Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
с участием помощника прокурора Клоковой И.П.,
при секретаре Пироговой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3139\17 по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области, ФИО2 и признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу № 11,
Установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области, в обоснование которого указал следующее.
Решением Территориальной избирательной комиссии Клинского района от 2 октября 2017 года № 2/29 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Клин первого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу № 11 на основании решения избирательной комиссии «О регистрации ФИО1, выдвинутого избирательным объединением «Клинское районное отделение Московского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу №11» от 11.11.2017 г. № 27/42.
Решением избирательной комиссии «О регистрации кандидата ФИО2, выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу № 11» от 10.11.2017 № 23/41 по одномандатному избирательному округу № 11 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов городского округа Клин ФИО2
Считает решение территориальной избирательной комиссии от 10.11.2017 г. № 23/41 незаконным и подлежащим отмене, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться кандидата ФИО2 отсутствует однозначное обязательство в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Вместо этого она взяла на себя обязательство в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании предоставить в территориальную избирательную комиссию Клинского района копию приказа (иного документа) об освобождении ее от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либокопии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязательств.
Также имеются нарушения в оформлении сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату ФИО2 на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленных в избирательную комиссию. Согласно форме Приложения №1 к Федеральному закону все неуказанные в сведениях ФИО2 графы являются самостоятельными графами формы и неотъемлемой частью утверждённой формы Приложении №1 к Федеральному закону, их неуказание является грубым нарушением в оформлении сведений.
В соответствии с Решением 7/31 от 10 октября 2017 года «О количестве подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списка кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Клин, назначенных на 17 декабря 2017 года» по одномандатному округу № 11 количество подписей, необходимое для регистрации 36, максимальное количество представляемых подписей 40.
Согласно ведомости и итогового протокола проверки подписных листов кандидата ФИО2, рабочей группой избирательной комиссии были выявлены 5 (пять) недействительных подписей из 40 предоставленных, количество подписей, признанных достоверными составило 35 подписей, что является недостаточным для регистрации.
В итоговом протоколе проверки подписных листов содержится предложение рабочей группы отказать в регистрации кандидату.
Вместе с тем, избирательная комиссия проигнорировала нарушения закона, допущенные кандидатом ФИО2 и приняла незаконное решение о ее регистрации в нарушение подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Незаконная регистрация ФИО2 кандидатом на выборах нарушает права кандидата ФИО1 быть избранным на данных выборах при соблюдении принципа равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов.
Определением Клинского городского суда от 21.11.2017г. ФИО2 в соответствии со ст.41 ч.1 п.2,ч.6 КАС РФ привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам.
Представитель Административного ответчика, ТИК Клинского района Московской области возражений против заявленных требований не представил, указав, что решение № 23\41 от 10.11.2017г. принято с нарушением закона.
Административный соответчик ФИО2 и ее представитель ФИО3 возражали против иска, сославшись на то, что территориальной избирательной комиссией Клинского района принято решение о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты в точном соответствии с законом о выборах и не нарушает прав административного истца.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Согласно пункта 2 статьи 33 Федерального закона кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением, иной выборной должности.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отсутствие в заявлении ФИО2 обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата
Вместе с тем, довод административного истца о том, что в заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться отсутствует обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, суд считает несостоятельным, поскольку в поданном кандидатом ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Клинского района Московской области заявлении о согласии баллотироваться от 14.10.2017г., содержится обязательство в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании предоставить в территориальную избирательную комиссию Клинского района копию приказа (иного документа) об освобождении ее от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либокопии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, и при этом выражено согласие баллотироваться именно кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин Московской области. Следовательно, данное кандидатом обязательство касается деятельности, несовместимой со статусом депутата Совета депутатов городского округа Клин Московской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона наряду с иными документами для выдвижения кандидат обязан предоставить в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Приложению №1 к Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В избирательную комиссию ФИО2 представлены Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 01.10.2017г.
Указанные сведения представлены по установленной федеральным законом форме, содержат собственноручную подпись ФИО2 В связи с отсутствием у кандидата ФИО2 недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества, в том числе акций, ценных бумаг, в указанных графах проставлен прочерк. Указание места нахождения,(адреса), общей площади( кв.м.) недвижимого имущества, также как указание вида, марки, модели, года выпуска транспортного средства, указание наименования организации, ИНН, адреса, количества акций, номинальной стоимости одной акции, указание вида ценной бумаги, лица, выпустившего ценную бумагу, ИНН, адреса, количества ценных бумаг, общей стоимостью, указание наименования организации, ИНН, адреса, доли участия в коммерческих организациях, необходимо лишь при наличии у кандидата названного имущества, транспортных средств, акций, ценных бумаг и т.д., а не при их отсутствии. Содержание представленных Сведений с проставлением прочерка в указанных выше графах не может свидетельствовать об их несоответствии установленной законом форме.
Таким образом, доводы административного истца в части отсутствия в заявлении о согласии баллотироваться обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также доводы о несоответствии Сведений о доходах и имуществе установленной законом форме, суд считает необоснованными и не влекущими признание регистрации незаконной.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в частности, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При этом положения пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в перечне оснований к отказу в регистрации кандидата выделено среди прочего - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Согласно этому порядку право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным (пункт 7 названной статьи).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1483-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "з" пункта 6.4 и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой статьи(подпункт "в" пункта 6.4).
Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 8 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно Решения № 7/31 от 10 октября 2017 года «О количестве подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списка кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Клин, назначенных на 17 декабря 2017 года» по одномандатному округу № 11 количество подписей, необходимое для регистрации 36, максимальное количество представляемых подписей 40.
Согласно ведомости и итогового протокола проверки подписных листов кандидата ФИО2, рабочей группой избирательной комиссии были выявлены 5 (пять) недействительных подписей из 40 предоставленных, количество подписей, признанных достоверными составило 35 подписей, что является недостаточным для регистрации.
В итоговом протоколе проверки подписных листов содержится предложение рабочей группы отказать в регистрации кандидату.
Согласно сведений, проверенных ОВМ ОМВД России по Клинскому району, установлены несоответствия в указании серии и номера паспорта по АСР на листе 4, №1, несоответствие адреса по АСР на листе 7, №3, несоответствие адреса по АСР на листе 8, №1,№2,№4.
Кроме того, вышеизложенное нашло свое подтверждение сведениями ОВМ ОМВД России по Клинскому району №14-ОВМ-420 от 08.11.2017г., согласно которого в адресно-справочной картотеке ОВМ ОМВД России по /адрес/ содержится информация о том, что ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: /адрес/ с 01.07.2000 г., штамп о регистрации по месту жительства по адресу: /адрес/, датировано 08.05.2007 г. является недействительным.
Никаких доказательств, опровергающих вышеизложенное, административным соответчиком в материалы дела не представлено.
Вышеизложенные обстоятельства должны были стать основанием для отказа в регистрации кандидата ФИО2 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, однако в нарушение указанной нормы закона территориальная избирательная комиссия зарегистрировала кандидата.
Незаконная регистрация ФИО2 кандидатом по одномандатному округу № 11 нарушает права зарегистрированного кандидата в депутаты по тому же избирательному округу ФИО1 быть избранным на выборах при соблюдении принципа равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов, что предусмотрено ст.ст.5, 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Руководствуясь ст. 175-180, КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Клинского района от 10 ноября 2017 года № 23\41 о регистрации ФИО2, выдвинутой избирательным объединением « Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «Партия РОСТА» кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу № 11.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2017 года.
Судья Клинского горсуда: Иоффе Н.Е.