно ч.2 ст.62 ГПК РФ должен доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении заявителя в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.

Из материалов дела усматривается, что Попов А.Н. перечисленные выше обязанности, возложенные на него законом, исполнил, что представителем административного ответчика не оспаривается.

В судебном заседании административный истец и представитель административного истца по ордеру адвокат Володин А.В. указали, что Попов А.Н. относится к той категории пострадавших, в отношении которых имеется просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены). Данное обстоятельство прямо предусмотрено пп. 3 п. 2 Критериев. В подтверждение того, что этот Критерий на него распространяется, Попов А.Н. представил все необходимые документы.

Вместе с тем Инспекция государственного надзора Воронежской области не доказала правомерности своих возражений и законность принятого решения.

По данному делу установлено, что просрочка исполнения обязательств по сделке более чем на девять месяцев, наличие которой Инспекцией не оспаривается. Сделка, стороной которой являлся Попов А.Н., по договору от ДД.ММ.ГГГГ. действительно признана судом недействительной, однако, денежные средства Попову А.Н. ООО «Агрокс 2000» не возвращены, вместе с тем Попов А.Н. возвратил денежные средства ФИО1 по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ., который так же признан судом недействительной сделкой.

При этом, суд считает, что ссылка административного ответчика на п.8 ч.2 Критерия не правомерна, так как Попов А.Н. полностью соответствует п.3 ч.2 Критериев…, при этом никакой оценки относительно данного критерия административный ответчик в приказе не указал, вместе с тем, соответствие хотя бы одному из критериев дает право на включение в Реестр… При этом, денежные средства, которые оплатил Попов А.Н. по договору долевого участия были, привлечены для строительства многоквартирного дома

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только…на основании договора участия в долевом строительстве…В данном случае эти условия так же соблюдены.

Ссылка представителя ответчика в судебном заседании и указанная в дополнительных возражениях на ч. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", где указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, в связи с чем, представитель административного ответчика полагает, что действия закона не распространяется на договор от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Поповым А.Н. и ООО «Агрокс 2000», так как разрешение на строительство <адрес> получено до вступления в силу указанного федерального закона согласно ч. 2. ст. 27, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона, не могут быть приняты судом во внимание. Указанные доводы не являлись основанием для отказа Попову А.Н. во включению в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не указаны в оспариваемом приказе. Кроме того, суд полагает, что независимо от времени выдачи разрешения на строительство многоквартирного <адрес>, действия Приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" распространяются на истца, так как с ним был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ. на участие в строительстве жилья и внесенные денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома, и в Приказе№403 от 20.09.2013г. не указано, что в Реестр могут быть включены только те граждане, договора с которыми были заключены после вступления в действие Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Суд полагает, что представителем ответчика не правильно толкуются нормы закона, подлежащего применению.

В связи с указанным суд считает, что Попов А.Н. соответствует п. 3 ч.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в связи с чем, приказ Инспекции государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным приказ Инспекции государственного строительного надзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включение в Реестр граждан, чьи денежные средства были и привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены Попова Александра Николаевича.

Обязать Инспекцию государственного строительного надзора по Воронежской области включить Попова Александра Николаевича в Реестр граждан, чьи денежные средства были и привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: